Хантыйская и мансийская музыка

229

Ханты (прежнее назв. Остяки) и манси (прежнее назв. Вогулы), заселяющие большие пространства по среднему течению и низовьям Оби и Сев. Уралу, близки друг другу по культуре, объединяются общим назв. - обские угры, югра. О древнем происхождении их музыки свидетельствуют изображения музыкантов и муз. Инструментов на камнях (со 2-го тыс. До н. Э.), сохранившиеся на территориях их расселения, а также традиционные эпич. Сказания и сказки. Истоки X. И м. М. - музыки устной традиции - многообразны. В её основе - традиционная муз. Культура древнейших палеолитич. Обитателей бассейна средней и нижней Оби и нижнего Иртыша (местных протопалеоазиатов) - лесотундровых кочевых оленеводов и полуоседлых охотников, рыбаков и собирателей. Эта культура была ассимилирована культурами сев.

Палеоуральских племён таёжных оседлых охотников-рыбаков (иммигрировавших сюда к нач. 2-го тыс. До н. Э. Из зап. И сев.-зап. Приуралья) и сев. Палеотюркских племён кочевых степняков-коневодов (иммигрировавших сюда с 1-го тыс. До н. Э. Из Приаралья).X. И м. М. - преим. Монодич. Типа (как и музыка устной традиции венгров, образующих с хантами и манси угорскую группу), гл. Обр. Одноголосная вокальная, но с элементами гетерофонно-бурдонного многоголосия (в вокальных соч. Благодаря инструментальному сопровождению). Преобладают диатонические лады (с пентатонич. Основой), характерно альтерационно-орнаментальное развитие с использованием интервалов, отличающихся от равномерно темперированных. Темпоритмич. Развитие многообразно, используются гл. Обр.

Метры 4/4 и 3/4 (сложные метры встречаются реже). От начала к концу произв. Или цикла в целом темп обычно ускоряется, метроритм активизируется, громкость усиливается, происходит постепенное изменение исходной тональности (на секунду - терцию вверх). Все формы X. И м. М. (с характерной квадратностью её строфопериодов) от простых танц. И бытовых напевов и наигрышей до обрядовых вокально-инструментальных композиций, циклов ("Ойкэ Уй ат эргы" - "Пять песен Медведя" манси) основаны на широком использовании разл. Приёмов ритмомелодич. Развития (гл. Обр. Импровизационно-вариативного типа).Осн. Формы бытования X. И м. М. - преим. Сольные песни, сольные инстр. Наигрыши и пьесы, танцевальная музыка, музыка религиозных ритуалов, а также музыка эпоса (напевно или речитативно исполняемые сказания).

Ханты и манси отличаются исключит. Музыкальностью. Каждый человек имеет как минимум две собственные личные именные песни (у хантов - маарэм, у манси - амки эргум) . Детскую личную именную песню, подаренную ребёнку вскоре после рождения матерью, и взрослую личную именную песню, сочинённую им к совершеннолетию (нек-рые имеют также личный именной инстр. Наигрыш). Эти песни- обереги, призванные охранять и приносить счастье, сопровождают их владельца всю жизнь. Реже встречается третья разновидность личных именных песен - песня-автобиография, сочиняемая пожилым человеком в предчувствии смерти. Нар. Музыканты, как правило, сами изготовляют традиц. Муз. Инструменты, среди них. Струнные - 3-5-струнная цитра-"лодка" (у хантов - нарс-юх, у манси - сангквалтап), 9-13-струн.

Угловая арфа-"журавль", или "лебедь" (у хантов -тоорсапт-юх, уманси - торысыпь йив), 1-2-струн. Скрипка (у хантов - нерьпь, у манси - нэрнэ-йив) и скрипочка (у хантов - нинг-юх), муз. Лук (у манси- ёвт). Самозвучащие - деревянный или костяной варган-зубанка (у хантов - тумран, у манси - тумра), деревянная трещотка (у хантов - тори-нёдэль, у манси - тарих-нёле), деревянная жужжалка (у манси - пыгалка), деревянная чуринга-завывалка (у манси - вот-вовнэ-тоул-парт - "дощечка, вращением вызывающая ветер"). Бубен (у манси - коюп) с бубенцами-колокольчиками (у манси - лонхансяп) и с колотушкой (у манси - няли). Духовые - свистки, дудки, пищалки и т. П. Из дерева, тростника, кости, пера. Особые инструментальные пьесы - пляски кукол-человечков (у манси - акань йикв), связанных нитями с пальцами играющего на "лодке", а ныне балалайке, ассоциируются с инстр.-кукольными играми "козликов-марионеток" у народов Среднего Востока.Характер древней трудовой деятельности хантов и манси, полуоседлого быта таёжных рыбаков-охотников, их религиозно-мифологич.

Мировоззрение предопределили самобытную систему образности X. И м. М., где большую роль играют образы мудрого, мужественного умелого охотника, рыбака и оленевода, хозяина леса - Медведя (как бы представителя верховного бога Нуми Торума на земле), лебедя, журавля, коня, лося и др. Животных, растений, рек, леса, гор и др. Образы природы.Среди жанров песен хантов и манси. Трудовые (охотничьи, рыбацкие, оленеводческие), календарные, семейно-бытовые - колыбельные (у хантов - нюхатли ариль, у манси - няврамэ улылы) и лирические (в т. Ч. Любовные). Героич. Песни-сказания и историчю песни. Личные именные. Танцевальные. Тотемизмо-религиозные песни - медвежьи (правильнее - песни Медвежьего игрища, у манси - Уй йиквавэ эры), песни о Торуме (уманси - Нумптормасьэрги), мухоморные, песни опьянения (у мапси - айем эрги), камлания.

Совр. Патриотич. Песни о новой жизни, шуточные и сатирич. Песни, частушки и др.Наиболее ранние из дошедших до нас описаний музицирования у хантов и манси фрагментарны, содержатся в рус. Летописях 11-14 вв., разрядных книгах 15 в., "Sarmatiae Europae descripto" А. Гваньини (1578) и др. Первые записи (на фонографе) X. И м. М. Сделаны в 1905 А. Каннисто (часть их нотных транскрипций опубликована им в 1931, другие - в 1937 А. Вяйзяненом). Звукозаписи делали В. В. Сенкевич (1934), Л. А. И Н. М. Бачинские (1938), В. Штейниц (1939), С. Н. Кондратьева (1972), И. А. Богданов (1975-77), А. М. Айзенштадт (1976), И. Н. Рюйтель (1977) и др. Первое исследование X. И м. М. (А. Вяйзянен, по материалам А. Каннисто) издано в 1939 в Финляндии. В СССР ведётся работа по собиранию и описанию, изучению и пропаганде X.

И м. М. Опубликованы статьи и материалы Е. В. Гиппиуса, H. M. Бачинской, В. В. Сенкевич-Гудковой, Богданова, Рюйтель и др. Изданы сб-ки, включающие ноты и тексты X. И м. М. (песни). "Северные россыпи" (Салехард, 1962), "Ямальские зори" (Тюмень, 1966), "Избранные песни финноугорских народов" (Таллин, 1970), выпущена первая грампластинка "Хантыйские песни" (М., 1978).Появляются новые формы музицирования. Начиная с 1920-х гг. X. И м. М. Исполняется на олимпиадах, смотрах и фестивалях нар. Иск-ва. С 1960-х гг. Дети хантов и манси получают образование в детских муз. Школах и муз. Уч-щах. С 1975 нар. Музыканты выступают на всесоюзных и межреспубликанских муз.-этнографич. Концертах в Москве, Тарту, Таллине.Сюжеты и мелодии X. И м. М. Используются в творчестве сов.

Композиторов ("Семь песен хантыйских детей" Е. К. Голубова и др.).В Ханты-Мансийском авт. Округе работают (1980). 20 муз. Школ, самодеят. Ансамбли песни и танца "Миснэ" (осн. В 1973, г. Ханты-Мансийск Тюменской обл.), "Ёшк най" ("Казымчанка", осн. В 1976, с. Казым Березовского р-на).Литература. Гиппиус Е. В., Программно-изобразительный комплекс в ритуальной инструментальной музыке "Медвежьего праздника" у манси, в сб. Теоретические проблемы народной инструментальной музыки, М., 1974. Бродский И. A., (О ханты-мансийской музыко-этнологической экспедиции 1975 года), "Советская этнография", 1976, No 3, с. 164-65. Его же, К изучению этномузыкальных связей финно-угорских народов и народов Сибири - Дальнего Востока (по материалам экспедиций и стационарных записей автора 1959-76 гг.), в сб.

Музыкальный фольклор финно-угорских народов и их этномузыкальные связи с другими народами, Тал., 1976. Владыкина-Бачинская Н. М., "Богатырь Кедровое ядрышко (пупыг-мойт)"- песня-сказка манси, в сб. Музыкальное наследие финно-угорских народов, Тал., 1977. Рюйтель И., Пятнадцать хантыйских народных мелодий из наследия В. Штейница, там же. Викар Л., Публикации и исследования музыки финно-угорских народов СССР в Венгерской Народной Республике, там же. Шешкин П. Е., Первые нотные записи мансийских песен, в сб. Музыкальный фольклор финно-угорских народов. Архаика и современность, Тал., 1979. Pallas P. S., Reise durch verschiedene Provinzen des russischen Reichs, Bd 2, Buch 1, St. Petersburg, 1773 (рус. Пер. - Паллас П. С, Путешествие по разным местам Российского государства..., ч.

2, кн, 1, СПБ, 1786. Vдisдnen А. О., Die Leier der Ob-Ugrischen Vцlker, Hels., 1931 (в серии -"Eurasia septentrionalis antiqua"). Его же, Untersuchungen ьber die Ob-Ugrischen Melodien, Hels., 1939. Соllaer P., Chants et airs des peuples de l'Extrкme-Nord (Sibйrie), P., 1960.И. A. Богданов.

Значения в других словарях
Ханмамедов Г. Д.

Гаджи Дадаш оглы (р. 15 VI 1918, Дербент) - сов. Композитор. Засл. Деят. Иск-в Азерб. ССР (1967). Чл. КПСС с 1951. В 1952 окончил Азерб. Консерваторию по классу композиции у К. Караева. С 1952 худ. Рук. Азерб. Гос. Ансамбля песни и пляски, с 1954 зав. Дирижёрско-хор. Отделением Бакинского муз. Уч-ща им. А. Зейналлы. В 1966-68 директор Азерб. Филармонии. С 1971 преподаёт в Азерб. Консерватории (с 1980 доцент кафедры нар. Музыки). Автор муз. Комедий "Одна минута" ("Бир дегиге", 1961, Баку), "Все м..

Ханникайнен Т.

(Hannikainen) Тауно (26 II 1896, Ювяскюля - 12 X 1968, Хельсинки) - фин. Дирижёр и виолончелист. Сын известного фин. Хор. Дирижёра и композитора, ученика Э. Г. Мелартина - Pекка Юхани X. (1854-1924). Учился игре на виолончели и дирижированию в Хельсинки (1914-17), совершенствовался как виолончелист под рук. П. Касальса в Париже (1921), продолжал занятия в Вене, Берлине и Милане (1924-30). В 20-е гг. Вместе со своими братьями - пианистом Тойво Ильмари X. И скрипачом Арво Сакари X. - выступал в со..

Хара В.

(Jara) Виктор (28 IX 1938, Чильян-Вьехо - между 12 и 15 IX 1973, Сантьяго) - чилийский певец, композитор, поэт, фольклорист, театр. Режиссёр и обществ. Деятель. В 1961 окончил театр. Школу Чилийского ун-та. С 1962 режиссёр-постановщик труппы Театр, ин-та, в 1964-67 преподаватель театр. Школы Чилийского ун-та и театр. Секции Дома культуры Нуньоа в Сантьяго. В 1958-59 солист фольклорного ансамбля песни и танца "Кункумен", в 1966-69 худ. Рук. Фольклорного вок.-инстр. Ансамбля "Килапайюн". С этими а..

Харадзе Н. В.

Надежда Васильевна (р. 28 XII 1912 (10 I 1913), Тбилиси) - сов. Певица (лирико-колоратурное сопрано) и педагог. Нар. Арт. Груз. ССР (1946). В 1937 окончила Тбилисскую консерваторию у Е. А. Вронского. В 1936-62 солистка Груз. Т-ра оперы и балета. Создала убедительные, запоминающиеся вок.-сценич. Образы в операх груз. Композиторов. Среди партий - Иоланта, Розина, Виолетта, Джильда. Мюзетта ("Богема"), Маргарита ("Гугеноты"), Кето ("Кето и Котэ" Долидзе), Mapo ("Даиси"), Тинатин ("Сказание о Тариэл..

Дополнительный поиск Хантыйская и мансийская музыка Хантыйская и мансийская музыка

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Хантыйская и мансийская музыка" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хантыйская и мансийская музыка, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 30 символа