Сухонь Э.

115

(Suchon) Эуген (р. 25 IX 1908, Пезинок, близ Братиславы) - слов. Композитор. Нар. Арт. ЧССР (1959). Учился в Муз.-драм. Академии, с 1927 - в Братиславской консерватории по классу композиции Ф. Кафенды. Совершенствовался у В. Новака в Школе мастерства при Пражской консерватории. С 1933 преподаёт теорию музыки и композицию в консерватории, в 1948-59 - на педагогич. Ф-те Слов. Ун-та (с 1955 - Высшая педагогич. Школа) в Братиславе. Для творчества С., одного из основоположников проф. Слов. Музыки, характерны актуальность тематики, нац. Своеобразие, связанное с использованием слов. Нар. Песенности и др. Фольклорных муз. Традиций. В его сочинениях кон. 20 - нач. 30-х гг., созданных в духе поздних романтиков, преобладают субъективные лирич. Образы. Для зрелого периода творчества С.

Характерны стремление к философскому осмыслению явлений, расширение образно-эмоциональной сферы. Композитор прибегает к использованию новой техники композиции, в т. Ч. Модальной гармонии, элементов додекафонии, приёмов фактурного тематизма, более опосредованному претворению фольклора. В первой слов. Нац. Опере "Водоворот" ("Крутнява", 1949. Нар.-бытовая психологич. Драма из крест. Жизни) проявляются характерные для поздних соч. С. Драматизм и эпич. Широта, обострённый психологизм и лирико-философская углублённость. Опера отличается напряжённостью и динамичностью действия, контрастностью образов, сквозным симф. Развитием, гибкостью вок. Декламации, претворившей черты песенности и выразительных речевых интонаций. В историко-эпич.

Драме "Святоплук" (пост. 1960. Посв. Драм. Событиям Великоморавского княжества кон. 9 в.) проявляется мастерство в психологич. Характеристиках, построении массовых сцен, сочетании вок. И симф. Пластов (обе оперы ставились во мн. Европ. Странах, в т. Ч. В СССР. "Крутнява" - в Москве, Тбилиси. "Святоплук" - в Саратове). Хор. Сочинения, связанные с образами природы ("Псалом земли Подкарпатской", "О горах") и отличающиеся нар.-жанровым характером тематизма, близки фольклорным традициям. Мн. Хоры патриотич. Содержания посв. Судьбе слов. Народа. Среди инстр. Произв. Выделяются виртуозные конц. "Фантазия и бурлеска" для скрипки с оркестром, симф. Сюита "Метаморфозы" (посв. Теме становления личности художника). Сочинения 60 - нач. 70-х гг. Свидетельствуют о многообразии творч.

Интересов (хор. Цикл "О человеке", "Мрачная поэма", 6 пьес для струн. Квартета, конц. Мелодрама "Созерцания", симф. Фантазия на тему BACH для органа, струн. Оркестра и ударных. Гос. Пр. ЧССР (1951, 1954, 1960).Сочинения. Оперы - Водоворот (Крутнява - Krъtnava, 1949, Братислава. Гос. Пр. ЧССР, 1951), Святоплук (1960, Братислава. Гос. Пр. ЧССР, 1960). Кантата Псалом земли Подкарпатской (Zalm zeme Podkarpatskej, 1938). Для орк. - увертюра к драме И. Стодола "Король Святоплук" (Кrбl' Svдtopluk, 1936), симф. Картина Прорыв (Prorбzeni, 1976), Сельская симфониетта (Symfonietta rustica, 1957), сюиты Балладная (Baladickб suita, 1936. Также для фп., 1935) и Метаморфозы (Metamorfуzy, 1953. Гос. Пр. ЧССР, 1954). Для струн. Орк. - Серенада (1932), 6 пьес (Sest' skladieb pre slбcikovй nastroje, 1955-63).

Симф. Фантазия на тему BACH для органа, струн. Орк. И ударных (1972). Для инструмента с орк. - Рапсодическая сюита для фп. (1965), Фантазия и бурлеска для скр. (1933-1948). Камерно-инстр. Ансамбли - соната (1930), сонатина (1937) и Мрачная поэма (Poиme macabre, 1963) для скр. И фп., струн. Квартет (1931), фп. Квартет (1933), Серенада для квинтета духовых (также перелож. Для струн. Орк., 1933). Для фп. - Маленькая сюита с пассакальей (1931), Картинки Словакии (Obrбzky zo Slovenska, 1957), Калейдоскоп (Kaleidoskop, 1968, перелож. Для орк., 1971), Созерцания (Kontemplбcie, с чтецом. Также с орк., 1964). Цикл Ночь и одиночество (Nox et solitudo, 1932) для голоса с фп. Хоры - О горах (О horбch. A cappella, 1942), О человеке (О cloveku, 1962), Терховские песни (Terchovskй spevy, с орк., 1952), цикл К звёздам (Ad astra, с камерным орк., 1961).

Песни. Обр. Слов., хорв. Нар. Песен для голоса с фп. Музыка для драм. Т-ра и кино (в т. Ч. К фильму "Бой закончится завтра").Литературные сочинения. Об актуальных проблемах музыки XX в., "СМ", 1975, No 1.Литература. Мартынов И., Музыка нового мира, М., 1955, с. 175-79. Его же, "Святоплук" Э. Сухоня, "СМ", 1961, No 12. Его же, Очерки о зарубежной музыке первой половины 20 века, М., 1970, с. 268-70. Заварский Э., Творчество Эугена Сухоня, "СМ", 1958, No 10. Александрова В., "Крутнява" Э. Сухоня, в сб. Вопросы современной музыки, Л., 1963. Вайда И., Народный художник, "СМ", 1965, No 5. Rажева В., Главная тема - народ, "СМ", 1969, No 4. Pолякова Л., Пражская опера сегодня, "СМ", 1971, No 6. Киселёв В., Фортепианная музыка Сухоня, "МЖ", 1971, No 7.

Zаvаrskэ Е., Eugen Suchon, Brat., 1955. Kresбnek J., Nбrodnэ umelec Eugen Suchon, Brat., 1961.H. A. Гаврилова.

Значения в других словарях
Суханкулиев Т.

Тачмамед (1864, аул Янкала, ныне р-н Геок-Тепе - 1942, г. Каахка Туркм. ССР) - туркм. Нар. Музыкант, исполнитель на дутаре, композитор-мелодист. Обучался у нар. Проф. Музыкантов Кель-бахши и Човдур-бахши. Первые соч. Создал ок. 1900. С 1928 солист оркестра нар. Инструментов Туркм. Радиокомитета. В 1937 основал ансамбль нар. Инструментов Туркм. Филармонии. Деятельность С. - важное звено в истории туркм. Музыки, она связала достижения многовековой культуры туркм. Бахши с совр. Нар. Музыкой. Был ак..

Суховицына Н. И.

Надежда Ивановна (р. 9 (22) III 1912, с. Никитине Эриванской губ.) - сов. Певица (лирич. Сопрано). В 1939 окончила Моск. Консерваторию у Е. Ф. Петренко, занималась также у А. Л. Доливо. В 1938-41 участница Ансамбля оперы под рук. И. С. Козловского, где исполнила партии Эвридики ("Орфей и Эвридика"), Шарлотты ("Вертер"), Оксаны ("Катерина" Аркаса). С 1941 солистка Ленингр. Т-ра оперы и балета (в 1942-44 в Перми), с 1944 - Николаевской обл. Филармонии, в 1945-68 - Моск. Филармонии. Участвовала в к..

Сценарий

(итал. Scenario, от лат. Scaena - сцена) - термин, применяемый в области драм. И муз. Театра, а также в кино. С. В балете - подробное изложение сюжета с описанием всех танц. Номеров и мимич. Сцен. В соответствии со С. Композитор создаёт музыку балета и вслед за этим балетмейстер - его хореографию, т. Е. Сам балетный спектакль. С. В опере - драматургич. План либретто, а также его диалогич. Часть, с к-рой связано драм. Действие произведения. Пишется как стихами, так и прозой.. ..

Сыбызгы

(казах.), сыбызга (тат.), - дух. Муз. Инструмент. Род открытой продольной флейты типа башк. И тат. Курая. Длина 600-650 мм. Звукоряд С. С 4 отверстиями. D1 - е1 - fis1 - g1 - а1. С 6-ю отверстиями. С1 - d1 - е1 - f1 - g 1 - а1 - h1. На С. Играют гл. Обр. Пастухи, исполняют песенные мелодии, инстр. Наигрыши, кюи. Ныне встречается редко.Литература. Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, Ж., 1963, 1975, с. 178. С. Я. Левин.. ..

Дополнительный поиск Сухонь Э. Сухонь Э.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сухонь Э." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сухонь Э., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 9 символа