"Умелецка беседа"

166

("Umelecka beseda") - чешское художеств. Об-во, объединявшее писателей, музыкантов и художников. Созданное в марте 1863 в Праге в период подъёма чеш. Нац.-освободит. Движения, выступало популяризатором и пропагандистом чеш. Иск-ва и литературы, а также достижений мировой культуры, особенно слав. Народов. В "У. Б." работали три секции - художественная, литературная и музыкальная, здесь читались лекции по разл. Вопросам художеств. Творчества, обсуждались новинки отечеств. Лит-ры. Об-во устраивало концерты и выставки, издавало журналы. В задачи об-ва входили также охрана памятников культуры, установление памятных досок, оказание материальной помощи деятелям нац. Культуры и др. В 1880-е гг. По всей стране возникли небольшие кружки, к-рые взяли на себя часть функций "У.

Б.", т. О. Она стала центром, объединяющим любителей иск-в.Во главе муз. Секции "У. Б." был один из её основателей - Б. Сметана (1863-65 и 1869-70). Секция имела хор, симф. Оркестр (рук. Л. Прохазка), позже также струн. Квартет. По инициативе Сметаны был организован цикл абонементных концертов симф. И камерной музыки. На первом концерте (14 авг. 1863) Сметана и скрипач Ф. Лауб исполнили "Крейцерову сонату" Бетховена. В одном из концертов 1865 впервые в Чехии прозвучала "Камаринская" Глинки. Состоялись премьеры многих произв. Чеш. Композиторов (напр., 23 мая 1879 впервые исполнен струн. Квартет Сметаны "Из моей жизни"). В 80-е гг. Муз. Секция под рук. В. Урбанека проводила регулярные симф. Концерты для широкой публики. Стали традицией не только исполнения новинок чеш.

Музыки, но и выступления молодых дирижёров и инструменталистов. По инициативе муз. Секции "У. Б." было образовано изд-во "Музыкальная матица", к-рое, в частности, выпустило клавиры мн. Чешских опер. В 1908-20 муз. Секция издавала журн. "Hudebnн revue", в 1922-27 - "Listy hudebnн matice" (в 1928-38 выходил под назв. "Tempo").В нач. 20 в. Деятельность муз. Секции "У. Б." сосредоточилась в "Музыкальной матице", к-рая стала своеобразным товариществом чеш. Композиторов. В 1926 построено спец. Здание "У. Б." с конц. И выставочным залами, с библиотекой и читальным залом. В конц. Зале возобновились регулярные общеобразоват. Концерты.Почётными членами "У. Б." в разные годы были избраны мн. Рус. Писатели, композиторы, художники, в т. Ч. Н. А. Некрасов, И. С.

Тургенев, Л. Н. Толстой, П. И. Чайковский, С. И. Танеев, В. В. Верещагин, а позднее и советские - Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев и др. За заслуги в развитии нац. Чеш. Иск-ва "У. Б." в 1903 награждена золотой медалью города Праги. Ныне "У. Б." существует как общественно- просветительская организация.Литература. Padesбt let "Umeleckй besedy". (1863-1913), Praha, 1913.A. П. Соловьёва.

Значения в других словарях
Тюрк Д. Г.

(Turk) Даниель Готлоб (10 VIII 1750, Клаусниц, близ Хемница, ныне Карл-Маркс-Штадт - 26 VIII 1813, Галле) - нем. Композитор, органист, муз. Теоретик и педагог. Игре на скрипке, органе, на мн. Дух. Инструментах обучался у своего отца - придв. Музыканта графа Шёнбурга, затем был учеником Т. А. Хомилиуса в церк. Школе, в 1772 посещал Лейпцигский ун-т. С 1774 кантор, с 1779 музик-директор и преподаватель теории музыки ун-та в Галле, с 1787 органист Либфрауэнкирхе (Галле). Был организатором концертов..

Тютюнник В. С.

Василий Саввич (12 (24) III 1860, Самара - 24 V 1924, Москва) - сов. Певец (бас) и режиссёр оперы. В 1886 окончил Моск. Консерваторию (пению учился у Л. Ф. Казати и Ф. П. Комиссаржевского). В том же году дебютировал на сцене Мариинского т-ра в Петербурге. В 1888-1912 солист моск. Большого т-ра. Особенно удавались Т. Острохарактерные партии, требующие большой звуковой выразительности и пластичности образа. Партии. Фарлаф. Варлаам ("Борис Годунов"), Томский ("Пиковая дама"), Мамыров ("Чародейка"),..

Уанстеп

(англ. One-step, от one - один и step - шаг. Нем. Einschritt) - быстрый маршеобразный танец, распространившийся ок. 1910 в США, затем в Европе. Возник на основе упрощённых танц. Движений тустепа. Муз. Размер 2/4, реже 6/8. После 1-й мировой войны 1914-18 получили известность разл. Варианты У. (Turkey Trot, Grizzly Bear, Tudy Walk и др.), отличавшиеся игровым, зрелищным характером. У. - предшественник фокстрота.. ..

Увеличение

(лат. Augmentatio. Нем. Augmentation, VergrцЯerung. Франц. Augmentation. Итал. Per aumentazione). 1) Способ преобразования мелодии, темы, мотива, фрагмента муз. Произв., ритмич. Рисунка или фигуры, а также пауз путём воспроизведения звуками (паузами) бульшей длительности. У. Предполагает точную запись ритма, ставшую возможной благодаря мензуральной нотации. Его возникновение относится к эпохе ars nova и связано с тенденцией к ритмич. Самостоятельности полифонич. Голосов и принципом изоритмии (см..

Дополнительный поиск "Умелецка беседа" "Умелецка беседа"

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение ""Умелецка беседа"" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением "Умелецка беседа", различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "#". Общая длина 17 символа