Толстой Ф. М.

82

(псевд. Ростислав. Рцы. Слово. Твердо. Р. С. Т.) Феофил Матвеевич (6(18) VI 1810, Петербург - 20 II (4 III) 1881, там же) - рус. Муз. Критик, композитор, певец-любитель, литератор. Систематич. Муз. Образования не получил, занимался в Петербурге и Неаполе у Дж. Б. Рубини, П. Раймонди (пение), И. Г. Миллера (композиция) и др. В молодые годы общался с М. И. Глинкой, встречи с к-рым привлекли внимание Т. К рус. Музыке. Автор мн. Романсов, Т. Написал комич. Оперу "Доктор в хлопотах" (1835), балладу "Светлана" (1846), оперу на итал. Либретто "Парижский мальчишка" ("Il birichino di Parigi", пост. 1849, итал. Оперная труппа, Петербург). С 1851 выступал в печати как муз. Критик и рецензент (вначале его позицию разделял и поддерживал А. Д. Улыбышев). Был необычайно оперативен, неоднократно побуждал др.

Авторов к полемике. Печатался во многих периодич. Изданиях ("Северная пчела", "Голос", "С.-Петербургские ведомости", "Новое время", "Московские ведомости", "Русский мир", "Отечественные записки", "Journal de St. Pйtersbourg" и др.). Со 2-й пол. 60-х гг. Чл. Совета Гл. Управления по делам печати. Н. А. Некрасов (с 1868 - ред. "Отечественных записок"), сотрудничая с Т., стремился использовать его служебное положение для ослабления цензурного гнёта.Муз. Вкусы и воззрения Т. Сложились преим. Под влиянием итал. Оперы, её исполнителей, а также светской среды муз. Любительства. Осн. Круг муз.-критич. Интересов Т. - вопросы оперного иск-ва, особенно исполнения опер в Петербурге. До сер. 1860-х гг. Общие позиции Т. В оценках муз. Современности были достаточно справедливыми.

Среди ранних работ Т. Выделяется серия из 7 статей "О художественной деятельности М. И. Глинки. Подробный разбор оперы ?Жизнь за царя"" (1854). Светски развязный тон статей и неоправданный апломб критика вызвали полемич. Отклик А. Н. Серова (1854) и недовольство Глинки, но всё же в этих работах содержатся нек-рые верные наблюдения и выводы. Т. Подробно проанализировал "Русалку" Даргомыжского (серия из 4 статей - "Разбор ?Русалки" А. С. Даргомыжского", 1856) и стремился объяснить её трудную сценич. Судьбу ("По случаю возобновления ?Русалки", оперы г. Даргомыжского", 1865). Три цикла статей Т. Посв. Операм Серова "Юдифь", "Рогнеда" и "Вражья сила". Нередко полемизируя с Серовым как критик, Т. Высоко ценил и даже преувеличивал его композиторские достижения.

Полезный материал, при известной ограниченности суждений автора, содержат статьи "По поводу "Записок", М. И. Глинки" (1871) и "А. Н. Серов. Воспоминания" (1874). С годами критич. Высказывания Т., его общие эстетич. Позиции, понимание им современности, сама манера фельетонных "бесед" становились анахронизмом и воспринимались Серовым, В. В. Стасовым, Ц. А. Кюи как воплощение ретроградства, консерватизма. Отсюда резкие полемич. Выступления этих критиков, обвинявших Т. В непонимании и недооценке успехов рус. Музыки, значения Глинки, новых соч. М. П. Мусоргского и др. Представителей "Могучей кучки" (Мусоргский сатирически запечатлел образ Т. Под именем Фифа в своей муз. Пародии "Раёк", 1871). Т. - автор ряда повестей и романов. Критика морали аристократич.

Общества в повести "Ольга" (1860) и романе "Болезни воли" (1866) вызвана веяниями времени. Д. И. Писарев сочувственно отозвался об этих произв., несмотря на их художеств. Слабость. Вопросы музыки затрагиваются в повестях Т. "Три возраста. Дневник наблюдений и воспоминаний музыканта-литератора" (1853), "Даровитость русского человека" (1858). Автобиографич. Сведения содержат заметки "Капитан Тольди. Очерки светской жизни" (1852).Сочинения. "Отелло" Россини, "Северная пчела", 1852, 18 нояб. Несколько слов о Россини, его образе жизни и его операх, там же, 1852, 8 дек. "Осада Гента", опера Мейербера, там же, 1853, 16 и 27 марта. "Эсмеральда", опера в четырёх действиях, сочинение А. С. Даргомыжского, там же, 1853, 6 окт. Итальянская опера в Петербурге, "Пантеон", 1853, т.

8, кн. 3 и 4, Театральная летопись. О художественной деятельности М. И. Глинки. Подробный разбор оперы "Жизнь за царя", "Северная пчела", 1854, 13, 19, 25 авг., 6, 13, 21, 27 сент. Некоторые биографические сведения о Вебере..., там же, 1855, 17 янв. Разбор "Русалки" А. С. Даргомыжского, там же, 1856, 28 мая, 6, 13, 20 июня. "Юдифь", опера в пяти актах, соч. Г. Серова, там же, 1863, 5, 7, 12 июня. "Рогнеда", опера в пяти действиях, соч. Г. Серова, "Голос", 1865, 10, 19 нояб., 2, 4 дек. По случаю возобновления "Русалки", оперы г. Даргомыжского, там же, 1865, 28 дек. "Африканка", опера в пяти действиях, соч. Мейербера, там же, 1866, 8 и 13 янв. "Гроза", опера в четырех действиях, соч. В. Н. Кашперова..., там же, 1867, 31 окт. Петербургские театры.

Несколько слов в память покойного А. С. Даргомыжского. Участь последнего его произведения "Каменный гость". Новая опера "Вильям Ратклиф", соч. Г. Кюи..., "Отечественные записки", 1869, т. 183, No 3, отдел Современное обозрение, с. 142-62. Новая опера А. Н. Серова "Вражья сила", "Голос", 1871, 6 мая. Александр Николаевич Серов. 1820-1871. Воспоминания, "Русская старина", 1874, т. 9, февраль. "Антар", две симфонии г. Римского-Корсакова, "Московские ведомости", 1876, 18 янв.Литература. Стасов В. В., Письмецо к г. Ростиславу про Глинку, "Театральный и музыкальный вестник", 1857, 27 окт. Чуковский К., Ростислав и его письма к Некрасову, в его кн. Люди и книги..., М., 1934, 1958. Кремлёв Ю., Русская мысль о музыке, т. 1-2, Л., 1954-58. Ливанова Т., Оперная критика в России, т.

2, вып. 3, М., 1969.Т. Н. Соловьёва..

Значения в других словарях
Толстой Д. А.

Дмитрий Алексеевич (р. 20 I 1923, Берлин) - сов. Композитор. Сын писателя А. Н. Толстого. В 1943-44 учился в Моск. Консерватории по классу-композиции у В. Я. Шебалина и по классу фп. У В. В. Софроницкого. В 1947 окончил Ленингр. Консерваторию по классу композиции у Б. А. Арапова (ранее обучался у П. Б. Рязанова и М. О. Штейнберга), там же занимался по классу фп. У А. Д. Каменского, Л. В. Николаева и С. И. Савшинского. В 1950 окончил аспирантуру по композиции (в 1947-48 занимался у Д. Д. Шостаков..

Толстой С. Л.

Сергей Львович (28 VI (10 VII) 1863, Ясная Поляна Тульской губ.- 23 XII 1947, Москва) - сов. Композитор, муз. Этнограф. Сын Л. Н. Толстого. В 1886 окончил отделение естеств. Наук Моск. Ун-та. В детстве обучался музыке у матери - С. А. Толстой и у тульского учителя А. Г. Мичурина, затем у Н. Д. Кашкина и В. П. Прокунина. На междунар. Конкурсе "Дома песни" удостоен премии (1908) за музыку к десяти шотл. Песням Р. Бёрнса. После Oкт. Революции 1917 работал в муз. Отделе Наркомпроса, участвовал в фол..

Тольба В. С.

Вениамин Савельевич (р. 12 XI 1909, Харьков) - сов. Дирижёр. Нар. Арт. УССР (1957). В детстве обучался игре на скрипке, в 1926-28 учился в Ленингр. Центр. Муз. Техникуме у П. Б. Рязанова (композиция), Д. Д. Шостаковича (чтение партитур), X. С. Кушнарёва (гармония), в 1932 окончил Харьковский муз.-драм. Ин-т, занимался у С. С. Богатырёва (композиция и муз.-теоретич. Предметы) и Я. А. Розенштейна (дирижирование). Дирижёрское мастерство совершенствовал у Г. Адлера, А. Э. Маргуляна, А. М. Лазовского..

Тома Ш. Л. А.

(Thomas) Шарль Луи Амбруаз (5 VIII 1811, Мец - 12 II 1896, Париж) - франц. Композитор, педагог. Чл. Ин-та Франции (1861). В детстве обучался игре на скрипке и фп. Под рук. Отца, муз. Педагога. В 1832 окончил Парижскую консерваторию, где занимался в классах Ф. В. М. Калькбреннера (фп.), В. Дурлена (гармония), А. Барберо (контрапункт), Ж. Ф. Лесюэра (композиция). Получил за кантату "Герман и Кетти" Рим. Пр. (1832), обеспечившую ему 3-летнее пребывание в Италии (Рим, Неаполь, Флоренция, Болонья, Ве..

Дополнительный поиск Толстой Ф. М. Толстой Ф. М.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Толстой Ф. М." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Толстой Ф. М., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 13 символа