Резерфорд

РЕЗЕРФОРД (Rutherford) Эрнест, лорд (1871-1937), британский физик, род. В Новой Зеландии. Пионер современной ЯДЕРНОЙ ФИЗИКИ. Резерфорд открыл и назвал альфа- и бета-излучение, назвал ЯДРО и выдвинул теорию радиоактивных АТОМНЫХ превращений, за которую в 1908 г. Получил Нобелевскую премию по химии. Учился в г. Крайстчерч, Новая Зеландия, и в Кембридже, Англия. В Кембридже, под руководством Дж. Дж. ТОМСОНА, Резерфорд открыл излучение УРАНА. В университете Мак-Джилл, Канада, сформулировал теорию атомного распада вместе с Фредериком Содди. В 1907 г. Резерфорд стал профессором Манчестерского университета. Здесь он разработал теорию атомного ядра, которая была соединена с КВАНТОВОЙ ТЕОРИЕЙ Нильса БОРА, и в результате получилось описание атома, все еще используемое сегодня.

В 1919 г. Резерфорд стал директором Кевендишев-ской лаборатории, где возглавляемая им научно-исследовательская группа первой внесла изменения в ядро атома, бомбардируя его ЭЛЕМЕНТАРНЫМИ ЧАСТИЦАМИ (ядрами ГЕЛИЯ). Он предсказал существование нейтрона, открытого позже его кембриджским коллегой Джеймсом ЧЕДВИКОМ. В 1931 г. Резерфорд стал пэром..