"Страсти"
(лат. Passio, нем. Passion) - муз. Произведение на евангельский текст о предательстве Иуды, пленении и распятии Иисуса. "С." введены в церковный (католич.) обиход в 4 в., приурочивались к предпасхальной, т. Н. Страстной неделе. На первых порах это было полупение-получтение на лат. Яз. В манере псалмодии с определёнными каденционными оборотами, причём в смысловом отношении наиболее важные моменты подчёркивались мелизмами. Псалмодич. Тип "С." примерно с 14 в. Сменился респонсорным, основанным на принципе диалога (сопоставления) строф в исполнении солиста (дьякона) и хора (turbae - реплики толпы). Со временем индивидуализировались и партии участников драмы (Иисуса, Петра, Иуды, Пилата и др.). Параллельно, отъединившись от церкви, развивались нар.
Театрализованные инсценировки "С", проникнутые не ортодоксальным, а человечным, гуманным духом. Респонсорные "С." - исторически устойчивый тип, к-рый более всего соответствовал нуждам литургии. Однако в связи с дальнейшей общемуз. Эволюцией с 16 в. Усиливается значение полифонич. Начала. Возникает исторически третий, мотетный тип "С.", где весь канонич. Текст давался в хор. Изложении. В том же 16 в. В результате реформы Лютера возникают протестантские "С.". Введение нем. Языка, протестантского хорала, а затем и допущение инстр. Сопровождения видоизменяют характер "С.", их муз. Трактовку. В 17 в. Постепенно подготавливался, а в 18 в. Утвердился тип ораториальных "С.". В конечном итоге произв. Этого типа выходят за рамки литургии и начинают исполняться либо в концертном, либо в театрализованном виде.
Так, к кон. 18 в. Окончательно преодолевается древняя литургич. Традиция. Классич. Образцами респонсорного типа с участием хора (без инстр. Сопровождения), но в протестантском преломлении могут служить "С." Г. Шюца (1665-66), мотетного - Я. Обрехта, отчасти Орландо Лассо (16 в.). Высшее достижение, представляющее собой синтез разных типов, - две партитуры "С." И. С. Баха (1724-29. Были последующие редакции). Характерный образец позднейших "С." - популярная в свое время оратория "Смерть Иисуса" К. Грауна (1755). В 20 в., преим. Под воздействием католицизма, возрождается интерес к созданию "С." в ином, более свободном толковании. Известность приобрели "Страсти по Луке" К. Пендерецкого (1966).Литература. Друскин М., Пассионы И. С. Баха, Л., 1972, доп.
Под загл. Пассионы и мессы И. С. Баха, Л., 1976, Terry Ch. S., Bach. The passions, L., 1926, 1933, Сhai11ey J., Les passions de J.-S. Bach, R., 1963.M. С. Друскин..
Дополнительный поиск "Страсти"
На нашем сайте Вы найдете значение ""Страсти"" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением "Страсти", различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "#". Общая длина 9 символа