Тюлин Ю. Н.

225

Юрий Николаевич (14 (26) XII 1893, Таллин - 8 V 1978, Москва) - сов. Музыковед, педагог и композитор. Засл. Деятель иск-в РСФСР (1957). Доктор искусствоведения (1937). В 1911-17 учился в Петерб. Ун-те (на математич., позже на юридич. Ф-тах). В 1917 окончил композиторское отделение Петерб. Консерватории у Н. А. Соколова. В нач. 20-х гг. Преподавал во 2-м и 4-м Ленингр. Муз. Техникумах муз.-теоретич. Предметы, читал лекции по гармонии в Ин-те истории иск-в (ныне Ленингр. Ин-т т-ра, музыки и кинематографии), работал концертмейстером в экспериментальной мастерской Монументального т-ра при Ленингр. Т-ре оперы и балета. В 1925-67 преподавал в Ленингр. Консерватории муз.-теоретич. Предметы (с 1935 профессор). С 1967 в Москве. В 1970-75 профессор-консультант Муз.-пед.

Ин-та им. Гнесиных, в 1971-78 профессор кафедры теории музыки Моск. Консерватории. Т. Принадлежат исследования в разл. Областях муз. Науки. Гармонии, муз. Формы, полифонии. Занимался также отд. Проблемами нар. Муз. Творчества, исполнительства, истории музыки, муз. Эстетики, муз. Психологии. Автор ряда методич. Трудов и учебников. Наиболее значительны труды Т. В области гармонии. В них разработаны теория переменных функций тонов и созвучий, теория фонизма аккордов и интервалов, науч. Гипотеза историч. Генезиса лада (согласно трём принципам - секундового окружения опорного тона, образования ладового остова и его мелодич. Заполнения), дано новое освещение проблемы лада (основы лада выводятся Т. Не только из свойств муз. Звука, но также из психофизиологич.

И общелогич. Предпосылок), исследован генезис совр. Гармонии. Среди учеников Т. - В. П. Дернова, Н. Г. Привано. Автор муз. Соч., в их числе 3 сонаты для фп., "Русская сюита" для оркестра (1946), сюита для органа (1971).Сочинения. Практическое пособие по введению в гармонический анализ на основе хоралов Баха, Л., 1927. Кристаллизация тематизма в творчестве Баха и его предшественников, "СМ", 1935, No 3. Учение о гармонии, т. 1, Основные проблемы гармонии, (Л.), 1937, под назв.- Учение о гармонии, М., 1966. Параллелизмы в музыкальной теории и практике, Л., 1938. Теоретические основы гармонии (совм. С Н. Г. Привано), Л., 1956, М., 1965. Учебник гармонии, ч. 1-2, М., 1957-59 (ч. 1 - совм. С Н. Г. Привано), М., 1964. Об историческом значении учебника гармонии Н.

А. Римского-Корсакова, в сб. Н. А. Римский-Корсаков и музыкальное образование, Л., 1959. О зарождении и развитии гармонии в народной музыке, в сб. Очерки по теоретическому музыкознанию, Л., 1959, в сб. Вопросы теории музыки, вып. 2, М., 1970. Краткий теоретический курс гармонии, Л., 1960, М., 1964. Задачи по гармонии, вып. 1- 2, М., 1960 (вып. 1 - совм. С Н. Г. Привано), М., 1966. Образцы решения гармонических задач, вып. 1-2, М., 1960 (вып. 1 - совм. С Н. Г. Привано). Мысли о современной гармонии, "СМ", 1962, 10. Строение музыкальной речи, Л., 1962, М., 1969. Современная гармония и ее историческое происхождение, в сб. Вопросы современной музыки, Л., 1963, в сб. Теоретические проблемы музыки XX века, вып. 1, М., 1967. О программности в произведениях Шопена, Л., 1963.

Искусство контрапункта, М., 1964, М., 1968. Музыкальная форма (совм. С Т. Бершадской, И. Пустыльником, А. А. Пэном, Т. Г. Тер-Мартиросяном, А. Шнитке), М., 1965, 1974. На пути к признанию. Страницы воспоминаний, "МЖ", 1966, No 8. Юные годы Д. Д. Шостаковича, в сб. Дмитрий Шостакович, М., 1967. Натуральные и альтерационные лады, М., 1971. Юлиан Крейн,. М., 1971. О произведениях Бетховена последнего периода. Цепляемость музыкального материала, в сб. Бетховен, вып. 1, М., 1971. Из воспоминаний о Н. К. Метнере, "СМ", 1972, No 7. Произведения Чайковского. Структурный анализ, М., 1973. Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации, (т. 1-2), М., 1976-77. Путь к симфоническому мастерству, "СМ", 1978, No 9, и др.Литература. Ю. Н. Тюлин. Ученый. Педагог. Композитор.

Сб. Статей, Л.-М., 1973. Холопов Ю., Патриарх советской музыкальной науки, "СМ", 1974, No 1.Ю. Н. Холопов..

Значения в других словарях
Тюйдук

Туркм. Нар. Дух. Инструмент. Изготовляется из камыша. Существует в 3 видах. 1) гаргы-Т. - продольная открытая флейта. На верхний конец ствола (дл. 75-80 мм, диаметр 18-20 мм) надевается мундштук - металлич. Цилиндр (дл. 50 мм). В стволе 6 игровых отверстий - 5 на лицевой стороне, 1 на тыльной. Звук несильный, своеобразного "матового" тембра, определяющегося специфич. Звукоизвлече-нием - исполнитель прикладывает мундштук к углу рта, захватывая верхними зубами край мундштука и прикрывая остальную ..

Тюлин Д. Ю.

Даниил Юрьевич (21 XII 1925, Ленинград - 25 VIII 1972, Москва) - сов. Дирижёр. Чл. КПСС с 1960. В 1946 окончил Высшее уч-ще воен. Дирижёров, в 1951 - Ленингр. Консерваторию по классу дирижирования у И. А. Мусина, в 1961 - аспирантуру при Моск. Консерватории у Л. М. Гинзбурга. С 1951 2-й дирижёр симф. Оркестра Ростовской, с 1952 ассистент дирижёра Ленингр. Филармоний. С 1954 гл. Дирижёр симф. Оркестра Горьковской, с 1956 - Каб.-Балк., в 1963-66 - Кисловодской, в 1970-72 - Ярославской филармоний. ..

Тюменева Г. А.

Галина Александровна (р. 25 XII 1907 (7 I 1908), Полтава) - сов. Музыковед. Кандидат искусствоведения (1946). В 1934 окончила Харьковский муз.-драм. Ин-т по теории (у С. С. Богатырёва) и истории музыки. С 1931 преподавала в Муз. Техникуме и Муз.-драм. Ин-те в Харькове. С 1936 ведёт спец. Курсы истории музыки, с 1947 зав. Кафедрой истории музыки Харьковской консерватории (ныне - Харьковский ин-т иск-в им. И. П. Котляревского), с 1979 профессор. В 1943-49 худ. Рук. Харьковской филармонии. Выступае..

Тюрк Д. Г.

(Turk) Даниель Готлоб (10 VIII 1750, Клаусниц, близ Хемница, ныне Карл-Маркс-Штадт - 26 VIII 1813, Галле) - нем. Композитор, органист, муз. Теоретик и педагог. Игре на скрипке, органе, на мн. Дух. Инструментах обучался у своего отца - придв. Музыканта графа Шёнбурга, затем был учеником Т. А. Хомилиуса в церк. Школе, в 1772 посещал Лейпцигский ун-т. С 1774 кантор, с 1779 музик-директор и преподаватель теории музыки ун-та в Галле, с 1787 органист Либфрауэнкирхе (Галле). Был организатором концертов..

Дополнительный поиск Тюлин Ю. Н. Тюлин Ю. Н.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Тюлин Ю. Н." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тюлин Ю. Н., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 11 символа