Фраза

202

(от греч. Prasis - выражение, способ выражения). 1) Всякий небольшой относительно завершённый муз. Оборот.2) В учении о муз. Форме - построение, занимающее промежуточное положение между мотивом и предложением.Представляя собой обособленную единицу муз. Речи, Ф. Отделяется от соседних построений цезурой, выраженной средствами мелодики, гармонии, метроритма, фактуры, но отличается от предложений и периодов сравнительно меньшей завершённостью. Если предложение оканчивается ясно выраженной гармонич. Каденцией, то Ф. "может окончиться на любом аккорде с любым басом" (И. В. Способин). Она включает два или несколько мотивов, но может представлять собой и слитное построение, не членящееся или лишь условно членящееся на мотивы.

Предложение, в свою очередь, может состоять не только из 2 Ф., но из большего или меньшего их числа или не члениться на Ф.Л. Бетховен. Соната для фортепьяно ор. 7, часть II.Мотивный состав фраз.Дж. Россини "Севильский цирюльник", действие II, квинтет.Мотивный состав фраз.Л. Бетховен. Соната для фортепьяно ор. 10, No 1, часть III.С точки зрения психологии восприятия Ф. В зависимости от масштабов и контекста может быть отнесена как к первому (фоническому), так и ко второму (синтаксическому) масштабным уровням восприятия (Е. Назайкинский, 1972).Термин "Ф." был заимствован из учения о словесной речи в 18 в., когда вопросы расчленения муз. Формы получили широкое теоретич. Обоснование как в связи с развитием нового гомофонно-гармонич.

Стиля, так и с задачами исполнительской практики - требованием осмысленной правильной фразировки. Особую остроту этот вопрос приобрёл в эпоху барокко, т.к. В господствовавшей до 17 в. Вок. Музыке цезуры в значит. Мере определялись структурой текста, окончанием словесной Ф. (строки), в свою очередь связанной с протяжённостью певч. Дыхания. В инстр. Музыке, бурно развивавшейся в 17-18 вв., исполнитель в вопросах фразировки мог полагаться только на собств. Художеств. Чутьё.Л. Бетховен. Соната для фортепьяно ор. 31. No 2, часть III.Мотивный состав фраз.M. И. Глинка. "Иван Сусанин", песня Вани.Этот факт был отмечен Ф. Купереном, к-рый в предисловии к 3-й тетради "Piиces de Clavecin" (1722) впервые использовал термин "Ф." для обозначения небольшой структурной единицы муз.

Речи, подчеркнув, что она может быть отграничена не только паузой, и введя особый знак (') для разграничения фраз. Более широкую теоретич. Разработку вопросы расчленения муз. Речи получили в работах И. Маттезона. "Dictionnaire de musique" Ж. Ж. Руссо (Р., 1768) даёт определение Ф. Как "непрерывной гармонической или мелодической последовательности, которая имеет более или менее законченный смысл и оканчивается остановкой на каденции более или менее совершенной". И. Маттезоном, И. А. П. Шульцем и Й. Кирнбергером была высказана мысль о нескольких стадиях объединения построений от мелких к более крупным. Г. К. Кох выдвинул ряд ставших классическими положений о строении муз. Речи. В его работах появляется более точное разграничение масштабных единиц муз.

Речи и осознание внутреннего членения 4-тактового предложения на наименьшие по величине однотактовые построения, называемые им "unvollkommenen Einschnitten", и более крупные - двутактовые, образуемые из однотактовых, или неделимые, определяемые как "vollkommenen Einschnitten". В 19 в. Понимание Ф. Как двутактовой структуры, промежуточной между однотактовым мотивом и 4-тактовым предложением, становится характерным для традиц. Теории музыки (Л. Буслер, Э. Праут, А. С. Аренский). Новый этап учения о строении муз. Речи связан с именем X. Римана, к-рый поставил вопросы её расчленения в тесную связь с системой муз. Ритмики и метрики. В его трудах Ф. Впервые трактуется как метрич. Единство (группа из двух однотактовых мотивов с одним тяжёлым тактом).

Несмотря на историч. Прогрессивность, учение о расчленения приобрело в трудах Римана неск. Схоластич. Характер, несвободный от односторонности и догматизма.Из рус. Учёных вопросам строения муз. Речи уделяли внимание С. И. Танеев, Г. Л. Катуар, И. В. Способин, Л. А. Мазель, Ю. Н. Тюлин, В. А. Цуккерман. В их работах, как и в совр. Заруб. Музыкознании, наметился отход от узкого, чисто метрического понимания Ф. И более широкий взгляд на это понятие, опирающийся на реально существующее расчленение. Ещё Танеев и Катуар указывали, что Ф. Может представлять собой внутренне неделимое построение и иметь неквадратную структуру (напр., трёхтакт). Как показано в работах Тюлина, Ф. Могут следовать одна за другой, не объединяясь в построения высшего порядка, что свойственно вок.

Музыке, а также разработочным разделам в инстр. Музыке. Т. О., в отличие от периодов и предложений, характерных для экспозиционного изложения, Ф. Оказываются более "вездесущими", пронизывая собой всё муз. Произв. Мазель и Цуккерман высказались за понимание Ф. Как тематико-синтаксич. Единства. Подобно Тюлину, они подчеркнули неизбежность случаев, когда дли обозначения данного муз. Отрезка можно пользоваться как термином "мотив", так и термином "Ф.". Такие случаи возникают, когда слитные построения протяжённостью более одного такта являются первой стадией членения внутри предложения. Различия заключаются в том, с какой точки зрения рассматривается данное явление. Термин "мотив" говорит скорее о муз. Обороте в значении исходной единицы последующего тематич.

Развития, термин "Ф." - о величине построения или о том, что эти обороты объединяются в предложение, минуя промежуточную структуру.Л. Бетховен. Соната для фортепьяно ор. 106, часть I.Литература. Аренский А., Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки, M., 1893, 1921. Катуар Г., Музыкальная форма, ч. 1, M., 1934. Способин И., Музыкальная форма, M. - Л., 1947, М., 1972. Мазель Л., Строение музыкальных произведений, М., 1960, 1979. Тюлин Ю., Строение музыкальной речи, Л., 1962. Mазель Л., Цуккерман В., Анализ музыкальных произведений, M., 1967. Назайкинский К., О психологии музыкального восприятия, М., 1972. Mattheson J., Kern melodischer Wissenschaft, Hamb., 1737. Его же, Der vollkommene Capellmeister, Hamb., 1739.

Riepel J., Grundregeln zur Tonordnung insgemein, Fr. - Lpz., 1755. Kirnberger J., Die Kunst des reinen Satzes, Bd 1-2, В., 1771-79, Schulz J. A. R., Vortrag, Melodie, в кн. Sulzer J. G., Allgemeine Theorie der schцnen Kьnste, Bd 2, Lpz., 1774. Koch H. Chr., Versuch einer Anleitung zur Composition, Tl 3, Lpz. - Rudolstadt, 1793. Reiсha A., Traitй de mйlodie, P., 1814. Berner F. W., Die Lehre von der musikalischen Interpunktion, Breslau, 1821. Marx A. В., Die Lehre von der musikalischen Komposition, Bd 1, Lpz., 1837. Riemann H., Musikalische Syntaxis, Lpz., 1877. Его же, Vademecum der Phrasierung, Lpz., 1900. Под назв. Handbuch der Phrasierung, 1912. Его же, GroЯe Kompositionslehre, Bd 1, В. - Stuttg., 1902. Его же, System der musikalischen Rhythmik und Metrik, Lpz., 1903.

BuЯ1er L., Musikalische Formenlehre, B., 1878, 1931 (рус. Пер. - Бусслер Л., Учебник форм инструментальной музыки, M., 1884). Westphal R., Allgemeine Theorie der musikalischen Rhythmik seit J. S. Bach?, Lpz., 1880. Rrоut E., Musical form, L., 1893, 1903 (рус. Пер. - Pраут Э., Музыкальная форма, M, 1900). Wiehmeyer Th., Die musikalische Rhythmik und Metrik, Magdeburg, 1917. Fischer J., Erlдuterung zur Interpunktionsausgang. Auszьge aus einer noch nicht verцffentlichen musikalischen Rhythmik und Metrik, W., 1926. Geоrgiades Th. G., Musik und Sprache, В. - Gцtt. - Hdlb., 1954.И. В. Лаврентьева.

Значения в других словарях
Фрагер Ф. М.

Фрейджер (Frager) Малколм (р. 15 I 1935, Сент-Луис, шт. Миссури) - амер. Пианист. После занятий с К. Фридбергом (ученик К. Шуман) в Нью-Йорке (1949 - 55) совершенствовался в Амер. Консерватории в Фонтенбло близ Парижа (1952). Окончил Колумбийский ун-т в Нью-Йорке (1957). Участвовал в неск. Амер., а также междунар. Конкурсах - музыкантов-исполнителей в Женеве (2-я пр., 1955), им. Э. М. Левентритта в Нью-Йорке (1-я пр., 1959). Им. Бельг. Королевы Елизаветы в Брюсселе (1-я пр., 1960). Постоянно кон..

Фрадкин М. Г.

Марк Григорьевич (р. 21 IV (4 V) 1914, Витебск) - сов. Композитор. Нар. Арт. РСФСР (1974). Муз.-теоретич. Предметы изучал в Ленинграде под рук. A. П. Гладковского и Л. А. Энтелиса. В 1938 окончил Ленингр. Театр. Ин-т. В 1938-39 работал в Минском т-ре юного зрителя (актёр, режиссёр и зав. Муз. Частью). Одноврем. Учился в Белорусской консерватории по классу композиции у Н. И. Аладова. В 1941-43 дирижёр фронтового ансамбля. С 1944 живёт в Москве.Первые песни Ф. - "Песня о Днепре" (1941), "Случайный..

Фразировка

(нем. Phrasierung) - членение муз. Ткани на фразы. Термин "Ф.", как и термин артикуляция, заимствован из языкознания. P. Относится к области муз. Формы, поэтому, в отличие от артикуляции, она, как правило, в каждом случае единична, определяясь логикой развития муз мысли. Реализация Ф. Осуществляется в процессе живого исполнения. Одно из важнейших ее средств - артикуляция. Граница между двумя фразами наз. Цезурой. Разделенные цезурой интервалы не воспринимаются как выразит. Элементы, поэтому их н..

Франк С. О.

(Franck) Сезар Огюст (10 XII 1822, Льеж - 8 XI 1890, Париж) - франц. Композитор, органист, педагог. По происхождению бельгиец. Учился в Льежскои консерватории, брал уроки композиции в Париже у А. Рейхи (с 1835), позднее занимался в Парижской консерватории под рук. П. Ж. Циммермана (фп.), Ф. Бенуа (орган), Э. Леборна (композиция). С 13 лет успешно выступал как пианист в городах Бельгии и в Париже. В 1842 познакомился с Ф. Листом, к-рый оказал ему поддержку, способствовал изданию его произв. С 184..

Дополнительный поиск Фраза Фраза

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Фраза" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фраза, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 5 символа