Трамбицкий В. Н.

97

Виктор Николаевич (31 I (12 II) 1895, Брест-Литовская крепость - 13 VIII 1970, Ленинград) - сов. Композитор, педагог и муз.-обществ. Деятель. Засл. Деят. Иск-в РСФСР (1946). Окончил Муз. Уч-ще РМО в Вильнюсе. С 1915 брал уроки композиции у В. П. Калафати в Петрограде, в 1917-19 учился у него в Петрогр. Консерватории (одноврем. Занимался на юридич. Ф-те ун-та). В 1917-19 инструктор и организатор концертов Муз. Отдела Наркомпроса. В период учёбы работал в студии В. Э. Мейерхольда, писал музыку для массовых празднеств в Петрограде, участвовал в создании орк. Редакции "Интернационала". С 1919 дирижёр и муз. Руководитель передвижных театр. Коллективов. С 1925 жил в Свердловске. Внёс большой вклад в развитие муз. Культуры Урала, в 1930-33 организатор и ст.

Редактор музыкального радиовещания. В 1944-48 пред. Свердловского отделения CK, в 1960-68 секретарь правления CK РСФСР. В 1936-61 преподавал композицию и муз.-теоретич. Предметы в Свердловской консерватории (с 1939 профессор), с 1944 зав. Кафедрой. Среди его учеников по композиции - В. Д. Биберган, Л. А. Лядова, А. А. И Ю. А. Муравлевы, О. А. Моралев, Е. П. Родыгин, Г. Н. Топорков, по орк ции естровке - Б. Д. Гибалин, Э. С. Колмановский, Д. Д. Аюшеев, Б. Б. Ямпилов. С 1961 жил в Ленинграде.Для муз. Языка Т. Характерно органич. Сочетание мелодики широкого дыхания с выразительной декламационностью. Мн. Страницы музыки Т. Отличает романтическая взволнованность. Центр. Место в его творчестве занимают оперы. Композитора привлекали драм. Сюжеты, герои, олицетворяющие высокие нравственные принципы.

В ряде его опер воплощены образы современников. Мастер орк. Письма, он создал ряд симф. Произв., в последние годы жизни интенсивно работал в области камерной вок. Музыки. Знаток нар. Песни, Т. Положил начало собиранию и изданию уральского фольклора, оказавшего влияние на его творчество. Т. Принадлежит науч.-теоретич. Исследование "Гармония русской песни".Сочинения. Оперы - Карнавал жизни (Бианка) (1921, Передвижной театр, Краснодар), Овод (либр. Т., 1929, Свердловский т-р оперы и балета), Гнев пустыни (либр. Т., 1930), Великий путь (либр. Т., 1932, Свердловск, Радио), Орлёна (1935, Свердловский т-р оперы и балета. 2-я ред. - За жизнь, 1938, там же), Гроза (1943, там же, 2-я ред. 1957), Дни и ночи (1950), Кружевница Настя (либр.

К. Г. Паустовского совм. С Т. 1963, Ленингр. Т-р оперы и балета), Память сердца (1968). Сюита Спите, любимые братья (для тенора, хора и орк. Сл. С. А. Есенина, 1970). Для орк. - Симфония памяти Н. А. Островского (1945), симф. Поэмы Весна (1926), Капитан Гастелло (1943), симф. Сюита В пути (1932), Симф. Этюды-картины (1954), 2 симф. Эскиза на тат. Темы (1933). Для скр. С орк. - концерт (1920), фантазия на уральскую нар. Тему (1942). Сюита для струн. Квартета (1925). Для фп. - прелюдии (1920), Из детской жизни (1935), Хороводы (1937-65). Для голоса и фп. - вок. Циклы. Северные сказы (на тексты нар. Сказителей, 1941). Из военной лирики (сл. E. M. Винокурова, 1950), Из неоглядных далей (сл. М. А. Дудина, 1969), Сердце женское с тобою (сл. О. Ф. Берггольц, А. А. Ахматовой и др., 1970), 3 романса на сл.

Есенина (1969), 4 романса на сл. Ахматовой (1970). Обр. Рус. Нар. Песен, музыка для драм. Т-ра.Литературные сочинения. О народности, "СМ", 1953, No 4. Полифоническая основа русской песенной гармонии, в сб. Советская музыка, М., 1954. Плагальность и родственные ей связи в русской песенной гармонии, в сб. Вопросы музыкознания, вып. 2, М., 1955. Гармонические системы семиступенных звукорядов, применяемых в русской песне, в сб. Научно-методические записки Уральской гос. Консерватории, вып. 1, Свердловск, 1957. Возможности теоретического музыкознания, "СМ", 1957, No 2. Значение замысла, там же, 1959, No 2. О "фразе" в опере, там же, 1960, No 11. Труд исторического значения (об "Основах оркестровки" Н. А. Римского-Корсакова), там же, 1969, No 3.

Как же готовить оперную премьеру?, там же, 1969, No 10.Литература. Гейлиг М., Творчество В. Трамбицкого, "СМ", 1946, No 1. Pевзнер Б. И., Оперное творчество В. Н. Трамбицкого, в сб. Научно-методические записки Уральской гос. Консерватории, вып. 3, Свердловск, 1959. Толстой Д., Виктор Николаевич Трамбицкий, "СМ", 1970, No 5. Бялик М., Благородное сердце художника, "МЖ", 1970, No 20. Ананьева В. И., "Память сердца", в сб. Музыка и музыканты Ленинграда, Л., 1972. Трамбицкая Вал., Мне мало одной жизни, "МЖ", 1973, No 22. Памяти В. Н. Трамбицкого, "СМ", 1975, No 4 (статьи Ю. Тюлина, Л. Марченко, В. Гаврилина, М. Бялика, Д. Кабалевского).Б. И. Певзнер, М. Г. Бялик.

Значения в других словарях
Точка

(лат. Pinctus или punctum, итал. Punto, франц. Point, нем. Punkt) - знак, являющийся одним из осн. Элементов нотного письма с момента его возникновения. В зап.-европ. И греч. Невменных нотациях, в др.-рус. Идеографич. Безлинейной нотации (крюках) Т. Применялась преим. Как элемент, определяющий звуковысотное положение знака. В совр. Нотной системе подобием Т. Является важнейший элемент нотных знаков - нотная головка. Помимо того, Т. При нотной головке влияет на длительность звуков и указывает на ..

Трактус

Тракт (лат. Tractus, букв. - волочение, протяжение), - часть missa proprium (см. Месса), вводимая в нек-рых случаях (напр., в реквиеме) в качестве скорбного, покаянного песнопения, обычно вместо радостной аллилуйя. Т. Относится к древнейшему слою григорианского хорала (см. Григорианское пение). Его текст представлен стихами псалмов, причём только в Т. Они сохраняются полностью, без к.-л. Изменений и вставок (антифонов и респонсориев), чем нередко объясняют происхождение его названия (от лат. Tra..

Тране В.

(Thrane) Вальдемар (8 X 1790, Драммен, фюльке Бускеруд - 30 XII 1828, Осло) - норв. Композитор, скрипач и дирижёр. По национальности датчанин. Учился игре на скрипке у К. Шаль в Копенгагене и П. М. Байо в Париже, где также занимался по композиции у А. Рейхи и Ф. Хабенека. С 1817 работал в Осло, был дирижёром оркестра гор. Т-ра, с 1818 руководил местным муз. Об-вом "Музыкальный лицей" ("Det musicaliske Lyceum"). В том же году дебютировал как скрипач, затем выступал в Осло, Стокгольме и др. Города..

Транскрипция

(лат. Transcriptio, букв. - переписывание) - переложение, переработка муз. Произв., имеющие самостоят. Художеств. Значение. Различают два вида Т. Приспособление произв. Для др. Инструмента (напр., фп. Т. Вокального, скрипичного, оркестрового соч. Или вокальная, скрипичная, оркестровая Т. Фп. Соч.). Изменение (в целях большего удобства или большей виртуозности) изложения без перемены инструмента (голоса), для к-рого предназначено произв. В оригинале. К жанру Т. Иногда ошибочно относят парафразы. ..

Дополнительный поиск Трамбицкий В. Н. Трамбицкий В. Н.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Трамбицкий В. Н." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Трамбицкий В. Н., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 16 символа