Успенский Вик. А.
Виктор Александрович (19 (31) VIII 1879, Калуга - 9 X 1949, Ташкент) - сов. Музыкант-этнограф и композитор. Нар. Арт. Туркм. ССР (1929) и Узб. ССР (1937). Доктор искусствоведения (1943). С детства жил в Ср. Азии. В 1898 окончил Оренбургский воен. Кадетский корпус. В 1900-04 был на воен. Службе на Кавказе. В 1913 окончил Петерб. Консерваторию по классу композиции у А. К. Лядова. Учился игре на арфе там же. В 1914-17 в армии. С 1918 жил в Ташкенте, изучал фольклор Ср. Азии. В 1923 записал в Бухаре шашмаком. В 1925-29 провёл 3 фольклорные экспедиции в Туркмении, где записал нар. Песни и инстр. Пьесы. В 1931 возглавлял муз.-этнографич. Экспедицию в Ферганскую долину, где записывал узб. Нар. Музыку. В 1932-49 науч. Сотрудник Ин-та искусствознания в Ташкенте. Один из основателей и руководителей Ташкентской нар.
Консерватории, где в 1918-22 вёл курс гармонии. В 1928-34 преподавал в Ташкентском муз. Техникуме, с 1934 профессор Высшей муз. Школы (с 1936 - Ташкентская консерватория), где преподавал муз.-теоретич. Предметы. На основе собств. Записей муз. Фольклора составил труды "Туркменская музыка" (совм. С В. М. Беляевым, М., 1928, т. 1, Аш., 1979), "Музыка на тексты А. Навои" (1940), "Узбекская вокальная музыка" (1950). Опубликованы записи шашмакома (1924. 1966-1979). Обработал ряд узб. Нар. Песен (для голоса с фп., для симф. Оркестра). Как композитор, У. Стремился к достижению синтеза узб. И европ. Средств муз. Иск-ва. Автор сочинений на узб. Нар. Темы разных жанров, в т. Ч. Муз. Драмы "Фархад и Ширин" (по поэме Навои, 1934), в к-рой одним из первых в узб. Муз.
Практике использовал малый симф. Оркестр и вок. Ансамбли.Сочинения. Муз. Драма Фархад и Ширин (1936, Узб. Муз.-драм. Т-р, Ташкент. 2-я ред. Совм. С Г. А. Мушелем, инструментовка частично совм. С С. П. Цвейфелем (Горчаковым), 1937, там же. 3-я ред. Оперы совм. С Мушелем, 1957, Узб. Т-р оперы и балета). Для орк. - Узбекская поэма-рапсодия (1944), Лирическая поэма памяти Алишера Навои (с узб. Нар. Инструментами и солистами-вокалистами, 1947), 4 мелодии народов Ср. Азии (1934), Туркменское каприччо (1945). Для фп. - Новелла (1947) и др. Для хора с фп. - В бой, богатыри (слова Чусти, 1941), Походный марш (1941). Музыка к спектаклям драм. Т-ра - "Ёрилташ" Сагдуллы (1943, Узб. ТЮЗ, Ташкент), "Муканна" Алимджана (совм. С Мушелем, 1943, Узб. Драм. Т-р имени Хамзы, Ташкент).Литература.
Беляев В., Крупный исследователь народной музыкальной культуры, "СМ", 1937, No 4. Вызго Т. С., Виктор Александрович Успенский, Таш., 1950. Её же, Развитие музыкального искусства Узбекистана и его связи с русской музыкой, М., 1970, с. 132-38, 144-58, 306. Pеккер Я., В. А. Успенский. Музыкально-этнографическая я композиторская деятельность в Узбекистане и Туркмении, М., 1953, Таш., 1959..
Дополнительный поиск Успенский Вик. А.
На нашем сайте Вы найдете значение "Успенский Вик. А." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Успенский Вик. А., различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "У". Общая длина 17 символа