Цветной слух
Синопсия (нем. Farbenhцren, франц. Audition coloree, англ. Colour hearing), - исторически сложившееся определение зрительно-слуховых, гл. Обр. Внепредметных, "синестезий" ("соощущений"). Следует отличать их от навязчивых синестезий аномального характера. Синестезии ассоциативного происхождения, возникающие при создании и восприятии произв. Иск-ва, присущи каждому индивидууму как норма. К ним относятся не столько собственно "соощущения", сколько межчувственные сопоставления на уровне представлений. Рассматривая синестезии не только как психологич., но и как эстетич. Феномен, к Ц. С. Следует отнести и стилевые аналогии применительно к разным видам иск-ва (живопись и музыка, музыка и архитектура и т. Д.). Иск-во как форма художеств.
Коммуникации обращается прежде всего к синестезиям, обладающим определ. Степенью общезначимости. Таковыми являются синестезии, представляющие собой естеств. Ассоциации, к-рые возникают и закрепляются в процессе комплексного (полисенсорного) восприятия действительности людьми, живущими в одних географич., историч. И социальных условиях. Субъективно-произвольный характер имеют индивидуальные синестезии, отражающие случайные межсенсорные связи.Ц. С. Проявляется в таких выражениях речевого обихода, как "яркий", "матовый" звук, "кричащие" краски и т. П. В поэзии часто используются метафоры и эпитеты синестетич. Содержания (напр., "звук литавр торжествующе-алый" у К. Д. Бальмонта). Наличие зрительно-слуховых синестезий лежит в основе изобразит.
Возможностей музыки. Наиболее распространённой формой Ц. С. Применительно к восприятию и созданию музыки (Ц. С. В узком смысле) является наделение тембров (Р. Вагнер, В. В. Кандинский) и тональностей (Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин, Б. В. Асафьев и др.) определ. Цветовыми характеристиками, хотя их полная общность наблюдается лишь в "светлотных" оценках. Так, инструменты в высоком регистре звучат "светлее", чем в низком. Так же по "светлоте" синестетически различаются и тональности - в соответствии с их ладовым признаком ("Мажор и минор. Свет и тень" - по Н. А. Римскому-Корсакову). Индивидуальные особенности самих цветовых характеристик наличествуют в той же мере, в какой различны лежащие в их основании эмоционально-смысловые и символич.
Оценки цветов и тембров (тональностей), сложившиеся в процессе воспитания и творч. Практики каждого музыканта. Синестетич. Параллели можно указать и для др. Элементов муз. Языка. Громкость - яркость или удалённость, сдвиг по регистру - изменение "светлоты" или размера, мелос - пластика и графич. Развитие, темп - скорость движения и трансформации визуальных образов и т. Д.Изучение Ц. С. В значит. Мере стимулируется экспериментами в области светомузыки и т. Н. Муз. Графики (визуальная фиксация в живописи впечатлений от музыки). Исследования Ц. С. Проводились как в СССР, напр. В Гос. Академии художеств. Наук (ГАХН), Моск. Гос. Ун-те, Всесоюзном н.-и. Ин-те театра, музыки и кино (Ленинград), Ин-те мозга им. В. М. Бехтерева (И. Д. Ермаков, Е. А. Мальцева, В.
Г. Каратыгин, С. А. Дианин, В. И. Кауфман, В. В. Анисимов, С. М. Эйзенштейн), так и за рубежом (А. Бине, В. Сегален, Г. Аншюц, А. Веллек, Т. Карвоский). В связи с изучением Ц. С. Студенческое конструкторское бюро "Прометей" (Казань) в кон. 1960-х гг. Осуществило анкетный опрос всех членов творч. Союзов СССР. Планомерные исследования Ц. С. Ведутся в ун-те г. Сегед (Венгрия), Ин-те муз графики в Вене.Литература. Бине А., Вопрос о цветном слухе, M., 1894. Слепцов-Теряевский О. H. (Баженов H. H.), Синэстезический способ изучения аккордов, P., 1915. Галеев Б. M., Цветной слух и эффект светозвука, в сб. Доклады VI Всесоюзной акустической конференции..., M., 1968. Его же, Проблема синэстезии в искусстве, в сб. Искусство светящихся звуков, Казань, 1973. Ванечкина И. Л., Некоторые итоги анкетного опроса, в сб.
Доклады VI Всесоюзной акустической конференции, M., 1968. Её же, Советские музыканты и светомузыка, в сб. Искусство светящихся звуков, Казань, 1973. Назайкинский Е., О психологии музыкального восприятия, M., 1972. Галеев Б. M., Сайфуллин R. P., Светомузыкальные устройства, M., 1978. Светомузыкальные эксперименты СКВ "Прометей". Библиографический указатель (1962-1978), Казань, 1979. Всесоюзная школа молодых ученых и специалистов "Свет и музыка" (тезисы докладов), Казань, 1979. Mendosa S., L'audition colorйe, P., 1899. Anschьtz G., Farbe-Ton-Forschungen, Bd 1, Lpz., 1927, Bd 2-3, Hamb., 1936, 1931. Karwoski T., Odbert H., Color - music, "Psychological monographs", 1938, v. 50, No 2. Revesz G., Einfьhrung in die Musikpsychologie, Bern, 1946.
Handschin J., Der Toncharakter, Z., (1948), Wellek A., Musikpsychologie und Musikдsthetik, Fr./M., 1963. Gyulai E., A lбthatу zene, Bdpst, 1965. Marks L. E., On colored-hearing synesthesia. Cross-modal translations of sensory dimensions, "Psychological Bulletin", 1975, v. 82, No 3.Б. M. Галеев..
Дополнительный поиск Цветной слух
На нашем сайте Вы найдете значение "Цветной слух" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Цветной слух, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ц". Общая длина 12 символа