Транспонирующие инструменты

148

(нем. Transponierende Instrumente, англ. Transposing instruments) - муз. Инструменты, реальная высота звучания к-рых не совпадает с нотацией, отличается от неё на определ. Интервал (вверх или вниз - в зависимости от естеств. Тесситуры и устройства инструментов). К Т. И. Принадлежат амбушюрные медные дух. Инструменты (валторны, трубы, корнеты, разновидности тубы, саксгорны), мн. Деревянные духовые (семейства кларнетов, саксофоны, разновидности гобоя - англ. Рожок, гобой д'амур, гекксльфон). Как Т. И. Могут рассматриваться также струнные смычковые, перестроенные на определ. Интервал - выше или ниже их обычной настройки (см. Скордатура). К Т. И. Относят и инструменты, звучащие по сравнению с нотацией октавой ниже (контрабас, контрафагот) или октавой выше (флейта пикколо, челеста, ксилофон, колокольчики), однако по существу это не является транспозицией, т.

К. Ступени звукоряда сохраняют свои наименования. Естеств. Ряд звуков, соответствующий устройству инструмента (у медных духовых - натуральный звукоряд обертонов), для Т. И. Нотируется в тональности C-dur. В зависимости от настройки (строя) инструментов нотированные в C-dur звуки в действительности звучат на обусловленный интервал выше или ниже, напр. С2 у кларнета in В прозвучит как b1 (у кларнета in А - как а1), у англ. Рожка или валторны in F - как f1, y альтового саксофона in Es - как es1, y тенорового in В - как b, y трубы in Es или у саксофона-сопранино - как es2 и т. Д.Л. Бетховен. 8-я симфония, 1-я часть.Возникновение Т. И., или, вернее, транспонирующей их нотации, относится к 18 в., к периоду, когда на дух. Инструментах могли извлекаться почти исключительно тоны их простейшей гаммы или натурального звукоряда.

Поскольку C-dur является простейшей по нотации тональностью, возникла практика нотировать в C-dur партии, отвечающие натуральному строю инструмента.С изобретением клапанов и вентилей игра в тональностях, более или менее удалённых от осн. Строя инструмента, существенно облегчалась, однако практика транспонирующей нотации (к-рая затрудняет чтение партитур) продолжает применяться. Определённым доводом в пользу её сохранения является то, что благодаря транспонирующей нотации один и тот же исполнитель может легко переходить с одной разновидности инструмента того же семейства на другую, имеющую др. Строй при сохранении аппликатуры, напр. С кларнета in A на басовый кларнет in В (аппликатура сохраняется). Такие смены инструмента нередко совершаются и при исполнении одного произв.

(обозначается. Cl. In В muta in A. Cl. In В muta Cl. Picc. In Es). Отд. Транспонирующие дух. Инструменты всегда нотируются соответственно звучанию (напр., тромбоны in В, туба in В). Нек-рые композиторы в 20 в. Делали попытки нотировать партии Т. И. Соответственно их звучанию. Среди них - А. Шёнберг (серенада ор. 24, 1924), А. Берг, А. Веберн, А. Онеггер, С. С. Прокофьев.В 17-18 вв. К Т. И. Относили также нек-рые системы органов, строй к-рых отличался от оркестрового и соответственно их партия нотировалась в др. Тональности.Литература. Herz N., Theorie der transponierenden Musikinstrumente, Lpz., 1911. Erpf H., Lehrbuch der Instrumentation und Instrumentenkunde, Mainz, (1959..

Значения в других словарях
Транскрипция

(лат. Transcriptio, букв. - переписывание) - переложение, переработка муз. Произв., имеющие самостоят. Художеств. Значение. Различают два вида Т. Приспособление произв. Для др. Инструмента (напр., фп. Т. Вокального, скрипичного, оркестрового соч. Или вокальная, скрипичная, оркестровая Т. Фп. Соч.). Изменение (в целях большего удобства или большей виртуозности) изложения без перемены инструмента (голоса), для к-рого предназначено произв. В оригинале. К жанру Т. Иногда ошибочно относят парафразы. ..

Транспозиция

(от позднелат. Transpositio -перестановка) - перенесение (транспонирование) муз. Произведения из одной тональности в другую. Т. Широко используется в вок. Практике как средство, позволяющее исполнять муз. Произв. В удобной для певца тесситуре. Применяется также при переложении муз. Произв. Для к.-л. Инструмента в том случае, если диапазон произв. Не соответствует возможностям данного инструмента. В процессе Т. Все звуки переносятся вверх или вниз на интервал, соответствующий высотному отношению ..

Траубель Э.

(Traubel) Элен (20 VI 1899, Сент-Луис, шт. Миссури - 28 VII 1972, Санта-Моника, шт. Калифорния) - амер. Певица (сопрано). По национальности немка. Училась у В. Карст в Сент-Луисе, где в 1925 дебютировала в симф. Концерте с местным оркестром. В 1926 впервые выступила в Нью-Йорке. В течение 8 лет была солисткой хора церкви Сент-Луиса. В 1937 дебютировала в т-ре "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк) в партии, специально написанной для неё В. Дамрошем в его опере "Человек без родины". Получила известность..

Траурный марш

См. Похоронный марш.. ..

Дополнительный поиск Транспонирующие инструменты Транспонирующие инструменты

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Транспонирующие инструменты" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Транспонирующие инструменты, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 27 символа