Шеффер П.
(Schaeffer) Пьер (р. 14 VIII 1910, Нанси) - французский инженер-акустик и композитор. С 1934 работает в системе франц. Радио, первоначально в Страсбуре, с 1936 - в Париже. С 1968 профессор Парижской консерватории. Ш. - изобретатель т. Н. Конкретной музыки, давший этому направлению и название. Экспериментируя со всевозможными звукозаписывающими и звуковоспроизводящими аппаратами, Ш. Достиг определённых акустич. Эффектов, к-рые пытался организовать в своеобразную систему муз. Речи. Сначала Ш. Записывал новые звучания на грампластинки, с внедрением магнитной записи обратился к всевозможным манипуляциям с магнитофонами и синтезаторами, что значительно расширило возможности и диапазон звуковой палитры. Первые его соч. Конкретной музыки - "Этюд о турникетах" ("Etude aux tourniquets"), "Этюд о железных дорогах" ("Etude aux chemins de fer") и др.
Исполнены по франц. Радио в 1948 под назв. "Шумовой концерт". В 1950 Ш. Записал (совм. С П. Анри) наиболее известное своё соч. "Симфония для одного человека" ("Symphonie pour un homme seul"). Опыты по созданию конкретной музыки привлекли внимание ряда франц. Композиторов, в т. Ч. П. Булеза, А. Жоливе, О. Мессиана, Д. Мийо, A. Coгe, испробовавших метод Ш. Однако последовательными его сотрудниками, вошедшими наряду с Жоливе и Мессианом в созданную им в 1948 при франц. Радио "Группу муз. Исследований" ("Groupe de recherches musicales"), стали Анри, Ф. Байль, Л. Феррари, Ф. Маш и др., пытавшиеся найти в конкретной музыке пути к экспрессивному звукотворчеству, к новой шумомузыкальной драматургии. В ряде лит. Выступлений и в книгах Ш. Обосновывал эстетико-философские и технологич.
Принципы своего изобретения. Согласно его теории, преимущества конкретной музыки - в "безграничном многообразии" строит. Материала, к-рый композитор может свободно черпать из окружающей его звуковой атмосферы. Среди муз. Соч. Ш. - опера "Орфей 51" для голоса и магнитофонной ленты (совм. С Анри, 1951), балет "Ноктюрн о железных дорогах" ("Nocturne aux chemins de fer", 1959), Сюита для 14 инструментов (5 частей, 1949), "Этюд о живых звуках" ("Йtude aux sons animйs", 1958), музыка для радиопостановок, к кинофильмам. В 1958 под председательством Ш. Проведена 1-я Междунар. Декада экспериментальной музыки. Позднее Ш. Отошёл от теории и практики конкретной музыки и выступил с её критикой.Сочинения. A la recherche d'une musique concrиte, P., (1952).
Musique concrиte et connaissance de l'objet musical, "RBM", 1959, v. 13, No 1-4. Traitй des objets musicaux, P., (1966). La musique concrиte, P., 1967. L'avenir а reculons, (Tournai - P., 1970). La musique et les ordinateurs, "RM", 1971, No 268-69;De l'expйrience musicale а l'expйrience humaine..., там же, (1971), No 274-275. "Musique en question", 1980, No 1, p. 11.Литература. Шнеерсон Г., Французская музыка XX в., М., 1964, 1970, с. 470-75. Gоlйa A., Esthйtique de la musique contemporaine, P., 1954. Brelet G., L'aventure spirituelle de la musique concrиte, "La table ronde", 1963, No 182. Вrunet S., P. Schaeffer. Suivi de Rйflexions de P. Schaeffer, P., 1969 (со списком соч.). Maleс I., Musique concrиte 1948-68, "Melos", 1969, Jahrg.
36, H. 2. Skrzynska A., Swiat przedmiotуw dzwiekowych P. Schaeffera, "RMz", 1974, rok 18, No 1.G. M. Шнеерсон.
Дополнительный поиск Шеффер П.
На нашем сайте Вы найдете значение "Шеффер П." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шеффер П., различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ш". Общая длина 9 символа