Шимановская А.
(Szymanowska. Урожд. - Bоловская, Wolowska) Мария Агата (14 XII 1789, Варшава - 25 VII 1831, Петербург) - польск. Пианистка, композитор и фп. Педагог. Игре на фп. Училась у А. Лисовского и Т. Гремма. По муз.-теоретич. Предметам занималась, предположительно, у Ю. Эльснера и Ф. Лесселя (ученика Й. Гайдна) в Варшаве. Начала концертировать в 1810 в Париже. В том же году вышла замуж за Ю. Шимановского. В 1816 изданы её первые соч. - 3 из 5 "Исторических напевов" ("Spiewy historyczne") для голоса с фп. В 1815 возобновила конц. Деятельность, выступала с большим успехом в городах Польши, Лондоне (1818, 1824, 1826), Берлине (1820, 1823), Петербурге (1822, удостоена звания придворной пианистки. Трижды в 1827), Киеве, Кременце, Львове и Познани (1823), в городах Германии и Италии (1823, 1824, 1825), в Париже (1824, 1825, 1826) и др.
С 1828 до конца жизни Ш. Много концертировала в Петербурге, преподавала там игру на фп. И писала музыку. В её петерб. Доме бывали А. С. Пушкин, А. Мицкевич (позднее женился на её дочери) и др. Известные рус. И польск. Деятели культуры. Игра Ш. Отличалась большой выразительностью и виртуозным блеском, мягкой кантиленностью звучания (её называли "Филдом в юбке"). Ей посвятили свои соч. Дж. Филд, Л. Керубини, И. Н. Гуммель, а также А. Мицкевич и И. В. Гёте (поэма "Пробуждение" - часть "Трилогии страсти", 1823).Ш. Сыграла видную роль в формировании нац. Стиля польск. Музыки дошопеновского периода. В композиторском творчестве она опиралась на интонационно-ритмич. Особенности польск. Нар. Танцев и песен, сочетая фольклорную основу с классич. Традициями зап.-европ.
Музыки. Ей принадлежит ок. 100 инстр. И ок. 20 вок. Произв. Песню Ш. "Вилия" (на текст из поэмы "Конрад Валленрод" Мицкевича) высоко ценил М. И. Глинка, к-рый опубликовал её в "Лирическом альбоме" (1829). Завоевали известность гл. Обр. Фп. Пьесы Ш., написанные в духе раннеромантич. "блестящего" пианизма. Фп. Соч. Ш. (прелюдии, этюды, мазурки, полонезы, ноктюрны, вариации, фантазии) способствовали формированию жанров польск. Фп. Миниатюры (ноктюрны), получившей позднее высокое развитие в шопеновском творчестве. Внесла большой вклад и в развитие нац. Вок. Музыки - автор ряда песен на слова франц. И польск. Поэтов (особенно на сл. Мицкевича. Песня "Alpuharo" - предшественник польск. Романтич. Баллады).Сочинения (даты написания неизвестны). Камерно-инстр. Ансамбли - фанфары для 2 валторн (или труб), дивертисмент для фп.
И скр., серенада для фп. И влч., тема с вариациями для флейты или скр. С фп. И др. Для фп. - 28 танцев, 20 прелюдий и этюдов, а также 24 мазурки (изд. В Москве, 1956), полонезы, 6 маршей, 2 ноктюрна (изд. В Москве в 1962), в т. Ч. Журчание (Le Murmure), вариации. Для голоса с фп. - 5 историч. Песен на сл. Ю. У. Немцевича (1816), баллада Свитезяика, а также 3 песни на тексты "Конрада Валленрода" Мицкевича (1828).Литература. Бэлза И., Мария Шимановская, М., 1956. Карасиньская И., Дневник Елены Шимановской, в сб. Русско-польские музыкальные связи. Статьи и материалы, под ред. И. Ф. Бэлзы, М., 1963. Бэлза И., Вторая тетрадь дневника Елены Шимановской, в сб. Славянский архив, М., 1963. Grochowski W., Maria z Wolowskich Szymanowska, "Tygodnik ilustrowany", 1872, No 250.
Goethe und Maria Szymanowska, "Neue Musik-Zeitung", 1889, No 19. Reiss J., Maria z Wolowskich Szymanowska i Jej tryumfy w Europie, "Wiedza i zycie", Warsz., 1950, r. 19, No 3. Strumillo T., Zrуdla i poczatki romantyzmu w muzyce polskiej, (Kr., 1956), s. 158-161. Iwanejko M., Maria Szymanowska, (Kr., 1959). Syga T. A., Szenic S., Maria Szymanowska i Jej czasy, (Warsz.), 1960. О. В. Левтонова..
Дополнительный поиск Шимановская А.
На нашем сайте Вы найдете значение "Шимановская А." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шимановская А., различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ш". Общая длина 14 символа