Тонадилья

92

(испан. Tonadilla, букв. - песенка, уменьшит. От tonada - песня) - испан. Муз. Комедия сер. 18 - нач. 19 вв. Как правило, исполнялась в виде интермедии, острохарактерной сценки с пением и плясками в антракте между актами комич. Оперы. Известно ок. 2000 Т., предназначенных для разл. Исполнит. Составов (для соло, дуэта, трио, обычно - не более чем для 12 участников, а также оркестра, иногда и хора). Для многих Т. Характерно трёхчастное строение. Интрада, coplas и финал с использованием жанров сегидильи и тираны. Т. Отличают динамизм и стремительность развития действия, связь с нар. Муз. Жанрами, песенность мелодий, простота и доступность муз. Языка.Т. Восходит к первым опытам испан. Лирич. Театра, инстр. Прологи к пьесам к-рого иногда назывались "тоно".

Позднее появились вок. Интермедии (entremes cantado), состоявшие из неск. Куплетов, предназначенных первоначально для сольного исполнения, а затем для дуэта, трио и т. Д. С включением разговорной речи. Этот жанр впоследствии получил название тонады или baile de bajo (аккомпанировали обычно гитара, виолончель и контрабас). Приблизительно к 1740 в Т. Стали включать куплеты с припевом. Одним из первых создателей Т. Был Л. Мисон, к-рый написал ок. 180 произв. Этого жанра (сохранились только 4 из них). Большое количество Т. Создали А. Герреро, П. Эстеве (ок. 340 Т.), Б. Де Ласерна (ок. 800 Т.). Т. Писали также М. Пла, М. Феррейра, П. Де Мораль. Певец, гитарист и композитор М. Дель Пополо Висенте Гарсия считается последним из "тонадильерос". Он написал ок.

70 Т. Песня (поло) из его Т. "Мнимый слуга" ("El criado fingido", 1804) использована в антракте к 4-му д. Оперы "Кармен" Бизе. Т. Достигла расцвета в 70-90-х гг. 18 в. Впоследствии в Т. Сказалось влияние итал. Оперы и франц. Опера комик. Художеств. Опыт Т. Был развит нек-рыми из испан. Композиторов кон. 19 - нач. 20 вв. Особый интерес представляет "Собрание тонадилий, написанных в старинном стиле" ("Colection de Tonadillas escritas en estilo antiguo") Гранадоса для голоса и фп. Несмотря на камерность замысла в них сохранились черты сценич. Действия.Литература. Грубер Р., История музыкальной культуры, т. 2, ч. 1, М., 1953. Розеншильд К., Энрике Гранадос. Из истории испанской музыки, М., 1971. Мартынов И., Музыка Испании, М., 1977. Pedrel1 F., Teatro lirico-espaсol anterior al siglo XIX, v.

1-5, La Coruсa, 1897-98. Subirб J., La tonadilla escйnica, t. 1-3, Madrid, 1928-30. Eго жe, Historia de la mъsica teatral en Espaсa, Barcelona, 1945. Его же, La musique espagnole, P., 1959. Chase G., The music of Spain, N. Y., 1959.И. Э. Манукян.

Значения в других словарях
Томсон С.

(Thomson) Сезар (18 III 1856, Льеж - 22 VIII 1931, Виссоне) - бельг. Скрипач и педагог. До 7-летнего возраста учился игре на скрипке у отца, затем - у Ж. Дюпюи в Льежской консерватории. Окончив консерваторию в 11 лет (с золотой медалью), совершенствовался под руководством крупнейших мастеров - А. Вьётана, Г. Венявского, Ю. Леонара, Л. Ж. Массара. С 1873 служил камерным музыкантом в Лугано у известного рус. Мецената барона фон Дервиса, жившего тогда в Италии. Одноврем. (до 1879) концертировал в г..

Тон

(нем. Ton - звук, от греч. Tonos, букв. - напряжение, натяжение) - одно из основных, широко используемых в теории музыки понятий.1) В муз. Акустике - часть спектра звука, образованная периодич. Колебат. Движениями. Частичный Т., аликвотный Т., обертон (существует термин "унтертон"), чистый, или синусоидальный, Т. При взаимодействии звуков возникают комбинационные Т., Т. Совпадения. Отличается от звука музыкального, состоящего из осн. Тона и обертонов, и от шума - звука с неясно выраженной высото..

Тональность

(франц. Tonalite, нем. Tonalitat, также Tonart). 1) Высотное положение лада (определение И. В. Способина, 1951, по идее Б. Л. Яворского. Напр., в C-dur "С" - обозначение высоты осн. Тона лада, a "dur" - "мажор" - характеристика лада).2) Иерархич. Централизованная система функционально дифференцированных высотных связей. Т. В этом смысле - единство лада и собственно Т., т. Е. Ладотональность (предполагается, что Т. Локализована на определ. Высоте, однако в ряде случаев термин понимается и без так..

Тональность гармоническая

(нем. Harmonische Tonalitat) - тип тональной системы, основанный на аккорде ("гармонии". Отсюда назв.) в качестве её центр. Элемента. Т. Г. - прежде всего организация взаимосвязанных аккордов. Обычно под термином "Т. Г." подразумевается мажорно-минорная система классико-романтич. Тональной гармонии (17-19 вв.). Термин "Т. Г." применяется гл. Обр. Как противопоставление термину "мелодическая тональность", к-рый означает тип тональной (в широком смысле) системы, основанный на отд. Тоне в качестве ..

Дополнительный поиск Тонадилья Тонадилья

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Тонадилья" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тонадилья, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 9 символа