Сарабанда

143

(испан. Zarabanda) - старинный танец, известный с 16 в. Этимология названия не установлена. Вероятно, С. Происходит от.одного из видов андалусского танца урожая. Лит. Форма традиц. Танц.-песенных текстов, известных под назв. С, близка заджал - строфич. Форме с рефреном (Refrainform) арабско-романского происхождения, распространённой в Андалусии с 11 в. Ранние испан. Документы свидетельствуют также о связи С. С лат.-амер. (в частности, мексиканским) танц. Фольклором.Ранние формы С., очевидно, различались по образному строю, характеру. Так, напр., в классич. Испан. Лит-ре (М. Де Сервантес, Лопе де Вега, Ф. Ортиц, Э. Наварро) она определяется как резвый, озорной, темпераментный танец, исполнявшийся под удары барабана и кастаньет, а в "Ramo de la Inquisition" содержится указание, что С., созданная П.

Де Фреджо в 1569, пелась во время погребальной церемонии (за это её автор был привлечён инквизицией к ответственности). В 1583 пение С. В Испании было запрещено.В источниках С. Нередко фигурирует наряду с чаконой и сегидильей. Первый печатный образец С. Содержится в "Nuova inventione d'intavolatura" Дж. Монтесардо (Флоренция, 1606). В 1612 М. Преториус опубл. Большое число С. В сб. Инстр. Пьес "Терпсихора".Сарабанда из сборника "Терпсихора".В 1618 в Испании С. Стала, несмотря на запрет, придв. Танцем и приобрела торжеств., величеств. Характер. Позднее её танцевали при дворах др. Европ. Королей (с 1625 - во Франции). Изменение её характера особенно заметно на примере франц. С. (зaravanda francesa, в отличие от зaravanda espaсola), к-рая первоначально была подвижным танцем, а в дальнейшем (с сер.

17 в.) танцевалась подобно придворному менуэту.Постепенное распространение С. Как инстр. Пьесы (клавирной, ансамблевой), а также как номера в опере и балете способствовало кристаллизации её жанровых признаков, однако быстрый и медленный виды танца сосуществовали долгое время (напр., в творчестве А. Вивальди). В Англии С. Появилась в начале 17 в., причём здесь бытовал преимущественно быстрый тип танца. В нем. Источниках того же периода содержатся обе её разновидности, однако распространение подвижной С. Относится к более раннему времени.С сер. 17 в. С. Становится постоянной частью инстр. Танц. Сюиты, в к-рой она занимает место перед заключит, жигой. Важнейшие признаки жанра - медленный темп, характер шествия, трёхдольный метр (3/4 или 3/2) и акцент на второй доле такта.

Наивысшими достижениями в этом жанре являются С. Из инстр. Сюит Г. Ф. Генделя и И. С. Баха:И. С. Бах. Французская сюита E-dur. Сарабанда.В 20 в. Образцы С. Встречаются в инстр. Произв. Ряда композиторов, в творчестве к-рых заметны неоклассич. Тенденции (сюита "Pour le piano", 1901, "Образы", 1905, Дебюсси. Балет "Агон" Стравинского, 1957).И. Ф. Стравинский. "Агон", Saraband-step.Литература. Sachs С., World history of the dance, N. Y., 1937, p. 367-71. Stevenson R., The sarabande, a dance of american descent, "Inter-American music bulletin", 1962, No 30, p. 1 - 13. Его же, The mexican origins of the sarabanda, там же, 1963, No 33.Т. Л. Ляхова..

Значения в других словарях
Сапельников В. Л.

Василий Львович (Леонтьевич) (21 X (2 XI) 1867, Одесса - 17 III 1941, Сан-Ремо) - рус. Пианист. В детстве учился у Ф. Кестлера (фп.) и Г. Ф. Соколова (скрипка) в Школе изящных иск-в в Одессе. Публично выступал с 7-летнего возраста. Своим талантом привлёк внимание А. Г. Рубинштейна, при содействии к-рого поступил в Петерб. Консерваторию. Учился фп. Игре у Л. Брассена (1882-84) и С. Ментер (1884-87). Дебютировал в Гамбурге в 1888 (1-й концерт П. И. Чайковского под его упр.). Концертировал до сер. ..

Сапиенца

(Sapienza) - итал. Музыканты, работавшие в России. Антонио С. (10 IV 1755, Неаполь - 31 III (12 IV) 1829, Петербург) - композитор, дирижёр, вок. Педагог. В 1783 дебютировал в Петербурге комич. Оперой "Ми-фа-соль" ("Mi-fa-sol"). Служил капельмейстером имп. Т-ров. В 1783-85 преподавал также в Петерб. Театр. Уч-ще, позднее - в Смольном ин-те (Воспитат. Об-во благородных девиц). Будучи популярным педагогом, давал частные уроки музыки. Его сын. Антонио С. (18 (29) VI 1794, Петербург - 1855, вероятно,..

Сарабский Г. К. М.

(наст. Фам. Рзаев) Гусейн Кули Мелик оглы (1879, Баку - 16 II 1945, там же) - сов. Певец (тенор), режиссёр, педагог, театральный деятель. Народный артист Азербайджанской ССР (1932). Род. В семье моряка. Был чернорабочим, каменщиком, матросом. Творч. Деятельность начал в 1902 как актёр в драм. Труппе Н. Нариманова, в спектаклях к-рой исполнял нар. Песни и мугамы. Мастерски владел нар. Манерой пения. Голос С. Привлекал мягким приятным тембром. В 1908 по приглашению У. Гаджибекова С. Пел партию Гей..

Сараджев И. Ф.

(Сараджишвили) Иван Фёдорович (19 III 1862, Москва - 1898, Тбилиси) - груз. Виолончелист. Двоюродный брат певца Вано Сараджишвили. В 1877-86 учился в Моск. Консерватории у В. Фитценгагена (класс виолончели), П. И. Чайковского и С. И. Танеева (муз.-теоретич. Предметы). С 1881 выступал публично как солист и ансамблист. С 1886 преподавал игру на виолончели и теорию музыки в муз. Классах Тамбовского отделения РМО, с 1887 - в муз. Уч-ще Тбилисского отделения РМО. В Тбилиси продолжал исполнит. Деятель..

Дополнительный поиск Сарабанда Сарабанда

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сарабанда" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сарабанда, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 9 символа