Органный пункт

150

Педаль (нем. Orgelpunkt, франц. Pйdale infйrieure, итал. Pйdale d'armonia, англ. Pedal point),- выдержанный звук в басу, на фоне которого другие голоса движутся свободно, иногда вступая в функциональное противоречие с басом (вплоть до ухода в далёкие тональности). Гармонич. Согласованность О. П. И остальных голосов восстанавливается в момент его прекращения или незадолго до этого. Выразительность О. П. Связана с гармонич. Напряжением, определяющимся функциональным несовпадением выдерживаемого звука и др. Голосов. О. П. Обогащает звучание гармонич. Вертикали, приводя к полифункциональности.Наиболее часто употребляются О. П. На звуке тоники (I ступень лада) и доминанты (V ступень). О. П. Представляет собой усиление соответствующей ладовой функции, распространение её не на один аккорд, а на обширное гармонич.

Построение. Тем самым он имеет объединяющее значение, скрепляя разнородные элементы развития верхних голосов. О. П. На тонике вносит в музыку ощущение устойчивости, порой и статичности. Он находит наибольшее применение в заключит., а также начальных разделах муз. Произведений (напр., заключит. Раздел в сцене смерти Бориса из оперы "Борис Годунов", начало 1-го хора в "Страстях по Матфею" И. С. Баха). О. П. На доминанте соединяет в себе функционально неустойчивую басовую опору с неустойчивыми же, далёкими от тоники созвучиями в верхних голосах, к-рые оказываются подчинёнными доминантовой функции баса. Он придаёт музыке характер напряжённого ожидания. Наиболее типично применение его перед репризой (особенно в сонатном allegro - напр., I ч.

8-й сонаты c-moll для фп. Бетховена), также перед кодой. Встречается и во вступлениях.О. П. Возможен не только в басу, но и в др. Голосах (обычно наз. Выдержанным звуком) - в верхнем (франц. Pйdale supйrieure, итал. Pйdale, англ. Inverted pedal, напр., III ч. 3-го квартета Чайковского) и среднем (франц. Pйdale intйrieure или mйdiaire, итал. Pйdale, англ. Internal pedal, напр., пьеса "Виселица" из фп. Цикла "Ночной Гаспар" Равеля). Известны образцы двойного О. П.- одноврем. На звуках тоники и доминанты. Подобный О. П., в к-ром господствует тонич. Функция, характерен для муз. Фольклора разных народов ("волыночные квинты"), применяется он и в проф. Музыке, особенно при имитировании нар. Музицирования (напр., V ч. 6-й симфонии Бетховена). Двойной доминантовый О.

П.- на звуках доминанты (нижний) и тоники (в переходе к финалу 5-й симфонии Бетховена). Изредка встречаются О. П. На др. Ступенях (напр., на III ступени минора - в трио из II ч. 6-й симфонии Чайковского. Выдержанный звук IV ступени - в фп. "Серенаде" Рахманинова). Эффект О. П. Сохраняется и в тех случаях, когда образующий его звук не тянется, а повторяется (напр., IV картина из оперы "Садко" Римского-Корсакова) или когда повторяются краткие мелодич. Фигуры (см. Остинато).Как художеств. Явление О. П. Коренится в нар. Музыке (сопровождение пения игрой на волынке и подобных инструментах. Происхождение термина "О. П." связано с практикой раннего многоголосия, органума. Гвидо д'Ареццо (11 в.) описал в "Micrologus de disciplina artis musicae" (1025-26) двухголосный "парящий" органум с косвенным движением голосов ("Organum suspensum"):Франко Кёльнский (13 в.), говоря (в трактате "Ars cantus mensurabilis") об органуме, применяет и сам термин "О.

П." - "organicus punctus". Под "пунктом" здесь подразумевается раздел органума, где выдержанному звуку кантуса контрапунктирует мелодич. Рисунок верхнего голоса ("пунктом" наз. И сам такой звук). В дальнейшем под О. П. Стали понимать долгий педальный звук органа, широко используемый в органной музыке в соответствии с технич. Возможностями инструмента (франц. Термин point d'orgue во франц. Музыковедч. Литературе означает или импровизац. Каденцию солиста, или, чаще, фермату). В полифонич. Формах средневековья и Возрождения явления О. П. Часто вызваны техникой cantus firmus (у Г. Де Машо, Жоскена Депре и др.), звукам к-рого придавалась большая продолжительность.В 17-19 вв. О. П. Приобрели (особенно в классия. Муз. Формах) динамич. Свойства, стали мощными рычагами развития.

В 19 в. О. П. Начали использовать как колористич., жанрово-характеристич. Средство (напр., "Колыбельная" Шопена, "Старый замок" из "Картинок с выставки" Мусоргского, II д. Из оперы "Князь Игорь", "Песня Индийского гостя" из оперы "Садко"). В 20 в. Появились иные способы применения О. П. (и остинато). Значение О. П. Может иметь аккорд (напр., кода I я. 8-й симфонии Шостаковича) или сложное созвучие. О. П. Может приобретать характер фона (напр., вступление к "Весне священной") и необычные фактурные формы (напр., предыкт к репризе в IV ч. 2-й фп. Сонаты Прокофьева - 15 резко акцентированных звуков eis как вводнотоновый предыкт к репризе в тональности d-moll).Литература. См. При ст. Гармония.Ю. Н. Холопов..

Значения в других словарях
Орган

(лат. Organum, от греч. Organon - орудие, инструмент. Итал. Organo, англ. Organ, франц. Orgue, нем. Orgel) - клавишно-духовой муз. Инструмент сложного устройства. Типы О. Многообразны. От переносных, небольших (см. Портатив, Позитив) до гигантских инструментов, имеющих св. 30 тыс. Труб. Осн. Части О. Трубы. Воздухонагнетательный механизм - мехи и деревянные воздухопроводы. Аппарат управления - кафедра (Spieltisch), где размещается органист и где находятся клавиатуры для рук - мануалы (от лат. Ma..

Органиструм

(позднелат. Organistrum), вьель (франц. Vielle, vielle а roue, итал. Lira tedesca, нем. Leier, Drehleier, рус- колёсная лира),- старинный нар. Струн. Муз. Инструмент. Резонирующий деревянный корпус имеет форму ящика, груши, восьмёрки. Струн 4-6, из них нек-рые служат для исп. Мелодии, а остальные - для выдерживания остинатных басов. Колесо, к-рое исполнитель с помощью особой ручки вращает левой рукой, выполняет функцию своеобразного смычка. Клавиши, нажимаемые правой рукой, приводят в действие м..

Органум

(позднелат. Organum, от греч. Organon - инструмент, орудие) - общее наименование неск. Наиболее ранних видов европ. Многоголосия (кон. 9 - сер. 13 вв.). Первоначально О. Назывался только сопровождающий голос, позднее термин стал обозначением типа многоголосия. В широком смысле к О. Относят всё раннее ср.-век. Многоголосие. В узком - начальные, строгие его формы (параллельное движение квартами и квинтами, также с добавлением их октавных расширений), в отличие от развившихся в рамках О. И получивш..

Орделовский Г. В.

Гунар Вольдемарович (р. 28 III 1927, г. Елгава) - сов. Композитор и дирижёр. Нар. Арт. Латв. ССР (1977). Чл. КПСС с 1963. Окончил Латв. Консерваторию по классам тромбона у К. Изарта (1949) и композиции у А. Скулто (1968). Рук. Ансамбля песни и танца Латв. Филармонии (1953-63). Дирижёр Рижского т-ра оперетты (1963-68). Гл. Дирижёр дух. Оркестра "Рига" (с 1973). С 1971 зав. Кафедрой дух. Инструментов Латв. Консерватории (с 1978 доцент).Сочинения. Мьюзиклы - Купальщица Сюзанна (Peldelaja Zuzanna, 1..

Дополнительный поиск Органный пункт Органный пункт

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Органный пункт" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Органный пункт, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 14 символа