Хакасская музыка

121

Хакасский муз. Фольклор родствен фольклору народов Горного Алтая, Тув. АССР, в меньшей степени - бурят, эвенков, якутов. Нар. Песни одноголосны, диатоничны, лишены мелизматики, изменчивы метроритмически. Распространённые их виды - тахпах (короткая песня) и ыр (длинная песня). Тахпах включает трудовые, социального протеста, обрядовые, любовно-лирические песни. Им свойственна импровизационность. Ыр имеют более канонические тексты. Это игровые (диалоги) и свадебно-обрядовые (гл. Обр. Женские) песни. К типу ыр относятся и эпич. Произв., подразделяющиеся на героические (алыптыр нымах) и героико-исторические (кипчоох). Сказания ("Албынчи", "Алтын Арыг", "Хан Мирген", "Алтын Чус") исполняются в особой горловой манере (хай) под аккомпанемент чатхана.

Собственно инстр. Музыка в Хакасии не была развита, инструменты употреблялись для сопровождения песен и сказаний. Среди нар. Инструментов. Чатхан, хомыс (струнно-щипковые), ыых (струнно-смычковый), нырги (духовой), тюр (бубен). В 20 в. Вошли в обиход балалайка, гитара, мандолина, баян. Носители хакасского иск-ва в 20 в. - хайджи (сказители и одноврем. Исполнители на чат-хане), среди них - С. П. Кадышев (ученик хайджи Хары Матпыпа Балахчина, 19 в.), М. К. Добров, П. В. Курбижеков, И. Ф. Коков. После установления Сов. Власти широкое развитие получила муз. Самодеятельность (1-я Олимпиада художеств. Самодеятельности - в 1931. В 1958, 1959, 1968 состоялись слёты сказителей и нар. Певцов). На совр. Хакасскую песню оказывают влияние рус. Народная и сов.

Массовая песни, развивается 2-3-гол. Пение, появляются новые историч. Песни, частушки. В 1931 в Абакане создан Нац. Т-р (с 1954 - Хакасский обл. Драм. Т-р), где поставлены пьесы с музыкой А. А. Кенеля. "Акун" Кокова, "Одураченный Хорхло" Топанова и Зингеровского, "Всходы" и "Медвежий лог" Кильчичакова, "Птица счастья" Кычакова. В 1942 в Абакане открылась детская муз. Школа, в 1960 - Муз. Уч-ще, при нём организованы хор, симф. И дух. Оркестры, оркестр нар. Инструментов. Первые нац. Инстр. Произв. Были созданы Кенелем (Драм. Фантазия на хакасские темы для фп. С оркестром, 1955. Сюита для скрипки и фп. "В горах Алатау", 1958. Фп. Трио на хакасские темы, 1963, и др.). Он же записал св. 1000 нар. Песен, исследовал нар. Хакасскую музыку, работал над реконструкцией нар.

Инструментов. В 1970 им написана первая нац. Опера "Чанар Хус и Ах Чибек". В 60-е гг. Появились произв. Г. И. Челборакова, Г. Е. Колмакова, Н. В. Катаевой. Произв. На хакасские муз. Темы создали А. П. Новиков, В. Н. Крюков, Т. Б. Назарова, Г. В. Киркор. В X. Работают (1980). Самодеят. Ансамбль песни и танца "Жарки" (1957), муз. Уч-ще (Абакан), 19 детских муз. Школ.Литература. Кенель A. A., О хакасской музыке, "Абакан", 1958, No 10. Его же, Семен Кадышев, М., 1962. Асиновская A. A., Опера А. А. Кенеля "Чанар Хус и Ах Чибек", "Учёные записки Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории", 1974, вып. 19, No 5.А. А. Асиновская.

Значения в других словарях
Хайт Ю. А.

Юлий (Илья) Абрамович (3 (15) XI 1897, Киев - 6 XII 1966, Москва) - сов. Композитор. В 1921 окончил юридич. Ф-т Киевского ун-та. Брал уроки композиции у М. И. Пруслина. С 1921 жил в Москве. В 1923-49 сотрудник организаций по охране авторских прав сов. Композиторов. Автор популярной песни "Всё выше" (сл. П. Д. Германа, 1921), объявленной в 1933 официальным маршем Военно-Воздушных Сил СССР. Ему принадлежат также марши для дух. Оркестра "Красные моряки" (1933), "Праздник Октября" (1937), "Боевые зн..

Хайтинк Б. Д. Г.

(Haitink) Бернард Джоан Герман (р. 4 III 1929, Амстердам) - нидерл. Дирижёр. Дирижированию обучался в Амстердамской консерватории у P. Хупки. С 1954 скрипач оркестра Нидерл. Радиовещания (выступал также в качестве дирижёра), в 1955-57 2-й дирижёр радиооркестра в Хилверсюме. В 1958-59 дирижёр оркестра Консертгебау, с 1961 руководил им совм. С Э. Йохумом, с 1964 худ. Рук. Там же. В 1967-79 гастролирующий дирижёр Лондонского филармония, оркестра (с 1970 также его худ. Рук.). Позднее гастролировал с..

Хакназаров З. В.

Захид Вахидович (р. 12 XI 1937, Ташкент) - сов. Дирижёр и педагог. Нар. Арт. Узб. ССР (1978). Чл. КПСС с 1969. В 1963 окончил Моск. Консерваторию у Н. П. Аносова, с этого же года дирижёр, с 1965 гл. Дирижёр и худ. Рук. Узб. Симф. Оркестра. В репертуаре X. Произв. Сов. (С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Г. В. Свиридов, А. И. Хачатурян, Ф. Амиров, К. А. Караев, Р. К. Щедрин, Т. Н. Хренников) и заруб. (П. Хиндемит, Б. Барток, К. Шимановский, Б. Бриттен) композиторов. Под его управлением впервые бы..

Халабала З.

(Chalabala) Зденек (18 IV 1899, Угерске-Градиште - 4 III 1962, Прага) - чехосл. Дирижёр. Нар. Арт. ЧССР (1958). Начальное муз. Образование получил под рук. Матери, пианистки и дирижёра, затем учился в консерватории в Брно (1919-22) у Ф.Неймана (дирижирование) и Л. Яначека (композиция). Как дирижёр дебютировал в 1924 в Угерске-Градиште. Был 2-м дирижёром Нац. Т-ра (1925), гл. Дирижёром Словацкой филармонии (1926-36) и Земского т-ра (1929) в Брно, дирижёром, затем рук. Нац. Т-ра в Праге (1936-45 и..

Дополнительный поиск Хакасская музыка Хакасская музыка

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Хакасская музыка" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хакасская музыка, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 16 символа