Сук Й. ст.

120

(Suk) Йозеф (4 I 1874, Кршечовице - 29 V 1935, Бенешов, близ Праги. Похоронен в Кршечовице) - чеш. Скрипач и композитор. Учился в детстве у отца - сельского кантора, в 1885-92 - в Пражской консерватории у Й. Фёрстера-старшего (гармония), А. Бенневица (скрипка), К. Штекера и А. Дворжака (композиция). В 1891-1933 играл (2-я скрипка) в "Чешском квартете", с к-рым гастролировал в странах Европы, в т. Ч. Неоднократно в России (с 1895). Выступал как солист-виртуоз (до 1904). В 1922-35 преподавал композицию в Пражской консерватории (в 1924-26 и 1933-35 директор), среди учеников - мн. Совр. Композиторы. Ранние соч. С. (пьесы для фп. И камерно-инстр. Ансамблей) окрашены чувством романтич. Разочарованности. Под влиянием Дворжака С. Обратился к нац.

Истокам - в соч. Появились нар.-песенные интонации, светлые, жизнерадостные мотивы ("Серенада" для струн. Оркестра, насыщенная нар. Танц. Ритмами. Цикл фп. Пьес, 1893. Лирич., полная философских раздумий 1-я симфония, увертюра "Сказка зимнего вечера", цикл симф. Поэм "В тени липы", фантазия для скрипки с оркестром, "Фантастическое скерцо" для оркестра). Воспринятые от Дворжака патриотич. Традиции чеш. Классики особенно проявились в симф. Поэме "Прага" (образ великого города в лучах восходящего солнца, торжеств. Кульминации, праздничный перезвон колоколов, использование в гл. Теме интонаций гуситской песни таборитов, к к-рой обращались Б. Сметана и Дворжак). После смерти Дворжака (1904) и жены С. (дочери Дворжака, 1905) видное место в музыке С.

Заняли трагич. Образы. Памяти Дворжака и жены С. Посв. Трагич. Симфонию-реквием "Азраил" (названа именем библейского ангела смерти). Тема смерти, волновавшая С. С юности (в 15-летнем возрасте написал похоронный марш самому себе), стала главной в его произв. 1910-1920-х гг. Нек-рым соч. Свойственны черты экспрессионизма (Вариации на тему святовацлавского хорала, "Легенда о мёртвых победителях" ("Тризна"), "Эпилог" и др.). Реалистич. Традиции школы Дворжака в этот период сохранились преим. В хорах на слова чеш. И словацких нар. Песен, в фп. Миниатюрах для детей - циклах "О маме" ("О matinсe", 1907), "Колыбельные" ("Ukolebavky", 6 пьес, 1911).Сочинения. Для солистов, хора и орк. - Кршечовицкая месса (Krecovickб mse, с органом и литаврами, 1888.

2-я ред. 1931), Эпилог (Epilog, 1932). Для орк. - 2 симфонии (1897. Азраил, 1906), увертюры - Драматическая (Dramatickб, 1892), Сказка зимнего вечера (Pohбdka zimnнho vecera, 1894), сюита Сказка (Pohбdka, 1899), симф. Поэмы - Прага (по поэме С. Чеха "Жижка", 1904), Сказка лета (Pohбdka lйta, 1907), На заре (Zrбnн, 1917), Легенда о мёртвых победителях (Legenda о mrtvэch vнtezнch, 1920), В новую жизнь (V novэ zivot, 1920) и Под Блаником (Pod Blanнkem, 1932), Фантастическое скерцо (1903). Для струн. Орк. - фантазия (1888), Похоронный марш (Smutecnн pochod, 1889. 2-я ред. 1934), Серенада (1892), пьеса Соуседска (Sousedskб, 1935). Фантазия для скр. С орк. (1902. 2-я ред. 1903). Камерно-инстр. Ансамбли - фп. Трио (1890), фп. Квартет (1891), 3 струн.

Квартета (1888, 1896, 2-я ред. 1915. 1911), для струн. Квартета - Баллада (1890), Вариации на тему святовацлавского хорала (также для струн. Орк., 1914), фп. Квинтет (1893. 2-я ред. 1915), Элегия для скр. (или влч.), струн. Квартета, гармониума, арфы (1902), багатель для флейты, скр. И фп. (1917). Для скр. С фп. - баллада (1890), 4 пьесы (ор. 17, 1900). Баллада и серенада для влч. С фп. Для фп. - соната (1883), сонатина (1897, перераб. В сонату, 1900), полонез (1892), юмореска (1894), Листок из альбома и др. Пьесы и циклы пьес. Для голоса с орк. - Под яблоней (Pod jablonн, 5 сцен из музыки к одиоим. Легенде Ю. Зейера для альта-соло, смеш. Хора, оркестра и органа, 1912. Также музыка к одноим. Спектаклю драм. Т-ра, 1901. 2-я ред. 1911). Хоры a cappella на сл.

Серб. И словац. Нар. Поэзии. Песни с фп., в т. Ч. Детские.Литература. Бэлза И., Очерки развития чешской музыкальной классики, М.-Л., 1951, с. 460-66. Его же, Фортепианные сочинения Йозефа Сука (вступ. Ст.), в изд. Сук Й., Избр. Пьесы для фортепиано, М., 1955. Josef Suk. Zivot a dнlo. Studie a vzpomнnky, redig J. M. Kvet, Praha, 1935. Кvet J., Josef Suk, Praha, 1936. Branberger J., Josef Suk a konservator, Praha, 1936. Stepбn V., Novak a Suk, Praha, 1945. Fi1ipovskэ О., Klavнrnн tvorha Josefa Suka, Plzen, 1947. Berkoveс J., Josef Suk (1874-1935), Praha, 1962. Stedron V., Josef Suk a jeho zak, в сб. "Opus musicum", 1972, No 4. H1obi1 E., О Josefu Sukovi, "HR", 1974, No 1. Josef Suk, "Hudebnн veda", 1974, No 4.З. К. Гулинская.

Значения в других словарях
Сук В. И.

Вячеслав Иванович (16 XI 1861, Кладно, близ Праги - 12 I 1933, Москва) - сов. Дирижёр. Нар. Арт. Республики (1925). В 1879 окончил Пражскую консерваторию по классу скрипки у А. Бенневица. По композиции занимался у Й. Крейчи и З. Фибиха. Работал скрипачом в чеш. Оркестре Ю. Лаубе, с к-рым гастролировал в Варшаве и городах Украины. С 1880 жил в России. Был скрипачом-концертмейстером частной оперы И. Я. Сетова в Киеве (1880-82) и скрипачом оркестра Большого т-ра в Москве (1882-85). В 1885-1904 дири..

Сук Й. мл.

(Suk) Йозеф (р. 8 VIII 1929, Прага) - чеш. Скрипач. Нар. Арт. ЧССР (1977). Внук Й. Сука (1874-1935). Учился у Я. Коциана (до 1950). В 1948 выступал в Брюсселе и Париже. В 1951 окончил консерваторию, в 1953 - Академию иск-в в Праге. Возглавлял Пражский квартет (1950-51), трио им. Й. Сука (1952-67 и с 1973). С 1954 гастролирует как солист и ансамблист за рубежом (с 1960 неоднократно выступал в СССР). С 1961 солист Чеш. Филармонии. Участвовал в междунар. Муз. Фестивалях, выступал с крупнейшими орке..

Сулинг

Индонез. Дух. Муз. Инструмент. Род продольной свистковой флейты. Ствол цилиндрич., бамбуковый (дл. Ок. 85 мм) с 3-6 игровыми отверстиями. Звук нежный. На С. Исполняются печальные мелодии. Используется как сольный и орк. Инструмент (в нек-рых типах оркестра гамелан).С. Я. Левин.. ..

Сулханишвили Н. П.

Николай (Нико) Паатович (1871, с. Ацкури, Кахетия - 3 XII 1919, Тбилиси) - груз. Композитор. Учился пению в Телавском духовном уч-ще, затем в Тбилисской семинарии (1878-86). В 1890-1902 дирижировал хором Телавского духовного уч-ща. После участия в фольклорной экспедиции (1912) организовал этнографич. Хор, с к-рым исполнял также собств. Соч. Знаток нар. Песни, С. Мастерски владел иск-вом хор. Письма. Его соч. Отличаются яркой нац. Самобытностью. С. - автор монументальных хоров a cappella "Волыноч..

Дополнительный поиск Сук Й. ст. Сук Й. ст.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сук Й. ст." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сук Й. ст., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 10 символа