Пекин

116

Столица КНР, муз. Центр. 7570 тыс. Жит. (1970). Как культурный, в частности муз., центр выдвинулся после перенесения в П. Столицы кит. Гос-ва в 1421. Оживлению театр.-муз. Жизни способствовало пребывание в П. Имп. Двора, придв. Знати, просвещённых и торгово-ремесл. Кругов населения. В 15-16 вв. Было развито нар. Музицирование. В торжеств. Придв. И храмовых церемониалах в соответствии с традициями сочетались пение, инстр. Музыка и танец. На парадных приёмах во дворце, на семейных праздниках в домах аристократии выступали частные труппы актёров. Для демократич. Публики были организованы зрелища с музыкой (сохранились в осн. Чертах до 20 в.). Разл. Представления (их устройством занимались гор. Землячества, цех. Объединения ремесленников и торговцев) приурочивались ко времени религ.

И гос. Праздников. Актёры и музыканты выступали в специально построенных помещениях или в храмах. Существовали постоянно действующие театры-рестораны - сичжуан и цза-шуагуань. В сичжуане отмечались семейные праздники, программу составляли гости, выбирая отд. Муз. Номера из спектаклей, входивших в репертуар приглашённой труппы. В цзашуагуани (т-ре увеселений, меньшего размера, чем сичжуан) певцы, инструменталисты и шошуды (рассказчики) исполняли отд. Эпизоды из спектаклей. В 16 в. Возникли гор. Публич. Т-ры - сиюань, положившие начало регулярным выступлениям театр. Трупп (к кон. 18 в. Таких т-ров было 8, в 19 в. - 40). Деятельность гор. Т-ров регулировалась правительством (запрещались спектакли в период 100 дней траура после смерти императора или членов его семьи.

До 1911 в т-ры не допускались женщины, им разрешалось присутствовать лишь на домашних представлениях). С кон. 17 в. Получил распространение гор. Муз. Жанр, т. Н. Цзинцян (столичные мелодии), сложившийся на основе популярного в Китае локального муз. Жанра т. Н. Иянцян (иянские мелодии), связанного с нар. Песнями местечка Иян (пров. Цзянси). Напевы иянцян использовались в вок. И инстр. Произв. Пекинских композиторов, в музыке к театр. Постановкам. С нач. 18 в. Цзинцян был вытеснен более рафинированным театр. Жанром - куньцюй (привезён в П. Актёрами из г. Сучжоу, где он зародился). Благодаря литературной изысканности и камерности мелодий он имел успех при дворе и среди наиболее просвещённой части пекинского общества. В кон. 18 в. В П. Стали постоянно работать труппы из пров.

Аньхой, положившие начало новому театр. Жанру - т. Н. Пекинской муз. Драме. Она впитала в себя особенности местных муз. Стилей (также пров. Ганьсу, Хубэй, Цзянсу) и отличалась праздничным, живым характером (традиции уличных представлений - обилие ударных, сопровождавших чередующиеся арии, песни, диалоги, а также мизансцены, сценич. Движение). В сер. 19 в. Пекинская муз. Драма превратилась в общенац. Форму кит. Традиц. Т-ра, наиболее популярными труппами к-рого были Сыда хойбань (4 большие труппы аньхойской школы), дававшие спектакли в разл. Театр. Помещениях (по 3-4 дня в каждом). Самые известные актёры выступали при дворе. В нач. 20 в. Открылась 1-я студия актёрского мастерства Силяньчэн (позднее наз. Фуляньчэн. В ней учились знаменитые кит.

Актёры Мэй Лань-фан и Чжоу Синь-фан), её выпускники дебютировали в 1904.После событий "4 мая" (1919) представители прогрессивно настроенных молодых музыкантов (среди них Си Син-хай) стали обучаться в консерваториях стран Европы. Комп. Сяо Ю-мэй организовал в Пекинском ун-те спец. Муз. Отделение, где занимались по программам европ. Муз. Уч. Заведений. В 1927 Цай Юань-пэй и Сяо Ю-мэй основали Пекинскую консерваторию (работала до 1937) и симф. Оркестр европ. Типа (рук. Сяо Ю-мэй. Ввёл в муз. Практику европ. Нотацию). В 30-е гг. В П. Создавались хор. Об-ва для пропаганды популярных в то время массовых революц. И боевых (б. Ч. Антияпон.) песен. В 1932 Не Эр и Люй Цзи сформировали революц. Группу музыкантов-песенников.После образования КНР (1949) муз.

Жизнь П. Стала развиваться более организованно. 23 VII 1949 создана Всекит. Ассоциация лит-ры и иск-ва (президент Го Мо-жо), в 1953 из неё выделился Союз китайских музыкантов (председатель Люй Цзи), руководивший муз. Жизнью КНР. В П. Работали. Комп. И скрипач Ma Сы-цун (во время "культурной революции" покинул КНР), комп. И теоретик Люй Цзи, скрипач и дирижёр Хэ Ши-дэ, дирижёр Ли Дэ-лунь, пианисты Лю Ши-кунь, Фу Цун. В нач. 50-х гг. Был осн. Н.-и. Ин-т традиц. Т-ра (рук. Мэй Лань-фан) и Пекинское уч-ще традиц. Т-ра сицюй.В 50-60-е гг. В разл. Жанрах традиц. Муз. Драмы с разнообразными формами песенного, муз. И танц. Иск-ва выступали многочисл. Проф. И самодеят. Муз. Коллективы. Работало ок. 30 т-ров - "Шоуду", "Тянь-цяо", "Жэньминь", Летний муз. Т-р и др., ок.

40 конц. Залов и открытых эстрад. В 1952 в П. Проходил 1-й Всекит. Смотр т-ра и драмы, на к-ром было показано - 150 пьес 23 видов классич. Т-ра. В 1953 в П. Организован Центр. Экспериментальный т-р, сочетавший нац. И европ. Муз. Традиции ("Седая девушка" Ma Кэ и Чжан Лу). Среди опер, пост. Этим т-ром,- "Лю Ху-лань" комп. Чэн Цзы Мао Юаня, Гэ Гуан-жуя и др., а также балет "Волшебный фонарь", соединявший элементы нац. И зап.-европ. Хореографии. Здесь ставились оперы и балеты классич. Европ. Репертуара. В 1961 в П. Был открыт Центр. Концертный зал. Исполнялись зап.-европ. И рус. Классич. Произв., а также соч. Сов. Композиторов. В нач. 1960-х гг. В П. Была переведена из Тянь-цзина Центр. Консерватория, к-рую до "культурной революции" возглавлял Ma Сы-цун. При консерватории продолжал работать созданный в 1954 Ин-т по изучению нар.

Музыки, к-рый организовывал фольклорные экспедиции, ведал исследованием и публикацией нар. Мелодий (рук. Хэ Лу-тин и Ma Кэ). Во время "культурной революции" (2-я пол. 60-х гг.) были закрыты т-ры и конц. Залы, запрещены спектакли традиц. Муз. Драмы и постановки заруб. Муз.-сценич. Произведений. Ставились лишь "образцовые" 5 пьес цзинцзюй (см. Китайская музыка).С нач. 70-х гг. Театр.-конц. Жизнь в П. Несколько оживилась. Открылись нек-рые муз. Уч. Заведения, появились театр. И муз. Коллективы (ок. 20), были поставлены новые спектакли, исполнялись произв. Для фп. (коллективные переработки симф. Соч.). В сер. 70-х гг. В П. Выступали кит. Труппа пекинской муз. Драмы, Центр. Филармонич. Оркестр, Муз.-танц. Коллектив Центр. Ин-та национальностей и др. В 1974 Шанхайский симф.

Оркестр исполнил в П. Новую коллективную симфонию "Взятие горы Вэйхушань" (по мотивам одноим. "образцового спектакля"). В 1974 в П. Проходили смотры спектаклей по произв. Разл. Местных жанров.Литература. Шнеерсон Г., Музыкальная культура Китая, М., 1952. Виноградов В., Музыка в Китайской Народной Республике, М., 1959. Друскин М., О китайском музыкальном театре, в его кн. История и современность, Л., 1960, с. 93-101. Серова С, Пекинская музыкальная драма (сер. XIX - 40-е годы XX в.), М., 1970. Валицкий В., "Культурная революция" в музыке, "СМ", 1970, No 8. Mackerras С. Р., The rise of the Peking opera, Oxf., 1972.С.А.Серова..

Значения в других словарях
Пекарский М. И.

Марк Ильич (р. 26 XII 1940, Москва) - сов. Исполнитель на удар. Инструментах. В 1969 окончил Муз.-пед. Ин-т им. Гнесиных у В. П. Штеймана. С 1965 солист ансамбля "Мадригал". Выступает в концертах камерной музыки как солист и ансамблист, исполняя произв. Эпох средневековья, Возрождения, 20 в. Его игру отличают артистизм, виртуозность, тонкое чувство стиля. С 1973 преподаватель Муз. Уч-ща им. M. M. Ипполитова-Иванова. Знаток и коллекционер удар. Инструментов. Организатор ансамбля удар. Инструменто..

Пекелис М. С.

Михаил Самойлович (р. 29 VII (10 VIII) 1899, Киев) - сов. Музыковед. Окончил в 1922 Киевскую консерваторию по классам фп. (у Г. Н. Беклемишева) и теории и истории музыки (у Б. Л. Яворского). В 1922-24 учился в Высшем лит.-художеств. Ин-те в Москве. В 1923-27 преподавал хор. Пение и теоретич. Предметы в Академии Коммунистич. Воспитания им. Н. К. Крупской, в 1926-37 - в Муз. Техникуме им. Гнесиных, в 1925-43 - в Моск. Консерватории (с 1930 профессор, в 1937-43 зав. Кафедрой истории музыки народов ..

Пеккер Г. И.

Григорий Ильич (р. 11(24) X 1905, Павлоград) - сов. Виолончелист и педагог. Род. В семье музыкантов. Учился игре на виолончели в Петрогр. Консерватории у Л. Аббиате (1916-17) и Е. В. Вольф-Израэля (1922-24). В 1925-26 концертмейстер и солист Рус.-япон. Симф. Оркестра, с к-рым гастролировал в Китае и Японии (был первым сов. Виолончелистом-солистом, выступавшим в Японии). В 1927-29 совершенствовался у Ю. Кленгеля в Лейпцигской консерватории. В 1929-33 концертировал в Германии (исполнял концерт Э. ..

Пеккер Я. Б.

Ян Борисович (р. 22 VIII (4 IX) 1906, Астрахань) - сов. Музыковед и педагог. Засл. Деят. Иск-в Узб. ССР (1956). Кандидат искусствоведения (1956). В 1931 окончил Муз. Техникум им. Гнесиных (класс фп. Сл. Ф. Гнесиной), в 1936 историко-теоретич. Ф-т Моск. Консерватории. В 1936-41 директор муз. Вещания Узб. Радиокомитета, в 1944-48 худ. Рук. Узб. Филармонии. С 1936 преподаёт в Ташкентской консерватории (с 1960 доцент, с 1971 и. О. Профессора), ведёт курс истории музыки и семинар по критике.Сочинения..

Дополнительный поиск Пекин Пекин

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пекин" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пекин, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 5 символа