Трепак

134

Старинная рус. Пляска, распространённая также на Украине. Плясовые движения (преим. Дробные шаги и притоптывания) импровизировались исполнителем, стремившимся показать удаль и виртуозное мастерство. По характеру Т. Имел много общего с "Камаринской" и "Барыней". Он представлял собой либо одиночную муж. Пляску, либо пляску-соревнование (т. Н. Перепляс). В отличие от них не имел традиц. Мелодии, т. К. Его происхождение не было связано с конкретной песней. Метроритмич. Формула - 2 двудольных такта хореич. Стопы с дроблением (обычно неполным) сильной доли 1-го такта и дальнейшим укрупнением длительностей:Нар. Определение подобной ритмики - пляска "в три ноги", в отличие от пляски "в две ноги", где долгая сильная доля чередуется с двумя короткими слабыми долямиМетроритмика, характерная для Т., встречается в колядках плясового типа (см.

Кн. Земцовский И., Мелодика календарных песен, Л., 1975, с. 39, 171), скоморошьих былинах и песнях (см. Сборник Кирши Данилова, М., 1958, NoNo 61, 68), в шуточных (см. Сб. Лядов A., Песни русского народа, М., 1959, No 114), плясовых и хороводных песнях (см. Сб. Балакирев М., Русские народные песни, М., 1957, NoNo 20, 35. Римский-Корсаков Н., Сборник русских народных песен ор. 24, NoNo 26, 32, Полн. Собр. Соч., т. 47, М., 1952).П. И. Чайковский. Трепак. Русский танец из 2-го д. Балета "Щелкунчик".Жанр Т. Неоднократно использовался в произв. Рус. Композиторов (напр., "Трепак" для фп. А. Г. Рубинштейна), причём трактовался в разл. Планах. Юмористическом (см. Пример, а), праздничном (пример, б), в стиле грубоватой скоморошьей пляски (пример, в). В трагич.

Преломлении его применил М. П. Мусоргский (пример, г).П. И. Чайковский. Характеристический танец, ор. 72 No 4 для фп.Аналогию с известной пьесой К. Вебера "Приглашение к танцу" вызывает "Приглашение к трепаку" - романтическое по общему колориту соч. П. И. Чайковского (пример, д). Особенности Т. Обобщённо претворены в нек-рых произв. Чайковского (напр., в финале скрипичного концерта), И. Ф. Стравинского ("Русская" из балета "Петрушка").Н. А. Римский-Корсаков. Пляска и песня скоморохов из 1-й картины оперы-былины "Садко".M. И. Мусоргский. Трепак из вокального цикла "Песни и пляски смерти".П. И. Чайковский. Танцевальная сцена. Приглашение к трепаку, ор. 72 No 18 для фп.Т. Описан многими рус. Писателями. Л. Н. Толстым ("Война и мир"), Н. В. Гоголем ("Вий"), М. Горьким ("Сторож"), И.

С. Никитиным. Из совр. Быта как одиночная пляска исчез. Его не включают ни в описания бытующих нар. Плясок и танцев, ни в учебные пособия по хореографии. В 20 в. Стали популярными производный от Т. Коллективный перепляс, в к-ром участвуют две соревнующиеся группы исполнителей, а также массовая пляска с поочерёдными импровизациями солистов. От Т. В них сохранились метроритмика, характер плясовых движений, удаль, изобретательность.Е. М. Фраёнова.

Значения в других словарях
Трембита

Трэмбита, трымбита, тромбита, трумбэта, тромпэта - укр., польск., слов., венг., хорв., далматинский амбушюрный (см. Амбушюр) инструмент. Род деревянной, т. Н. Альпийской (без игровых отверстий) трубы с конич. Раструбом. Изготовляется из цельного куска пихты или ели методом продольного раскола (лучшие образцы - из дерева, в к-рое попала молния, т. Н. Громового). Распространены также металлические, в т. Ч. Жестяные складные Т., прямые либо свёрнутые (подобно старинной натуральной трубе). Дл. 1-4 м..

Тремоло

(итал. Tremolo, букв. - дрожащий) - многократное быстрое повторение одного звука, интервала или аккорда, а также чередование двух звуков, расположенных на расстоянии не менее малой терции, или частей "разложенного" аккорда. Т. Исполнимо на фп., струн., дух. И удар инструментах. В симф. И оперной музыке применяется орк. Т., в к-ром участвуют группы инструментов. В фп. Муз. Лит-ре Т. Встречается в оперных клавирах и переложениях орк. Пьес, реже - в сольных сочинениях.Повторяющийся звук или аккорд ..

Третьяк В. Я.

Василий Яковлевич (р. 6 XII 1926, с. Комаровка Курской обл.) - сов. Певец (драм. Тенор). Нар. Арт. СССР (1980). Чл. КПСС с 1952. В 1958 окончил Харьковскую консерваторию по классу пения у Т. Я. Веске. В 1958-62 солист Молдавского, с 1962 - Укр. Т-ров оперы и балета. Обладает сильным голосом обширного диапазона с ярко выраженными "металлич." верхними нотами. Его исполнению присущи отличная дикция, тонкая филировка звука, яркий темперамент. Артист большого драм. Дарования. Среди партий. Самозванец..

Третьяков В. В.

Виктор Викторович (р. 17 X 1946, Красноярск) - сов. Скрипач. Нар. Арт. РСФСР (1979). Окончил Моск. Консерваторию (1970) и аспирантуру при ней (1973) у Ю. И. Янкелевича. С 1970 солист Моск. Филармонии. Игре Т. Присущи эмоциональность, масштабность, виртуозность. В репертуаре Т. Все скр. Произв. И. Брамса, П. И. Чайковского, Д. Д. Шостаковича, С. С. Прокофьева, а также концерты, сонаты, пьесы рус., сов. И заруб. Композиторов. 1-е пр. На Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей (1965, Москва), М..

Дополнительный поиск Трепак Трепак

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Трепак" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Трепак, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 6 символа