Трепак
Старинная рус. Пляска, распространённая также на Украине. Плясовые движения (преим. Дробные шаги и притоптывания) импровизировались исполнителем, стремившимся показать удаль и виртуозное мастерство. По характеру Т. Имел много общего с "Камаринской" и "Барыней". Он представлял собой либо одиночную муж. Пляску, либо пляску-соревнование (т. Н. Перепляс). В отличие от них не имел традиц. Мелодии, т. К. Его происхождение не было связано с конкретной песней. Метроритмич. Формула - 2 двудольных такта хореич. Стопы с дроблением (обычно неполным) сильной доли 1-го такта и дальнейшим укрупнением длительностей:Нар. Определение подобной ритмики - пляска "в три ноги", в отличие от пляски "в две ноги", где долгая сильная доля чередуется с двумя короткими слабыми долямиМетроритмика, характерная для Т., встречается в колядках плясового типа (см.
Кн. Земцовский И., Мелодика календарных песен, Л., 1975, с. 39, 171), скоморошьих былинах и песнях (см. Сборник Кирши Данилова, М., 1958, NoNo 61, 68), в шуточных (см. Сб. Лядов A., Песни русского народа, М., 1959, No 114), плясовых и хороводных песнях (см. Сб. Балакирев М., Русские народные песни, М., 1957, NoNo 20, 35. Римский-Корсаков Н., Сборник русских народных песен ор. 24, NoNo 26, 32, Полн. Собр. Соч., т. 47, М., 1952).П. И. Чайковский. Трепак. Русский танец из 2-го д. Балета "Щелкунчик".Жанр Т. Неоднократно использовался в произв. Рус. Композиторов (напр., "Трепак" для фп. А. Г. Рубинштейна), причём трактовался в разл. Планах. Юмористическом (см. Пример, а), праздничном (пример, б), в стиле грубоватой скоморошьей пляски (пример, в). В трагич.
Преломлении его применил М. П. Мусоргский (пример, г).П. И. Чайковский. Характеристический танец, ор. 72 No 4 для фп.Аналогию с известной пьесой К. Вебера "Приглашение к танцу" вызывает "Приглашение к трепаку" - романтическое по общему колориту соч. П. И. Чайковского (пример, д). Особенности Т. Обобщённо претворены в нек-рых произв. Чайковского (напр., в финале скрипичного концерта), И. Ф. Стравинского ("Русская" из балета "Петрушка").Н. А. Римский-Корсаков. Пляска и песня скоморохов из 1-й картины оперы-былины "Садко".M. И. Мусоргский. Трепак из вокального цикла "Песни и пляски смерти".П. И. Чайковский. Танцевальная сцена. Приглашение к трепаку, ор. 72 No 18 для фп.Т. Описан многими рус. Писателями. Л. Н. Толстым ("Война и мир"), Н. В. Гоголем ("Вий"), М. Горьким ("Сторож"), И.
С. Никитиным. Из совр. Быта как одиночная пляска исчез. Его не включают ни в описания бытующих нар. Плясок и танцев, ни в учебные пособия по хореографии. В 20 в. Стали популярными производный от Т. Коллективный перепляс, в к-ром участвуют две соревнующиеся группы исполнителей, а также массовая пляска с поочерёдными импровизациями солистов. От Т. В них сохранились метроритмика, характер плясовых движений, удаль, изобретательность.Е. М. Фраёнова.
Дополнительный поиск Трепак
На нашем сайте Вы найдете значение "Трепак" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Трепак, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Т". Общая длина 6 символа