Толстой Ф. М.
(псевд. Ростислав. Рцы. Слово. Твердо. Р. С. Т.) Феофил Матвеевич (6(18) VI 1810, Петербург - 20 II (4 III) 1881, там же) - рус. Муз. Критик, композитор, певец-любитель, литератор. Систематич. Муз. Образования не получил, занимался в Петербурге и Неаполе у Дж. Б. Рубини, П. Раймонди (пение), И. Г. Миллера (композиция) и др. В молодые годы общался с М. И. Глинкой, встречи с к-рым привлекли внимание Т. К рус. Музыке. Автор мн. Романсов, Т. Написал комич. Оперу "Доктор в хлопотах" (1835), балладу "Светлана" (1846), оперу на итал. Либретто "Парижский мальчишка" ("Il birichino di Parigi", пост. 1849, итал. Оперная труппа, Петербург). С 1851 выступал в печати как муз. Критик и рецензент (вначале его позицию разделял и поддерживал А. Д. Улыбышев). Был необычайно оперативен, неоднократно побуждал др.
Авторов к полемике. Печатался во многих периодич. Изданиях ("Северная пчела", "Голос", "С.-Петербургские ведомости", "Новое время", "Московские ведомости", "Русский мир", "Отечественные записки", "Journal de St. Pйtersbourg" и др.). Со 2-й пол. 60-х гг. Чл. Совета Гл. Управления по делам печати. Н. А. Некрасов (с 1868 - ред. "Отечественных записок"), сотрудничая с Т., стремился использовать его служебное положение для ослабления цензурного гнёта.Муз. Вкусы и воззрения Т. Сложились преим. Под влиянием итал. Оперы, её исполнителей, а также светской среды муз. Любительства. Осн. Круг муз.-критич. Интересов Т. - вопросы оперного иск-ва, особенно исполнения опер в Петербурге. До сер. 1860-х гг. Общие позиции Т. В оценках муз. Современности были достаточно справедливыми.
Среди ранних работ Т. Выделяется серия из 7 статей "О художественной деятельности М. И. Глинки. Подробный разбор оперы ?Жизнь за царя"" (1854). Светски развязный тон статей и неоправданный апломб критика вызвали полемич. Отклик А. Н. Серова (1854) и недовольство Глинки, но всё же в этих работах содержатся нек-рые верные наблюдения и выводы. Т. Подробно проанализировал "Русалку" Даргомыжского (серия из 4 статей - "Разбор ?Русалки" А. С. Даргомыжского", 1856) и стремился объяснить её трудную сценич. Судьбу ("По случаю возобновления ?Русалки", оперы г. Даргомыжского", 1865). Три цикла статей Т. Посв. Операм Серова "Юдифь", "Рогнеда" и "Вражья сила". Нередко полемизируя с Серовым как критик, Т. Высоко ценил и даже преувеличивал его композиторские достижения.
Полезный материал, при известной ограниченности суждений автора, содержат статьи "По поводу "Записок", М. И. Глинки" (1871) и "А. Н. Серов. Воспоминания" (1874). С годами критич. Высказывания Т., его общие эстетич. Позиции, понимание им современности, сама манера фельетонных "бесед" становились анахронизмом и воспринимались Серовым, В. В. Стасовым, Ц. А. Кюи как воплощение ретроградства, консерватизма. Отсюда резкие полемич. Выступления этих критиков, обвинявших Т. В непонимании и недооценке успехов рус. Музыки, значения Глинки, новых соч. М. П. Мусоргского и др. Представителей "Могучей кучки" (Мусоргский сатирически запечатлел образ Т. Под именем Фифа в своей муз. Пародии "Раёк", 1871). Т. - автор ряда повестей и романов. Критика морали аристократич.
Общества в повести "Ольга" (1860) и романе "Болезни воли" (1866) вызвана веяниями времени. Д. И. Писарев сочувственно отозвался об этих произв., несмотря на их художеств. Слабость. Вопросы музыки затрагиваются в повестях Т. "Три возраста. Дневник наблюдений и воспоминаний музыканта-литератора" (1853), "Даровитость русского человека" (1858). Автобиографич. Сведения содержат заметки "Капитан Тольди. Очерки светской жизни" (1852).Сочинения. "Отелло" Россини, "Северная пчела", 1852, 18 нояб. Несколько слов о Россини, его образе жизни и его операх, там же, 1852, 8 дек. "Осада Гента", опера Мейербера, там же, 1853, 16 и 27 марта. "Эсмеральда", опера в четырёх действиях, сочинение А. С. Даргомыжского, там же, 1853, 6 окт. Итальянская опера в Петербурге, "Пантеон", 1853, т.
8, кн. 3 и 4, Театральная летопись. О художественной деятельности М. И. Глинки. Подробный разбор оперы "Жизнь за царя", "Северная пчела", 1854, 13, 19, 25 авг., 6, 13, 21, 27 сент. Некоторые биографические сведения о Вебере..., там же, 1855, 17 янв. Разбор "Русалки" А. С. Даргомыжского, там же, 1856, 28 мая, 6, 13, 20 июня. "Юдифь", опера в пяти актах, соч. Г. Серова, там же, 1863, 5, 7, 12 июня. "Рогнеда", опера в пяти действиях, соч. Г. Серова, "Голос", 1865, 10, 19 нояб., 2, 4 дек. По случаю возобновления "Русалки", оперы г. Даргомыжского, там же, 1865, 28 дек. "Африканка", опера в пяти действиях, соч. Мейербера, там же, 1866, 8 и 13 янв. "Гроза", опера в четырех действиях, соч. В. Н. Кашперова..., там же, 1867, 31 окт. Петербургские театры.
Несколько слов в память покойного А. С. Даргомыжского. Участь последнего его произведения "Каменный гость". Новая опера "Вильям Ратклиф", соч. Г. Кюи..., "Отечественные записки", 1869, т. 183, No 3, отдел Современное обозрение, с. 142-62. Новая опера А. Н. Серова "Вражья сила", "Голос", 1871, 6 мая. Александр Николаевич Серов. 1820-1871. Воспоминания, "Русская старина", 1874, т. 9, февраль. "Антар", две симфонии г. Римского-Корсакова, "Московские ведомости", 1876, 18 янв.Литература. Стасов В. В., Письмецо к г. Ростиславу про Глинку, "Театральный и музыкальный вестник", 1857, 27 окт. Чуковский К., Ростислав и его письма к Некрасову, в его кн. Люди и книги..., М., 1934, 1958. Кремлёв Ю., Русская мысль о музыке, т. 1-2, Л., 1954-58. Ливанова Т., Оперная критика в России, т.
2, вып. 3, М., 1969.Т. Н. Соловьёва..
Дополнительный поиск Толстой Ф. М.
На нашем сайте Вы найдете значение "Толстой Ф. М." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Толстой Ф. М., различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Т". Общая длина 13 символа