Торелли Д.

72

(Torelli) Джузеппе (22 IV 1658, Верона - 8 II 1709, Болонья) - итал. Композитор и скрипач. В юности учился у Дж. Массароти в Вероне. Занимался в Болонской филармонич. Академии у Дж. А. Перти (композиция) и, по-видимому, у Э. Гайбары (скрипка), в 1684 избран чл. Академии. С 1686 играл в капелле болонской базилики Сан-Петронио (вначале на виолетте, в 1686-95 - на теноровой виоле). В кон. 90-х гг. Жил в Ансбахе и Вене (был солистом и концертмейстером придв. Оркестра), где написал ораторию "Адам, изгнанный из земного рая" ("Adam aus dem Irdischen Paradiess verstossen"). В 1701 вернулся в Болонью, стал скрипачом-солистом капеллы, руководимой Перти. Наряду с А. Корелли, Дж. Б. Витали, Дж. Бенвенути был одним из ведущих представителей болонской скрипичной школы.Т.

Внес существ. Вклад в развитие осн. Жанров совр. Ему итал. Музыки - трио-сонаты и сольного скр концерта. Наряду с А. Страделлой Т. Одним из первых обратился к жанру concerto grosso (его concerti grossi выявляют концертирующие возможности двух скрипок, составляющих группу concertino). Созданные им concerti grossi с участием одного или двух духовых инструментов в известной мере послужили прообразом ранней симфонии. Т. Способствовал также зарождению жанра квартета, введя альт (владел этим инструментом так же свободно, как и скрипкой) в партитуру концертов ор. 5 и 6. Значительно расширил возможности сольного использования скрипки (напр., в 12 трехчастных концертах ор. 6). Его сольные концерты ор. 8 (1709. Ор. 8 помимо 6 сольных концертов включает 6 concerti grossi) - это в основном 3-частные композиции, средняя медленная часть к-рых образует яркий контраст с двумя быстрыми крайними частями.

Смелая для своего времени трактовка скрипки и как кантабильного (он часто поручает ей выразит. Певучие темы и развернутые лирич. Эпизоды), и как виртуозного (высокий, доходящий до 7-й позиции регистр, двойные ноты, 4-гол. Арпеджио, блестящие фигурации, pizzicato, игра на грифе и т. Д.) инструмента позволяет считать Т. Одним из создателей жанра итал. Скр. Концерта, окончательно сложившегося в творчестве А. Вивальди. При жизни Т. В Болонье изданы многие его произв. В рукописи остались 30 "симфоний" для духовых и смычковых инструментов, 3 concerti grossi, "симфония" для скрипки и виолончели, соната для скрипки с basso contmuo, соната для виолончели с basso continuo.Сочинения. (издания) Sonate (10) a tre stromenti con il basso continuo, op.

1, Bologna, 1686. Concerto da camera (12 сюит) a due violini e basso, op. 2, Bologna, 1686. Sinfonie (12) a 2, 3, e 4 stromenti, op. 3, Bologna, 1687. Concertino per camera (12 сюит) a violino e violoncello, op. 4, Bologna, (s. A.). Sinfonie (6) a tre e concerti (6) a quattro, op. 5, Bologna, 1692. Concerti musicali a quattro, op. 6, Augusta, 1698. Capricci musicali a violino e viola overo arciliuta, op. 7, (s. 1. Es. A.). Concerti grossi (12) con una pastorale per il santissimo Natale, op. 8, Bologna, 1709. Переиздания - Konzert fьr Streichorchester, op. 6, No 1, hrsg. W. Kolneder, Mainz, (s. A.). Konzert fьr Streichorchester und Basso continuo, op. 6, No 10, hrsg. H Engel, Kassel, 1963. Concerti a due violini, orchestra d'archi e cembalo, op. 8, No 1, 3, a cura di R.

Santi, Mil., (s. A.), Konzert fьr 2 Violinen, Streichorchester und Cembalo, op. 8, No 2, bearbeitet von В. Paumgartner, Mainz, (s. A.). Concerti a violino, orchestra d'archi e cembalo, op. 8, No 7, 9, a cura di R. Santi, Mil., (s. A.), также No 9, bearbeitet von В. Paumgartner, Z., 1950, то же, a cura di M. Abbado, Mil., 1968. Sonata fьr Violoncello und Basso continuo, hrsg. F. Giegling, Kassel, 1958, 1968. Trompetй-concerto, 2 Sonaten for Trompete, string orchestra and Basso continuo, ed E. H. Tarr, pt. 1-3, L., 1968-73, и др.Литература. Moser А., Geschichte des Violinspiels, B., 1923, Bd 1 - Das Violinspiel bis 1800 (Italien), Tutzing, 1966. Vatie11i F., La genesi del concerto strumentale e Giuseppe Torelli, в кн. Arte e vita musicale a Bologna, v.

1, Bologna, 1927. Giegling F., G. Torelli. Ein Beitrag zur Entwicklungsgeschichte des italienischen Konzerts, Kassel, 1949 (Diss.). Norton R. E., The chamber music of G. Torelli, (Ann Arbor), 1967 (Diss).Л. С. Гинзбург..

Значения в других словарях
Торадзе Д. А.

Давид Александрович (р. 14 IV 1922, Тбилиси) - сов. Композитор. Нар. Арт. Груз. ССР (1961). Чл. КПСС с 1951. Учился в Тбилисской консерватории по классу фп. У А. Д. Вирсаладзе и композиции у С. В. Бархударяна (1937-39), а также в Моск. Консерватории по классу композиции у Р. М. Глиэра (1939-41). Окончил Тбилисскую консерваторию в 1948. Занимался там же в аспирантуре в 1948-51. С 1953 преподает в Тбилисской консерватории композицию и инструментовку (с 1973 профессор). Автор первых груз. Муз.-сцен..

Торбан

(польск. Teorbari, от итал. Tiorba) - укр. И польск. Струн. Щипковый муз. Инструмент. Разновидность басовой лютни - теорбы. Имел широкую и длинную шейку для басовых струн (т. Н. Байорки) и дополнит. Головку для низких басовых струн (т. Н. Вторы. Всего - 25-60 жильных струн), корпус более глубокий, чем у теорбы. Отличается от теорбы также наличием т. Н. Приструнков (короткие струны высокого регистра, расположенные вдоль деки), как у бандуры. Был распространен в 17-19 вв. Среди польск. Помещиков (..

Торки Л.

(Torchi) Луиджи (7 XI 1858, Мордано, близ Болоньи - 19 IX 1920, Болонья) - итал. Музыковед. Учился в Болонской филармонич. Академии и консерватории в Неаполе, в 1879-83 продолжал муз. Образование в Леипцигской консерватории у С. Ядассона и К. Рейнеке. В 1885-91 преподавал историю музыки и эстетику в Муз. Лицее Дж. Россини в Пезаро. С 1891 библиотекарь, в 1894 президент, в 1895-1916 профессор Болонского муз. Лицея. В 1894-1904 редактор журн. "Rivista musicale italiana". T. Внес значит. Вклад в из..

Тормис В. Р.

Вельо Рихович (р. 7 VIII 1930, Куусалу, близ Таллина) - сов. Композитор. Нар. Арт. Эст. ССР (1975). В 1956 окончил Моск. Консерваторию по классу композиции у В. Я. Шебалина. Автор произв. Многих жанров. Популярность получили его крупные хор. Циклы. Гос. Пр. СССР (1974), Гос. Пр. Эст. ССР (1970, 1972).Сочинения. Опера Лебединый полет (Luigelend, 1965, т-р "Ванемуйне"). Для хора и орк. - Калевипоэг (Kalevipoeg, слова из эпоса, 1955), Война в Махтра (Mantra sхda, сл. P. Э. Руммо, 1958), Ванемуйне (..

Дополнительный поиск Торелли Д. Торелли Д.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Торелли Д." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Торелли Д., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 10 символа