Норвежская музыка

103

О древнем происхождении Н. М. Свидетельствуют муз. Инструменты, найденные при раскопках на терр. Норвегии. Бронзовые рога (2 в. До н.э.), древние арфы, лютни, скрипки, изображения инструментов на камнях (2 в.) и в орнаментах деревянных церквей (с 12 в.), скульптура нар. Музыканта-шпильмана в Нидаросском (позднее Тронхеймском) соборе (12 в.). В сагах и поэмах исландско-норв. Эпоса "Старшая Эдда" (кон. 11 в.) упоминаются муз. Инструменты героев (рог Яллара, берестяной лур, в к-рый трубит Хеймдал, арфа Эгтера), а также музыкантов из свиты короля Хуглейка. Среди них. Рога - луры, ручные горизонтальные арфы - крогарп (широкая) и её разновидности лангарп (продолговатая) и ланглейк (длинная). Нар. Скрипки - гигья и фидла (феле), в сопровождении к-рых скальды распевали свои поэмы.

Древнего происхождения и инструменты пастухов - буккехорн (козий рог), приллархорн (рожок), приллар (бычий рог), берестяной лур, мунхарп (губная гармоника), селье (род флейты). В 16-17 вв. Получила распространение ёгья, или хардингфеле, - скрипка из Хардангера (зап. Побережье Норвегии) с игровыми и резонирующими струнами (как у виоль д'амур), обычно украшенная резьбой и инкрустированная перламутром. Сохранились сведения о странствующих нар. Поэтах-певцах С. Фенесбане и X. Рунге, исполнителях на феле.Норвегия издавна славилась своими скрипачами-виртуозами. Среди нар. Музыкантов известны К. Луросен, Н. Рекве, Т. Аудунсен (прозвище Мёлларгутен, т.е. "Мельник") и др. Инструментальные наигрыши передавались из поколения в поколение (в 19 в.

Их использовали У. Булль, выступавший с нар. Скрипачом Мёл-ларгутеном, и Э. Григ). Нар. Инстр. Наигрыши (слотты, люарслотты, ланглейкслотты) сохранили причудливую образность и самобытность - мелодич., ладовое, интонац. Своеобразие, связанное с особенностями нар. Ладов (преим. С оборотами, соответствующими лидийскому ладу, с интервалами в 3/ 4 тона у лура и др.), особенности ритмики (синкопы, триоли, пунктированные ритмы).Среди жанров нар. Песен - колыбельные, шуточные, любовные, "богатырские", состязательные (когда певцы поочерёдно импровизируют варианты напевов), рыбачьи, а также духовные. Особенно оригинальны пастушьи, богатые мелизматикой, осн. На звукоподражании перекличкам в горах и наигрышам рожков, заканчивающиеся развитой фиоритурой (жанры локк, хаукинг, лильинг).

Своеобразны нар. Танцы (особенно районов Хардангера, Тронхейма и Телемарка), к-рые за их стремительные темпы, скачки, синкопы называют "танцами горных духов", "танцами чёрта". Спринггар, спрингданс ("прыгунец" - групповой танец в трёхдольном размере, исполняющийся парами), халлинг (сольный муж. Танец в двухдольном размере - 2/4 или 6/8. Требует силы и ловкости), быстрый иёльстер. Среди других - свадебный марш-шествие и медленный старинный танец гангар (6/8).Особенности нар. Н. М. Обусловлены своеобразием природы и обособленностью горных районов страны, где дали гор и моря, фьорды, скалы, ущелья рождали песни о великанах, внушавшие смелость, мужество и страсть к путешествиям (характерные черты викингов), как и песни о горных духах, троллях и гномах, лесных девах-гульдрах, фантастич.

Птицах и животных. В эпич. Песнях 12-16 вв. Воспевались подвиги викингов (богатырские "чемпевисер"), рыцарей и первых королей - Харальда Хорфагера, Олафа, Хокона и др. Фантастичностью отличались старинные баллады и песни-поэмы ("Слово о сновидении", "Свадьба воронов", баллады о борьбе Сигурда со Змеем-Фафнером, гномом Брурой и др.). Из-за особенностей ист. Развития Норвегии, находившейся в 1380-1814 под властью Дании, нац. Проф. Иск-во долго не получало развития. В то же время нар. Н. М. Сохраняла свои оригинальные черты. Пользовались популярностью нар. Певцы и исполнители на нар. Инструментах.Ср.-век. Церк. Н. М. Развивалась в русле европ. Влияний, на основе григорианского пения. Позднее норв. Церк. Музыканты, обучавшиеся во франц. Монастыре Сен-Виктор, писали музыку в стиле франц.

Полифонистов ("Магнус-гимн", 12 в. Фрагменты из соч., связанных с культом св. Олафа в Тронхейме), затем в стиле мастеров нидерландской школы и Палестрины (мотет Экхиенуса - Орместарда из Упсалы, 1590)."Баллада о сне" (12 в.). Мелодия легла в основу ряда симфонических и камерно-инструментальных произведений современных норвежских композиторов.Хоральные сборники с нар. Напевами и норв. Текстами появились лишь в 19 в. (первый сб. - О. А. Линнемана, 1835). Гор. И церк. Музыканты (гл. Обр. Датчане и немцы) с 17 в. Находились на жалованье гор. Управлений. Проф. Музыканты 18 в. (преим. Немцы) - Г. Фон Бертуш из Осло, автор 24 клавирных сонат. Композиторы и органисты И. Д. И И. Г. Берлины (отец и сын. Последний был также чембалистом) из Тронхейма. Ф. В. Ф. Фогель из Бергена.

А. Флинтенберг (норвежец) из Кристиании, писавший кантаты и "страсти", органисты, композиторы и дирижёры Ф. Грот и К. Арнольд (учитель X. Хьерульфа и Й. Свенсена). С кон. 18 в. Выдвигается семья Линнеманов ("норвежских Бахов"), из к-рой вышло неск. Поколений выдающихся органистов и композиторов. Наиболее известен Л. М. Линнеман, один из основателей норв. Муз. Школы, композитор (импровизатор), теоретик и педагог, первый собиратель нац. Муз. Фольклора (прославился в Англии как органист-импровизатор). В сер. 18 в. Норвегию впервые посетила итал. Оперная труппа П. Минготти, исполнившая в столице - Кристиании (до 1624 и после 1924 - Осло) "Артаксеркса" К. В. Глюка (1749). В кон. 18 - нач. 19 вв. Европ. Оперы периодически ставились на драм. Сценах силами гастролёров (с 1827 - в т-ре Стрёмберга, с 1837 - в гор.

Т-ре в Кристиании). С 1760 начались концерты орк. Музыки в Кристиании, в зале ратуши (рук. П. Хеч). Муз. Жизнь развивалась гл. Обр. В Кристиании, а также в Тронхейме (Муз. Об-во, осн. В 1761) и Бергене (муз. Об-во "Гармония", осн. В 1765). Интерес к нар. Н. М. Проявился в связи с нац.-освободит. Движением 19 в., в период шведско-норв. Унии (1814-1905). Популярность получили нац.-патриотич. Песни, в т.ч. "Солнце Норвегии" К. Блома (1820, сл. X. Бьеррегора), к-рую пели как нац. Гимн. Первым норв. Композитором, использовавшим нац. Мелодии, был В. Тране (песня горца из его музыки к пьесе X. Бьеррегора "Приключение в горах" стала народной). С сер. 19 в. Появляются издания нар. Песен и их обр. Сб-ки Л. М. Линнемана. "68 мелодий норвежских гор" (в обр. Для фп., 1841), "Старые и новые мелодии норвежских гор" (1848-67) и др., позднее сб-ки К.

Эллинга, У. М. Санвика, А. Бьёрндаля и др. В 1850-60-е гг. Формируется нац. Муз. Школа, в развитии к-рой сыграло роль влияние нем. Романтиков (К. М. Вебер, Р. Шуман, Ф. Мендельсон), а также Ф. Шопена. В числе основоположников этой школы - X. Хьерульф, создатель норв. Романса, предшественник Э. Грига в жанрах лирич. Песен и фп. Пьес, основатель абонементных симф. Концертов в Кристиании (1857), и У. Булль, скрипач-виртуоз, получивший мировую известность, композитор, основатель норв. Муз. Т-ра Нац. Сцена (имел свой оркестр) в Бергене - центре нац. Муз. Движения. Выдающимся муз. Обществ. Деятелем был комп. И дир. Р. Нурдрок, автор нац. Патриотич. Гимна ("Да, мы любим край родной" на сл. Б. Бьёрнсона, осн. На нар. Мелодии 16 в.), организатор муз. Об-ва "Евтерпа" в Копенгагене (1864), пропагандист новой норв.

Музыки, друг и вдохновитель Э. Грига, написавшего "Траурный марш" его памяти. Среди др. Музыкантов 2-й пол. 19 в. - дирижёр, композитор и педагог, автор первого очерка по истории Н. М. И. Г. Конради (соратник X. Хьерульфа), пианисты-композиторы Т. Д. А. Теллефсен (ученик Ф. Шопена) и X. Каппелен, известный педагог Э. Нойперт (в 1881-83 преподавал в Москве), органист Тронхеймского собора и автор муз. Произв. Разл. Жанров М. А. Удбю, автор хоров и обществ. Деятель И. Д. Беренс, О. Винтер-Ельм (написал 1-ю норв. Симфонию) и Ф. А. Рейссигер (композитор и капельмейстер). Наиболее яркий из современников Грига - Ю. Свенсен, композитор, создавший на основе норв. Муз. Фольклора романтич., в т.ч. Программные, симф. Произв., скрипач и известный дирижёр (концертировал в Петербурге в 1885).Деятельность этих музыкантов подготовила почву для творчества Э.

Грига, возглавившего нац.-романтич. Направление, классика Н. М., благодаря к-рому норв. Муз. Иск-во приобрело мировое признание. Его дарование ярко проявилось в музыке к пьесам совр. Ему нац. Драматургов Г. Ибсена и Б. Бьёрнсона, в циклах фп. Пьес, романсах, камерно-инстр. И орк. Произв., где поэтически запечатлены картины сев. Природы и нар. Жизни, мир лирич. Переживаний и нар. Сказочной фантастики. Оригинальность творчества Грига (своеобразие мелодики, гармонии, острота и прихотливость ритмики) обусловлена глубоким претворением норв. Муз. Фольклора. Григ был также выдающимся муз.-обществ. Деятелем. Он выступал как дирижёр (вместе с Винтер-Ельмом) в абонементных концертах (1867), в концертах муз. Об-ва "Гармония" в Бергене (1880-82. После Грига об-во возглавляли И.

Хольтер, П. Винге, Ю. Хальворсен, X. Хейде), в концертах Муз. Об-ва, основанного им в Кристиании вместе с Ю. Свен-сеном (1871. Продолжатели - Свенсен, У. Ульсен, Ю. Сельмер, Хольтер, К. Ниссен. Преобразовано в 1919 в Филармонич. Об-во).С кон. 1870-х гг. В муз. Жизни Норвегии наблюдался дальнейший подъём. В Кристиании было организовано квартетное об-во (1876), открыта консерватория (1883. Основатель Л. М. Линнеман. Его сын Питер участвовал в её организации, руководил до 1930, затем консерваторией руководил внук Л. М. Линнемана - Б. Т. Линнеман). В Нац. Т-ре с 1899 ставились оперы и оперетты силами норвежских артистов с участием гастролёров. Известны певицы У. My и М. Лунд-стрём, выступавшие во Франции ("Тиволи-театр", 1883-86).Среди композиторов кон.

19 - 1-й пол. 20 вв. - последователи Грига и Свенсена, развивавшие традиции норв. Романтизма, симфонист Ю. Сельмер (в его музыке заметно также влияние Г. Берлиоза и Р. Вагнера. Впервые в Н. М. Использовал в оркестре нек-рые вост. Инструменты), А. Беккер-Грёндаль (пианистка, ученица X. Бюлова и Ф. Листа. Автор популярных фп. Пьес), У. Ульсен, Й. Харклоу, К. Эллинг (также фольклорист), К. Синдинг, возглавивший после Грига нац. Направление. Выделяется творчество Ю. Хальворсена, к-рый был также скрипачом и дирижёром, записывал нар. Наигрыши для Грига. Создал программные произв., отличающиеся нац. Колоритом, в к-рых претворил древние норв. Предания, использовал хардангерскую скрипку. Признание за пределами Норвегии получили оперы Г. Скьеллерупа в стиле вагнеровских муз.

Драм. Нац. Традиции с влиянием поздних нем. Романтиков сочетали в своих произв. Я. Боргстрём (автор симф. Поэм. Писал также муз.-критич. Статьи вагнеровской ориентации), П. Лассон, С. Ли, пианисты и комп. X. Клеве, Э. Альнес и Ю. Баккер-Лунне. Нац. Направление продолжил А. Эгген, к-рому принадлежат обр. Нар. Мелодий (его брат Э. Эгген - исследователь нар. Н. М.). Черты импрессионизма проявились в творчестве А. Хурума, Т. Турьюссена, Д. М. Юхансена (также автор монографии о Григе).Один из видных представителей совр. Н. М. - Ф. Вален (последователь А. Шёнберга). В 1920-е гг. Он создал свой тип линеарной диссонантной полифонии (был учителем мн. Совр. Норв. Композиторов), развивал принципы додекафонии. Его творчество приобрело популярность в кон. 1940-х гг. (созданы об-ва по изучению музыки Валена в Осло и Лондоне).

Для представителей Н. М. 1930-40-х гг. Характерны как традиционализм (произв. Л. И. Йенсена, X. Ли, М. М. Ульвестада, С. Юрдана), так и стремление соединить нац. Основу с новыми выразит. Средствами. К последнему направлению относятся X. Северуд, эволюционировавший от романтизма к экспрессионизму, автор произв., посв. Борцам Сопротивления, в т.ч. "Слоттов" для оркестра (1941), симфоний (выделяются 5-я, 1941, и 6-я, "Dolorosa", 1942), музыки к драме Г. Ибсена "Пер Гюнт" (осн. На норв. И вост. Фольклорном материале). С. Ульсен (для него характерно утончённое изображение норв. Природы, нац. Окраска образов). К. Эгге, Э. Гровен (лейттема его симфонии "На высокогорных равнинах" стала позывными Норв. Радио. Создал чет-вертитоновый орган с целью воплощения нар.

Н. М. В её интонационном своеобразии), Е. Твейт (отразил характерное для Н. М. Сочетание элегич. И юмористич. Черт, оригинально интерпретируя норв. Муз. Фольклор в фантазии "100 хардангерских мелодий", концертах для фп., для хардангерской скрипки и др. Произв., применял древние нар. Инструменты - набор пентатонно настроенных барабанов, завоевал известность во Франции). Нар. Мелодии использованы также в "Норвежском concerto grosso" (1952) У. Хьелланна, знатока инстр. Н. М. (изучал муз. Фольклор р-на Те-лемарка). На нац. Основе созданы хоровые произв. Т. Бека.В 1930-40-х гг. Выдвигаются композиторы франц. Ориентации - Б. Брустад, П. Халл (известна и как муз. Критик), К. Андерсен (также виолончелист и теоретик). В совр. Норвегии получили значит. Развитие церк.

Музыка и органное исполнительство. Среди авторов церк. Музыки - Л. Нильсен, органист и кантор в Тронхеймском соборе, С. Исландсмуэн (оратории, осн. На нар. Мелодиях, и др.), выдающийся органист А. Санволль, К. Баден (месса на совр. Текст, 1953), Р. Карлен (традиционная церк. Музыка). Среди композиторов сер. 20 в. - Э. Ховланн, Э. Хьельсбю, К. Кольберг (балет на религ. Сюжет "Женщина из Канны Галилейской", с органом и удар. Инструментами), К. Нюстедт, к-рый прошёл путь от нац. Романтизма через нац. Окрашенный неоклассицизм ("Дивертисмент" для 3 труб и струн. Оркестра, и др.) и экспрессионизм ("Семь печатей" - "видения" для симф. Оркестра) к сонористике ("Момент" для сопрано, челесты и ударных).Если до 40-х гг. 20 в. Доминирующими в Н. М. Были традиции нац.

Романтизма, гл. Обр. Грига, то с кон. 1940-х гг. Преобладал интерес к совр. Зап.-европ. Музыке. Наиболее явственны влияния И. Ф. Стравинского, П. Хиндемита, Б. Бартока, а также Д. Д. Шостаковича, сказавшиеся в творчестве И. Квандаля ("Симфонический эпос", 1962). Влияния франц. Музыки 1940-1950-х гг., как и нем. Неоклассицизма, по-разному проявились в произв. П. X. Альбертсена, Э. Ф. Брейна, Э. X. Булля, Э. Соммерфелда, Т. Кнудсена, А. Хьельдоса, Ф. Лудта, А. Дёрумсгорда и X. Юнсена, творчество к-рых, однако, не утратило нац. Окраски.В 1950-60-е гг. Норв. Композиторы- авангардисты (см. Авангардизм) под влиянием совр. Польской композиторской школы (К. Пендерецкий, В. Лютославский и др.) обращаются к сонорному экспериментаторству. С кон. 1960-х гг. В Н. М. Возобновляется интерес к старым муз.

Формам, к-рые сочетаются с новейшими выразит. Средствами. Для совр. Н. М. Характерна элегическая трактовка традиционной "нордической темы" (одиночество человека перед лицом природы - гор и морских далей, водопадов и пр.). С 1950-х гг. Выделяются композиторы, творчество к-рых отмечено смелыми поисками, оригинальностью. Среди них - Ф. У. Арнестад (использует полисерийность в эмоциональных лирич. И причудливо красочных произв. - "Ария-аппасионата" для оркестра, и др.), Ф. Мортенсен (пуантилист и неополифонист), Б. Фонгар (гитарист и композитор, экспериментирующий в области четвертитоновой и электронной музыки). Выдающийся мастер совр. Н. М. А. Нурхейм (Нордхейм). Среди его произв., исполняющихся в разных странах, - "Автеланд" (по поэме П.

Ф. Лагерквиста, 1957), Канцона для оркестра, представляющая собой стилизацию венецианского барокко и отличающаяся необычным использованием струн. Инструментов (соч. 1961. Исполнялась в 1972 в Москве оркестром Моск. Филармонии, дирижёр В. В. Катаев), "Эпитафии" для оркестра и магнитофонной ленты (по поэме С. Квазимодо. Здесь вибрации муз. Инструментов объединяют орк. И электронные звучания, т. О. Создаются звоны, гулы, эхо - образ горных далей, связывающих человека с космосом), "Ответ" ("Respons", для магнитофонной ленты и 2 групп ударных, по 22 инструмента в каждой. Воспроизводятся "звучания космического пространства". Соч. Построено на основе электронных cantus firmus, объединяющих але-аторич. Композицию, с применением утончённых светотеневых контрастов, достигаемых благодаря возможностям электронной техники.

Исполняется в т.н. Синтетич. Представлениях Музея совр. Иск-ва в Осло). Совр. Композиторскую молодёжь возглавляет А. Янсон, пианист, джазовый музыкант и композитор, занимающийся сонорным экспериментаторством. Среди др. Совр. Комп. - Р. Бакке, М. Хегдал, Й. Мастад, А. Р. Ольсен, Й. Персен, Я. Э. Петерсон, У. А. Торесен, М. Оле и Г. Сёнстевольд (автор популярной музыки).Развитие муз. Жизни Норвегии до 2-й мировой войны 1939-45 во многом зависело от частной инициативы, от поддержки об-ва "Друзей филармонич. Оркестра" и Филармонич. Об-ва (Осло), при к-ром существуют хор (с 1921), струн. Квартет и др. Ансамбли. Симф. Концерты давал оркестр Нац. Т-ра, реорганизованный в кон. 1940-х гг. В гор. Симф. Оркестр Осло. Симф. Оркестры были созданы также в Тронхейме (с 1909, реорганизован в 1930-е гг.

Дирижёры - У. Хьелланн, А. Фладму, Ф. А. Офтедал) и Ставангере (с 1918, реорганизован в 1938).В годы фаш. Оккупации в знак протеста публичные концерты были прекращены. После 1945 началось активное развитие муз. Жизни (мн. Новые муз. Учреждения субсидировались гос-вом). В 1946 для организации симф. Оркестров, финансирования оперы, строительства конц. Зала и Высшей школы музыки в Осло был создан Комитет по вопросам музыки. Муниципалитет Осло организует концерты гор. Симф. Оркестра в ун-те, на радио, гастрольные поездки по стране. В Бергене имеется симф. Оркестр муз. Об-ва "Гармония", с 1953 проводятся ежегодные майские фестивали симф. Музыки (дирижёры - К. Гарагулю, А. Фладму). Своего оперного т-ра в Норвегии не было до сер. 20 в. Организованная в 1918 Комич.

Опера в 1921 распалась. В 1950 возникло акционерное об-во "Норвежская опера" (основатели Й. И Г. Брунволли, худ. Рук. - венг. Музыкант И. Пайор). В 1958 в Осло открылась "Норвежская опера" (дир. А. Фладму, худ. Рук. К. Флагстад и Э. Фьельстад). Среди оперных певцов - И. Андресен, К. А. Эствиг, Й. Оселио, Э. Гульбрансон, К. Э. Норена, А. Н. Лёвберг, певицы - С. Арнольдсон, Г. Гроруд. Имеются консерватория в Осло (с 1883), Академия музыки в Бергене (с 1905), консерватория в Ставангере (с 1945), Высшая школа музыки в Тронхейме (с 1961. На основе муз. Школы, созданной в 1911). Работает Норв. Муз. Изд-во (в Осло). С 1954 существует отделение музыковедения в Ин-те философии и истории при ун-те в Осло (готовит гл. Обр. Педагогов, применяющих систему муз. Воспитания К. Орфа и З.

Кодая). Работают многочисл. Муз. Союзы и об-ва, в т.ч. Норв. Совет по вопросам иск-ва, Союз норв. Композиторов, Филармонич. Об-во, Об-во новой музыки (секция Междунар. Об-ва совр. Музыки, рук. К. Шульстад), Об-во "Друзей музыки", Объединение норв. Музыкантов, Норв. Союз муз. Педагогов, Союз солистов, "Молодые норв. Музыканты", Союз норв. Оперных певцов, многочисл. Хор. Союзы.Литература. Финдейзен H., Музыка в Норвегии. Очерки её развития, СПБ, (1910). Niemann W., Die Musik Skandinaviens, Lpz., 1906. Sandvik O. M., Schjelderup G., Norges musikhistorie, bd 1-2, Kristiania, 1921. E1ling С., Norsk folkemusikk, Kristiania, 1922. Kvamme В., Norwegian music, Oslo, 1949. Gaukstad Ш., Norsk folkemusikk, ein bibliografi, Oslo, 1951. Вjшrnda1 А., Norsk folkemusikk.

Utgjeve som festskrift til 70-еrs dagen, Bergen, 1952. Lange K., Шstvedt А., Norwegian Music, L., (1958) (рус. Пер. - Ланге К., Эствед А., Норвежская музыка, М., 1967). Шst-vedt А., Music and musicians in Norway today, Oslo, 1961. Grinde N., Norsk musikk historie. Hovedlinjer i norsk musikkliv gjennom 1000 еr, (Oslo o. A.), 1971. См. Также лит. При статьях Григ Э. Х., Нурдрок Р.Л. Г. Бергер..

Значения в других словарях
Нонет

(итал. Nonetto, от лат. Nonus - девятый. Нем. Nonett, англ. Nonet). 1) Сочинение для 9 инструментов. Термин может обозначать и сочинение для 9 певч. Голосов (с сопровождением или без него), однако образцы вок. Н. Не получили известности. Как правило, инстр. Н. Представляет собой многочастное камерное произведение в форме сонатно-симф. Цикла. Основу инстр. Состава Н. Образует обычно струн. Квартет или квинтет, к к-рому присоединяются разл. Деревянные дух. Инструменты, валторна (изредка и др. Инст..

Ноно Л.

(Nono) Луиджи (р. 29 I 1924, Венеция) - итал. Композитор. Чл. Итал. Коммунистич. Партии (ИКП), чл. ЦК ИКП (с 1975). В годы 2-й мировой войны 1939-45 участвовал в итал. Движении Сопротивления. Окончил ф-т права Падуанского ун-та (1946). Композицией занимался у Дж. Ф. Малипьеро в консерватории в Венеции, позже - у Б. Мадерны и Г. Шерхена. В 1950-е гг. Вместе с П. Булезом и К. Штокхаузеном возглавил европ. Муз. Авангардизм. Под влиянием творчества А. Веберна и А. Шёнберга положил начало радикально-..

Нордаль Й.

(Nordal) Йоун (р. 6 III 1926, Рейкьявик) - исл. Композитор, пианист и педагог. В 1940-45 изучал теорию музыки под рук. В. Урбанчича, затем - у С. Кристианссона и Й. Тоуураринссона в муз. Колледже Рейкьявика. В 1949-51 обучался у В. Фрея (фп.) и В. Буркхарда (композиция) в Цюрихе, в 1956-57 занимался в Париже и Риме, завершил муз. Образование в Дармштадте. С 1959 преподаёт игру на фп. В муз. Колледже Рейкьявика. С 1968 чл. Швед. Корол. Академии музыки и президент секции новой музыки Междунар. Об-..

Нордика Л.

(Nordica) (наст. Фам. - Нортон, Norton) Лиллиан (12 XII 1857, Фармингтон, штат Мэн - 10 V 1914, Батавия, ныне Джакарта, о. Ява) - амер. Певица (сопрано). Училась (до 1876) у Дж. О'Нейла в консерватории в Бостоне. В 1876-78 концертировала в Бостоне, Нью-Йорке и др. Как оперная певица дебютировала в 1877 в т-ре "Мэдисон-сквер-гарден" (Нью-Йорк), концертировала в Хрустальном дворце (Лондон). Совершенствовалась у А. Санджованни в Милане (1878-79). В 1879 выступала под фам. Нордика на сценах т-ров Ми..

Дополнительный поиск Норвежская музыка Норвежская музыка

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Норвежская музыка" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Норвежская музыка, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 17 символа