Шимановская А.

97

(Szymanowska. Урожд. - Bоловская, Wolowska) Мария Агата (14 XII 1789, Варшава - 25 VII 1831, Петербург) - польск. Пианистка, композитор и фп. Педагог. Игре на фп. Училась у А. Лисовского и Т. Гремма. По муз.-теоретич. Предметам занималась, предположительно, у Ю. Эльснера и Ф. Лесселя (ученика Й. Гайдна) в Варшаве. Начала концертировать в 1810 в Париже. В том же году вышла замуж за Ю. Шимановского. В 1816 изданы её первые соч. - 3 из 5 "Исторических напевов" ("Spiewy historyczne") для голоса с фп. В 1815 возобновила конц. Деятельность, выступала с большим успехом в городах Польши, Лондоне (1818, 1824, 1826), Берлине (1820, 1823), Петербурге (1822, удостоена звания придворной пианистки. Трижды в 1827), Киеве, Кременце, Львове и Познани (1823), в городах Германии и Италии (1823, 1824, 1825), в Париже (1824, 1825, 1826) и др.

С 1828 до конца жизни Ш. Много концертировала в Петербурге, преподавала там игру на фп. И писала музыку. В её петерб. Доме бывали А. С. Пушкин, А. Мицкевич (позднее женился на её дочери) и др. Известные рус. И польск. Деятели культуры. Игра Ш. Отличалась большой выразительностью и виртуозным блеском, мягкой кантиленностью звучания (её называли "Филдом в юбке"). Ей посвятили свои соч. Дж. Филд, Л. Керубини, И. Н. Гуммель, а также А. Мицкевич и И. В. Гёте (поэма "Пробуждение" - часть "Трилогии страсти", 1823).Ш. Сыграла видную роль в формировании нац. Стиля польск. Музыки дошопеновского периода. В композиторском творчестве она опиралась на интонационно-ритмич. Особенности польск. Нар. Танцев и песен, сочетая фольклорную основу с классич. Традициями зап.-европ.

Музыки. Ей принадлежит ок. 100 инстр. И ок. 20 вок. Произв. Песню Ш. "Вилия" (на текст из поэмы "Конрад Валленрод" Мицкевича) высоко ценил М. И. Глинка, к-рый опубликовал её в "Лирическом альбоме" (1829). Завоевали известность гл. Обр. Фп. Пьесы Ш., написанные в духе раннеромантич. "блестящего" пианизма. Фп. Соч. Ш. (прелюдии, этюды, мазурки, полонезы, ноктюрны, вариации, фантазии) способствовали формированию жанров польск. Фп. Миниатюры (ноктюрны), получившей позднее высокое развитие в шопеновском творчестве. Внесла большой вклад и в развитие нац. Вок. Музыки - автор ряда песен на слова франц. И польск. Поэтов (особенно на сл. Мицкевича. Песня "Alpuharo" - предшественник польск. Романтич. Баллады).Сочинения (даты написания неизвестны). Камерно-инстр. Ансамбли - фанфары для 2 валторн (или труб), дивертисмент для фп.

И скр., серенада для фп. И влч., тема с вариациями для флейты или скр. С фп. И др. Для фп. - 28 танцев, 20 прелюдий и этюдов, а также 24 мазурки (изд. В Москве, 1956), полонезы, 6 маршей, 2 ноктюрна (изд. В Москве в 1962), в т. Ч. Журчание (Le Murmure), вариации. Для голоса с фп. - 5 историч. Песен на сл. Ю. У. Немцевича (1816), баллада Свитезяика, а также 3 песни на тексты "Конрада Валленрода" Мицкевича (1828).Литература. Бэлза И., Мария Шимановская, М., 1956. Карасиньская И., Дневник Елены Шимановской, в сб. Русско-польские музыкальные связи. Статьи и материалы, под ред. И. Ф. Бэлзы, М., 1963. Бэлза И., Вторая тетрадь дневника Елены Шимановской, в сб. Славянский архив, М., 1963. Grochowski W., Maria z Wolowskich Szymanowska, "Tygodnik ilustrowany", 1872, No 250.

Goethe und Maria Szymanowska, "Neue Musik-Zeitung", 1889, No 19. Reiss J., Maria z Wolowskich Szymanowska i Jej tryumfy w Europie, "Wiedza i zycie", Warsz., 1950, r. 19, No 3. Strumillo T., Zrуdla i poczatki romantyzmu w muzyce polskiej, (Kr., 1956), s. 158-161. Iwanejko M., Maria Szymanowska, (Kr., 1959). Syga T. A., Szenic S., Maria Szymanowska i Jej czasy, (Warsz.), 1960. О. В. Левтонова..

Значения в других словарях
Шилгалис К. К.

Костас Казио (р. 1 IV 1923, дер. Кашучяй, Кретингский р-н) - сов. Певец (баритон). Нар. Арт. Литов. ССР (1970). Чл. КПСС с 1950. В 1946-50 учился в Вильнюсской консерватории у З. Палаускаса. В 1949-76 солист Литов. Т-ра оперы и балета. Среди партий - Евгений Онегин, Мазепа, Демон, Князь Игорь, Амонасро, Риголетто. Монфор, Ренато ("Сицилийская вечерня", "Бал-маскарад" Верди), Фигаро, Скарпиа. Сакалас ("Марите" Рачюнаса). Выступал в концертах. Гастролировал за рубежом. С 1979 гл. Редактор муз. Ред..

Шиллингс М.

(Schillings) Макс фон (19 IV 1868, Дюрен, Сев. Рейн-Вестфалия - 24 VII 1933, Берлин) - нем. Композитор и дирижёр. Учился композиции в Бонне у К. Й. Брамбаха. В Мюнхене изучал право, философию, историю иск-в. Р. Штраус побудил его целиком посвятить себя музыке. С 1892 был ассистентом дирижёра Байрёйтского фестиваля. Как дирижёр и педагог работал в Мюнхене (среди его учеников - В. Фуртвенглер). С 1908 был генерал-музик-директором у Вюртембергского князя в Штутгарте и получил от него дворянский чин..

Шимановский М.

(Szymanowski) Кароль Мацей (24 IX (6 X) 1882, Тимошовка, быв. Херсонской губ. - 29 III 1937, Лозанна) - польск. Композитор, пианист, педагог, муз.-обществ. Деятель и муз. Критик. Происходил из семьи, издавна жившей на Украине и отличавшейся широтой художеств. Интересов, высокой муз. Культурой (отец - Станислав Корвин-Ш. И брат Феликс Ш. - пианисты, сёстры - Станислава Ш.-Корвин - певица, впоследствии одна из лучших исполнительниц произв. Ш., Анна Ш.- художница, Зофья Ш. - поэтесса, на её стихи н..

Шимко Т. И.

Тамара Ивановна (р. 28 IV 1928, Минск) - сов. Певица (лирич. Сопрано). Нар. Арт. БССР (1963). Деп. Верх. Совета БССР 9-го созыва. Окончила Белорус. Консерваторию у О. Н. Нестеренко. С 1952 солистка Белорус. Т-ра оперы и балета. В 1963 стажировалась в миланском т-ре "Ла Скала". Среди партий - Татьяна. Электра ("Орестея" Танеева), Виолетта, Дездемона, Мими, Чио-Чио-сан. Манон ("Манон Леско" Массне), Микаэла. Луиза ("Обручение в монастыре"), Марыся, Марфочка ("Михась Подгорный", "Алеся" Тикоцкого),..

Дополнительный поиск Шимановская А. Шимановская А.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Шимановская А." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шимановская А., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ш". Общая длина 14 символа