Хукбальд
Гукбальд (лат. Hucbaldus, Ubaldus, Hubaldus, Hugbaldus, Uchubaldus и др.) (ок. 840, диоцез Турне - вероятно, 20 VI 930, Сент-Аман) - фламандский монах-бенедиктинец, церк. Писатель-агиограф и муз. Теоретик. Учился в монастыре Эльноненсе в Сент-Амане у своего дяди Мило, затем в Невере и Сен-Жермен-д'Осере (вместе с Реми д'Осером). После смерти дяди руководил певч. Школой в Сент-Амане (до 883). Основал школу в Сен-Бертене (Сент-Омер), затем открыл (также совм. С Реми д'Осером) школу в Реймсе (893), преподавал. Ок. 905 (не позднее) вернулся в Сент-Аман, где в последние годы жизни занимался лит. Деятельностью. Его хроники сент-аманского аббатства и особенно муз.-теоретич. Трактаты, опубликованные в собрании M. Герберта ("Scriptores...", t.
1, 1784), создали X. Славу крупнейшего муз. Теоретика эпохи "Каролингского возрождения", периода между временем деятельности Боэция (6 в.) и Гвидо д'Ареццо (1-я пол. 11 в.). Однако впоследствии было доказано, что почти все муз.-теоретич. Работы, до кон. 19 в. Приписывавшиеся X., в действительности не являются его трудами (исследование X. Мюллера, 1884). Таковы муз.-теоретич. Трактаты - "Учебник музыки", "Быстрое и верное разделение монохорда в диатоническом роде", "Иная музыка", "Об измерениях органных труб", "О взвешивании кимвал", "О ладах", "О пяти консонансах", "Руководство к комментариям", "Краткое напоминание о тонах и псалмовых мелодиях", "Об органуме". Среди работ, автором к-рых был несомненно X., большинство составляют агиографич.
Соч., в т. Ч. Посв. Императору Карлу Лысому ("Ad Carolum Calvum"). Из муз. Трактатов единственный подлинный труд X. - "О гармоническом учении" ("De harmonica institutione", изд. Гербертом, t. 1, р. 104а-122а), в к-ром он опирается на учение Боэция (приспособляемое к систематике совр. X. Церк. Пения). В частности, X. Предлагает своеобразную буквенную звуковысотную нотацию:(см. С. 115-121 трактата). В терминологии трактата сказывается знакомство X. С органумом (в определении консонанса в этом смысле упоминается термин organizatio, с. 107а).Из числа приписывавшихся X. Трактатов историч. Значение имеет "Учебник музыки" ("Musica enchiriadis", Gerbert, t. 1, p. 152-73), принадлежащий псевдо-Х. (аноним, 2-я пол. Или сер. 9 в.). В нём приводятся первые дошедшие до нас достоверные партитуры многоголосных муз.
Соч. ("Tu patris", p. 163-66 и 171, см. Органум, "Rex coeli", p. 169 и др.), излагается начальная теория органума (в частности, устанавливаются функции голосов органума - principalis и organalis, p. 169 и др.), даётся оригинальная система нотации (с. 152-55 и др.), фиксируется один из монодич. Звукорядов внеоктавной (квинтовой) структуры, т. Н. Гамма "Дасиа" (с. 153-54 трактата. См. Также Riemann, 1898, S. 35. Ср. Со звукорядом "дасиа" в ст. Звуковая система). Система знаков муз. Нотации:Образец нотации X.:Трактат о церк. Ладах "Alia musica" примечателен тем, что в нем впервые фиксируются уже закрепившиеся в практике новые звукоряды под античными назв. Ладов - дорийский (d-d1. С. 127а), фригийский (е-е1) и т. Д. (см. Средневековые лады). В этом значении соответствующие термины применяются и ныне.Литературные сочинения.
I. Подлинное. De harmonica mstituzione (в изд Gerbert M., Scriptores ecclesiastici, t. 1, San Blasianis, 1784, Hildesheim, 1963, p. 104a-122a. Migne J. P., Patrologia latina, t. 132, R. 1853, 905/6-926).II. Приписываемые Х. (псевдо-Х., анонимные). De cita et veia divisio monochordi in diatomeo gйnиre. Alia musica. De mensuris organicarum fistularum. De cymbalorum pondenbus. De modis. De quinque symphomis. Musica enchiriadis. Scholia enchiriadis. Commemoratio brevis de tonis et psalmis modulandis (вcе в изд. Gerbert M., Scriptores eccle-siastici..., t. 1, San Blasianis, 1784, Hildesheim, 1963, p. 122a-129. Migne J. P., Patrologia latina, там же, р. 926-1041/2). De organo, в изд. Coussemaker E. De, Seriptorum demusica..., t. 2, P., 1867, Hildesheim, 1963, p.
74-78.Музыкальные сочинения. Глория-троп "Quem vere pia laus", оффиции - Андрею, Петру, Теодориху.Литература. Coussemaker E. De, Memoire sur Hucbald, P., 1841. Schubiger A., Ьber Hucbalds Werk "De Musica", "Monatshefte fьr Musikgeschichte", 1878, Jahrg. 10. Mьller H., Hucbalds echte und unechte Schriften ьber Musik, Lpz., 1884. Desilve J., De Schola Elnonensi Sancti Amandi, Lцwen, 1890 (Diss.). Hiemann H., Geschichte der Musiktheorie, Lpz., 1898. Его же, Te Ta Tn To und NoEANe, "ZIMG", 1912/13, Jahrg. 14, H. 9. Mьhlmann W., De Alia Musica. Quellenfrage, Umfang, Inhalt und Stammbaum, Lpz., 1914. Essen L. Van der, Hucbald de Saint-Amand (ca 840-930) et sa place dans le mouvement hagiographique mйdiйval, "Revue d'histoire ecclйsiastique", 1923, v.
19. Grutсhfield E. J., Hucbald. A millenary commemoration, "Musical Times", 1930, v. 71, No1048. Handschin J., Etwas Greifbares ьber Hucbald, "Acta musicologica", 1935, v. 7, fasc. 4. Sowa H., Textvariationen zur Musica enchiriadis, "ZfMw", 1935, Bd 17, H. 5, S. 194-207. Ursprung O., Die antiken Transpositions-Skalen und die Kirchentцne, "AfMw", 1940, Jahrg. 5, H. 3. Boutemy A., Le scriptorium et la bibliothиque de Saint-Amand, "Scriptorium", 1946/47, No 1. Weaкland R., Hucbald as musician and theorist, "MQ", 1956, v. 42, No 1. Potiron H., La notation grecque dans l'institution harmonique d'Hucbald, "Etudes grйgoriennes", 1957, V. 2. Schmi d H., Die Kцlner Handschrift der "Musica Enchiriadis", в кн. Kongressbericht Kцln 1958, Kassel, 1959.
Weakland R., The compositions of Hucbald, "Etudes grйgoriennes", 1959, v. 3. Сhalley J., Alia musica, P., 1965. Smits van Waesberghe J., Neue Kompositionen des Johannes von Metz (um 975), Hucbalds von St. Amand und Sigeberts von Gembloux, в кн. Speculum musicae artis, Festgabe fьr H. Husmann, Munch., 1970. См. Также лит. При статьях Эриугена Скот, Органум.Ю. Н. Холопов..
Дополнительный поиск Хукбальд
На нашем сайте Вы найдете значение "Хукбальд" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хукбальд, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Х". Общая длина 8 символа