Торелли Д.
(Torelli) Джузеппе (22 IV 1658, Верона - 8 II 1709, Болонья) - итал. Композитор и скрипач. В юности учился у Дж. Массароти в Вероне. Занимался в Болонской филармонич. Академии у Дж. А. Перти (композиция) и, по-видимому, у Э. Гайбары (скрипка), в 1684 избран чл. Академии. С 1686 играл в капелле болонской базилики Сан-Петронио (вначале на виолетте, в 1686-95 - на теноровой виоле). В кон. 90-х гг. Жил в Ансбахе и Вене (был солистом и концертмейстером придв. Оркестра), где написал ораторию "Адам, изгнанный из земного рая" ("Adam aus dem Irdischen Paradiess verstossen"). В 1701 вернулся в Болонью, стал скрипачом-солистом капеллы, руководимой Перти. Наряду с А. Корелли, Дж. Б. Витали, Дж. Бенвенути был одним из ведущих представителей болонской скрипичной школы.Т.
Внес существ. Вклад в развитие осн. Жанров совр. Ему итал. Музыки - трио-сонаты и сольного скр концерта. Наряду с А. Страделлой Т. Одним из первых обратился к жанру concerto grosso (его concerti grossi выявляют концертирующие возможности двух скрипок, составляющих группу concertino). Созданные им concerti grossi с участием одного или двух духовых инструментов в известной мере послужили прообразом ранней симфонии. Т. Способствовал также зарождению жанра квартета, введя альт (владел этим инструментом так же свободно, как и скрипкой) в партитуру концертов ор. 5 и 6. Значительно расширил возможности сольного использования скрипки (напр., в 12 трехчастных концертах ор. 6). Его сольные концерты ор. 8 (1709. Ор. 8 помимо 6 сольных концертов включает 6 concerti grossi) - это в основном 3-частные композиции, средняя медленная часть к-рых образует яркий контраст с двумя быстрыми крайними частями.
Смелая для своего времени трактовка скрипки и как кантабильного (он часто поручает ей выразит. Певучие темы и развернутые лирич. Эпизоды), и как виртуозного (высокий, доходящий до 7-й позиции регистр, двойные ноты, 4-гол. Арпеджио, блестящие фигурации, pizzicato, игра на грифе и т. Д.) инструмента позволяет считать Т. Одним из создателей жанра итал. Скр. Концерта, окончательно сложившегося в творчестве А. Вивальди. При жизни Т. В Болонье изданы многие его произв. В рукописи остались 30 "симфоний" для духовых и смычковых инструментов, 3 concerti grossi, "симфония" для скрипки и виолончели, соната для скрипки с basso contmuo, соната для виолончели с basso continuo.Сочинения. (издания) Sonate (10) a tre stromenti con il basso continuo, op.
1, Bologna, 1686. Concerto da camera (12 сюит) a due violini e basso, op. 2, Bologna, 1686. Sinfonie (12) a 2, 3, e 4 stromenti, op. 3, Bologna, 1687. Concertino per camera (12 сюит) a violino e violoncello, op. 4, Bologna, (s. A.). Sinfonie (6) a tre e concerti (6) a quattro, op. 5, Bologna, 1692. Concerti musicali a quattro, op. 6, Augusta, 1698. Capricci musicali a violino e viola overo arciliuta, op. 7, (s. 1. Es. A.). Concerti grossi (12) con una pastorale per il santissimo Natale, op. 8, Bologna, 1709. Переиздания - Konzert fьr Streichorchester, op. 6, No 1, hrsg. W. Kolneder, Mainz, (s. A.). Konzert fьr Streichorchester und Basso continuo, op. 6, No 10, hrsg. H Engel, Kassel, 1963. Concerti a due violini, orchestra d'archi e cembalo, op. 8, No 1, 3, a cura di R.
Santi, Mil., (s. A.), Konzert fьr 2 Violinen, Streichorchester und Cembalo, op. 8, No 2, bearbeitet von В. Paumgartner, Mainz, (s. A.). Concerti a violino, orchestra d'archi e cembalo, op. 8, No 7, 9, a cura di R. Santi, Mil., (s. A.), также No 9, bearbeitet von В. Paumgartner, Z., 1950, то же, a cura di M. Abbado, Mil., 1968. Sonata fьr Violoncello und Basso continuo, hrsg. F. Giegling, Kassel, 1958, 1968. Trompetй-concerto, 2 Sonaten for Trompete, string orchestra and Basso continuo, ed E. H. Tarr, pt. 1-3, L., 1968-73, и др.Литература. Moser А., Geschichte des Violinspiels, B., 1923, Bd 1 - Das Violinspiel bis 1800 (Italien), Tutzing, 1966. Vatie11i F., La genesi del concerto strumentale e Giuseppe Torelli, в кн. Arte e vita musicale a Bologna, v.
1, Bologna, 1927. Giegling F., G. Torelli. Ein Beitrag zur Entwicklungsgeschichte des italienischen Konzerts, Kassel, 1949 (Diss.). Norton R. E., The chamber music of G. Torelli, (Ann Arbor), 1967 (Diss).Л. С. Гинзбург..
Дополнительный поиск Торелли Д.
На нашем сайте Вы найдете значение "Торелли Д." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Торелли Д., различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Т". Общая длина 10 символа