Пермь

133

(в 1940-57 - Молотов) - центр Пермской обл. РСФСР, один из крупнейших промышленных городов Урала. Долгое время после основания (1781) П. Была только административным центром губернии. В городе было распространено лишь домашнее музицирование. На официальных торжествах и вечерах с танцами играл гарнизонный духовой оркестр, иногда выступали крепостные труппы уральских горнозаводчиков, имевших свои оркестры. С развитием камского пароходства в 1840-е - 50-е гг. И заводской промышленности в П. В 1860-е гг. Культурная жизнь города заметно оживилась. В 1843 здесь нек-рое время выступала проф. Труппа антрепренёра П. А. Соколова, с 1846 возобновившая спектакли в первом театр. Здании (деревянном). Драм. Постановки этой труппы чередовались с оперными (в оркестре 12 чел., дирижёр - Нимвродов, среди исполнителей - актриса и певица Б.

А. Иванова). В 1870 труппой А. Д. Херувимова с участием любителей была пост. Опера "Иван Сусанин". В 1879 в новом, каменном т-ре (построен в 1878) открыла первый в П. Оперный сезон труппа П. М. Медведева. Были пост. "Иван Сусанин", "Руслан и Людмила", "Фауст", "Гугеноты", "Аида" и др. (среди певцов - К. И. Богатырёв, Ф. К. Львов, З. А. Рунич-Давыдова, И. П. Уманец-Райская, З. И. Эйбоженко. Дирижёр У. И. Авранек, режиссёр М. И. Вабиков). Оперы ставились лишь в течение одного сезона, антрепризы последующих лет ограничивались драм. И опереточными спектаклями.К кон. 19 в. Возросло промышленное значение П., увеличилось рабочее население города, сложилась демократич. Интеллигенция. Обществ. Обстановка 90-х гг. 19 в. Отразилась на состоянии муз. Культуры. П. Стала одним из передовых периферийных муз.-театр.

Центров. Начало постоянному оперному т-ру положил сезон 1894/95 при антрепризе П. П. Медведева, державшего драм. И оперную труппы. С 1895 всеми делами т-ра в течение 7 сезонов ведала Гор. Театр. Дирекция (представители от Думы, дирижёр и режиссёр). Режиссёром был Н. Н. Боголюбов, дирижёры - Д. В. Дудышкин и Б. С. Плотников, среди певцов - Е. В. Де-Вос-Соболева, М. С. Ильющенко, А. Н. Круглов, Л. М. Образцов, И. И. Плауктин, А. М. Томская, Д. X. Южин. В репертуаре ведущее положение занимали рус. Оперы. Последние 2 сезона прошли менее удачно и вскоре т-р снова был отдан частной антрепризе, сменявшейся иногда оперными товариществами. В отд. Сезоны т-ром руководили видные музыканты (А. М. Пазовский - 1906, И. П. Палиашвили - 1910-11, 1915-16).Значит. Оживление в муз. Жизнь города вносили гастрольные концерты, до 1880-х гг.

Очень редкие. В 1874 дала 9 концертов Д. М. Леонова, в 80-90-е гг. Выступали пианисты Ан. Контский, А. Рейзенауэр, В. В. Тиманова, виртуоз на корнет-а-пистоне В. В. Вурм, флейтист А. Тершак, певица А. Фострем, виолончелист А. В. Вержбилович. В нач. 20 в. Концерты давали и местные музыканты-профессионалы. Пианистки Л. Басова-Гольдберг (открыла в 1907 частную муз. Школу), Г. Гедговд, Э. Петерсен, скрипач Г. Нагловский, певица М. Василенко-Левитон. Церковный хор участвовал в духовных концертах (в программы входили духовные соч. А. А. Архангельского, А. Т. Гречанинова, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского и др.), иногда исполнялась светская хор. Музыка. В 1890-е гг. Симф. Оркестр Обществ. Собрания выступал в Летнем саду с развлекат. Программой. Позже им исполнялась и серьёзная классич.

Музыка.С 60-х гг. 19 в. Силами любителей в П. Устраивались муз. Вечера и благотворит. Концерты. В 1874 с просветит. Целями был создан Муз. Кружок (включал ок. 100 музыкантов-любителей), к-рый давал закрытые и открытые концерты камерной и хор. Музыки. К кон. 80-х гг. Кружок имел свой оркестр, к к-рому для конц. Выступлений присоединялись театр. Музыканты. В 1894-1900 исполнялись 1-я и 3-я симфонии Л., Бетховена, 1-е фп. Концерты Бетховена и Ф. Листа (солистка - Е. К. Якубовская) и др. Силами членов кружка были показаны отрывки из опер в конц. Исполнении. В 1908 одноврем. Созданы Пермское отделение РМО и Филармонич. Об-во. РМО, ограничив конц. Деятельность камерной музыкой, ориентировалось на местную знать, Филармонич. Об-во - на демократич. Круги интеллигенции и ставило перед собой более широкие просветит.

Цели (камерные и симф. Концерты, организация курсов и муз. Школ, издание аннотированных программ). В симф. Собраниях Филармонич. Об-ва исполнялись произв. В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, М. И. Глинки, П. И. Чайковского (5-я симфония. Первая рус. Симфония, исполненная в П.). В 1908 Филармонич. Об-во основало в П. Публичную муз. Б-ку (существует поныне). В 1910 оба об-ва открыли муз. Классы. Из-за материальных затруднений об-ва существовали лишь до 1912. В 1912-14 с концертами выступал Пермский квартет - группа музыкантов, объединившая в своём составе бывших деятелей РМО и Филармонич. Об-ва.С сер. 1890-х гг. Широкое развитие в П. Получило хор. Иск-во. Хор. Дирижёр и муз. Деятель А. Д. Городцов создавал сельские и фабричные хоры, обучал хормейстеров. В 1896 Городцов открыл в П.

Нотную и муз.-педагогич. Б-ку, организовал и возглавил ежегодные летние курсы по подготовке регентов, а в 1898 - бесплатные зимние народно-певч. Классы по подготовке певцов для хора (существовали до 1917). В 1910-16 он устраивал концерты хоров, исполнявших нар. Песни. Городцов выдвинул и осуществил идею исполнения оперы "Иван Сусанин" крестьянами в естеств. Обстановке. Опера шла сначала в Перми (в 1911 в исполнении учащихся уч-ща для слепых детей, в 1912 - слушателей регентских курсов), а затем, в 1913, в исполнении крестьян в 84 местах Пермской губ. Традиции, заложенные Городцовым и его сподвижниками, позднее нашли продолжение в разнообразных формах художеств. Самодеятельности.Широкие возможности для всестороннего развития муз.

Культуры П. Открылись после Окт. Революции 1917. С 1920 возобновились регулярные спектакли оперного т-ра. В 20-30-е гг. Репертуар т-ра систематически пополнялся классич. Произв., были осуществлены пост. Ряда соч. Сов. Авторов, в т. Ч. Оперы "Орлиный бунт" Пащенко, "Прорыв" Потоцкого, "Тихий Дон" Дзержинского, "Броненосец "Потёмкин"" Чишко, "Мятеж" Ходжи-Эйнатова. В эти годы начала создаваться сеть муз. Школ. В 1921 в рабочем районе города - Мотовилихе была осн. Первая муз. Школа, включавшая фортепьянное и общеобразоват. Отделения (в 1925 преобразована в Муз. Техникум (позднее Муз. Уч-ще), организатором и первым руководителем к-рого был видный хормейстер и педагог А. А. Луканин). В кон. 30-х гг. П. Становится обл. Центром, активизируется её муз.

Жизнь.В годы Великой Отечеств. Войны 1941-45 в П. Находился в эвакуации Ленингр. Т-р оперы и балета, деятельность к-рого способствовала подъёму муз. Культуры города. Помимо спектаклей, артисты т-ра давали концерты в клубах, на предприятиях и в госпиталях.В послевоенные годы важное значение имела деятельность дирижёра А. А. Людмилина, возглавлявшего т-р в 1944-55. При его участии труппа была практически сформирована заново, достигла высокого художеств. Уровня, осуществила ок. 50 пост. В нач. 1945 при т-ре было открыто хореографич. Уч-ще. Организатором и руководителем его была артистка Ленингр. Т-ра оперы и балета E.H. Гейденрейх. Вскоре уч-ще выросло в одно из ведущих хореографич. Уч. Заведений СССР. С 1944 вошли в традицию симф. Концерты театр.

Оркестра, способствовавшие оживлению муз. Жизни города. В нач. 50-х гг. Организация концертов переходит к созданной в П. Филармонии. Среди первых гастролёров - пианисты Г. Р. Гинзбург, Я. И. Зак, скрипачи Г. В. Баринова, Л. Б. Коган, певица М. П. Максакова, арфистка В. Г. Дулова. С 50-х гг. Филармония проводит регулярные популярные концерты, муз.-просветит. Лекции для рабочих и учащихся в клубах и домах культуры, с 60-х гг. Устраивает муз. Абонементные вечера. В 1967 при филармонии организовано фп. Трио. Значит. Вклад в развитие филармонич. Концертов внесли дирижёры оркестра Т-ра оперы и балета А. Д. Шморгонер (1955-61), Б. И. Афанасьев (1961 - 1976). Концерты оркестра и выступления крупных гастролёров проходят в помещении т-ра (в 1959 капитально реконструирован), камерные концерты - в Доме политпросвещения, Доме офицеров (600 мест), Художеств.

Галерее, Дворце культуры Свердловского р-на (1200 мест), Доме культуры железнодорожников (600 мест), клубах. В концертах участвуют также симф. Оркестр и оркестр нар. Инструментов Муз. Уч-ща, са-модеят. Коллективы, в т. Ч. Хоры ун-та, Политехнич. И Медицинского ин-тов, хор "Спутник" при Т-ре оперы и балета. С 1965 периодически проводится Пермский фестиваль музыки. Филармония, т-р и уч-ще дают более 700 концертов ежегодно, в т. Ч. Несколько сот - в сельской местности и городах области - Березниках, Чайковском, Лыскове, Кунгуре, Краснокамске и др. В 1959 при Муз. Уч-ще создано вечернее отделение, в 1960 - заочное. В этот период оно получило новое помещение о конц. Залом. Уч-ще является муз.-образоват. Центром П., здесь готовят кадры для оркестра и хора оперного т-ра, педагогов муз.

Школ, руководителей самодеятельности. Организацией и развитием самодеят. Иск-ва занимается областной Дом нар. Творчества.Литература. Шварц A., Путь театра, "Прикамье", 1947, No 10. Боголюбов Н., Полвека на оперной сцене, Театральные мемуары, М., 1957. Курочкин Ю., Из театрального прошлого Урала, Свердловск, 1957. Майбурова Е. В., Музыкальная жизнь дореволюционной Перми, в сб. Из музыкального прошлого, вып. 1, М., 1960.Е. В. Майбурова, M. M. Яковлев.

Значения в других словарях
Перман И. В.

Иосиф (Йозеф) Вячеславович (1871-1934) - чеш. Скрипач, альтист и педагог. В 1891 окончил Пражскую консерваторию у О. Шевчика (скрипка) и у А. Дворжака (композиция), затем гастролировал в Вене, Лейпциге, Берлине, Варшаве и др. Городах Европы. С 1894 жил в Одессе, выступал с концертами, преподавал. В 1898-1917 альтист квартета РМО, в 1907-09 и 1912-14 участник Одесского чешского квартета (Я. Коциан, Ф. Ступка, И. В. Перман, Л. Зеленка). С 1898 преподавал (класс скрипки и камерного ансамбля) в Одес..

Пермский театр оперы и балета

(Пермский государственный ордена Трудового Красного Знамени академический театр оперы и балета им. П. И. Чайковского) - один из старейших рус. Муз. Т-ров. В 1878 в Перми было построено театр. Здание, в к-ром регулярно выступали разл. Частные оперные труппы. В 1895-1902 т-р находился в ведении Гор. Театр. Дирекции, содержавшей оперу на обществ. Средства. В этот период ставились мн. Произв. П. И. Чайковского, а также редко исполняемые тогда оперы - "Борис Годунов". "Каменный гость" Даргомыжского, ..

Перози Л.

(Perosi) Лоренцо (21 XII 1872, Тортона - 12 XII 1956, Рим) - итал. Композитор и хор. Дирижёр. Чл. Нац. Академии деи Линчей (1930). С 1892 учился в Миланской консерватории, в 1893 - в Школе церк. Музыки в Регенсбурге (Германия) у Ф. К. Хаберля. В 1894 принял сан священника, с того же года был регентом капеллы собора св. Марка в Венеции, затем дирижировал мн. Церк. Хорами, в т.ч. С 1898 Сикстинской капеллой (с 1905 декретом папы Пия X назначен пожизненно её руководителем). П. Внёс большой вклад в ..

Перотин

(Perotin, Perotinus) - франц. Композитор кон. 12 - 1-й трети 13 вв. В совр. Ему трактатах именовался "мастер Перотин великий" (кто именно имелся в виду, точно неизвестно, т. К. Было неск. Музыкантов, к к-рым можно отнести это имя). П. Развил род многогол. Пения, сложившийся в творчестве его предшественника Леонина, также принадлежавшего к т. Н. Парижской, или Нотр-Дамской, школе. П. Создал высокие образцы мелизматич. Органума. Он писал не только 2-гол. (как Леонин), но и 3-, 4-голосные соч., при..

Дополнительный поиск Пермь Пермь

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пермь" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пермь, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 5 символа