Бейль

215

БЕЙЛЬ (Вау1е) Пьер (1647-1706) - французский философ и публицист, предшественник философии Просвещения. Учился в Тулузском и Женевском университетах. В 1676-1681 преподавал и занимал кафедру философии при университете Седана. Лишен кафедры как протестант в связи с усилением гонений на гугенотов. Эмигрировал в Голландию. Занял кафедру философии Роттердамского университета. В 1693 лишен пенсии и права преподавания. Наиболее известен его "Исторический и критический словарь" (1697, второе расширенное издание - 1702), выдержавший с 1697 по 1741 одиннадцать переизданий на французском и два издания на английском языках. Из других работ Б. Следует назвать. "Разные мысли, изложенные в письме доктору Сорбонны по случаю кометы, появившейся в декабре 1680 года" (1682).

"Философский комментарий на слова Иисуса Христа "Заставь их выйти" (1686). "Продолжение разных мыслей о комете" (1704). "Ответы на вопросы одного провинциала" (1703-1706). "Беседы Максима с Фелистом" (1707) и др. Сторонник скептицизма в философии. Высоко ценил Секста Эмпирика и Монтеня. Сильно влияние на Б. Декарта. Во всем своем творчестве отстаивал идеи свободы мысли и свободы совести. Считал, что условие добросовестного исследования - рациональный анализ имеющихся данных со скептически-критичеких позиций. Излюбленная схема изложения Б. Введение и тщательный анализ традиционного (очевидного) представления, парадоксальные выводы из проделанного анализа, осуждение только что выведенных следствий (якобы с позиций традиционного представления).

Известен так называемый "парадокс Бейля". Утверждение о том, что общество, в котором отсутствовала бы религия, могло бы в нравственном отношении оказаться выше общества верующих. В теории познания исходит из тезиса об "идее естественного света", как непосредственно интуитивно данной людям совокупности неопровержимо истинных идей. Идея "естественного света" прирождена всем людям. И язычникам, и христианам, и атеистам. Она предопределяет правила суждения и различения истинного и ложного, хорошего и дурного. В последнем случае она проявляется как безусловность интеллектуальной интуиции нравственного сознания ("совести"). Идея "естественного света" не может быть ничем иным, кроме всеобщего разума, озаряющего умы, и порождает "аксиомы метафизики" (критерии истинности) любых суждений (научных, религиозных, жизненных).

Соответственно предписываемое религией может быть признано, если оно выдержит проверку "светом" (или. Любое утверждение Писания, противоречащее этому мерилу, безусловно ложно). В последующем Б. Усилил свою критическо-скептическую позицию по отношению к религии, перейдя от попыток ее рационалистического обоснования к утверждению, что христианство в свете критерия "всеобщего разума" вообще лишено оснований. Обилие зла и греха в жизни не совместимо с тезисом о всемогуществе Бога, предопределяющем все события, и с его милосердием. Если же признать, что Бог является творцом зла, то это будет отвращать людей от Бога и толкать к атеизму. Рационализированное знание порождает одовременно очевидность объекта и полную достоверность убеждения, вера же не только лишена обоснования, но тем сильнее, чем более ее истины противоречат разуму.

В конечном итоге философия (рациональное знание) оказывается несовместимой с христианством (религией в целом). Столь же критически-скептически Б. Подошел и к анализу метафизических систем Декарта, Лейбница и Спинозы. В любом тождестве всегда обнаруживаются различия, в непротиворечивом противоречия, поэтому создать цельную философскую систему невозможно. Отсюда оценки Б. Как "схоласта здравого разума" (Фейербах) и как теоретического разрушителя основ метафизики (Маркс)..

Значения в других словарях
Бейль

I Анри Мари, французский писатель. См. Стендаль.II(Bayle) Пьер (18.11.1647, Карла — 28.12.1706, Роттердам), французский публицист и философ, ранний представитель Просвещения. Профессор Седанской академии (1675—82) и Роттердамского университета (1681—92). Мировоззрение Б. Сформировалось под влиянием скептицизма Монтеня (См. Монтень), философии Декарта, естественнонаучных открытий 17 в. Основное произведение — «Исторический и критический словарь» (т. 1—2, 1695—97. Рус. Пер., т. 1—2, 1968). Б. От и..

Бейль

БЕЙЛЬ (Bayle) Пьер (1647 - 1706), французский публицист и философ, ранний представитель Просвещения. С позиций скептицизма отвергал возможность рационального обоснования религиозных догматов, утверждал независимость морали от религии. Основное сочинение - "Исторический и критический словарь" (тома 1-2, 1695 - 97).. ..

Бейль

БЕЙЛЬ Анри - см. Стендаль. ..

Бейль

(Bayle), Пьер (18.XI.1647 - 28.XII.1706) - франц. Мыслитель, к-рый, по выражению Маркса, подготовил "...почву для усвоения материализма и философии здравого смысла во Франции" (Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 141). Был проф. Философии в Седанской академии (в 1675-81) и Роттердамском ун-те (в 1681-92), откуда был уволен за вольнодумство. Его "Историч. И критич. Словарь" (1-й т. Изд. В 1695, 2-й - в 1697) был очень популярен во Франции и Голландии. Он свидетельствует об исключит. Эру..

Бегство В Болезнь

БЕГСТВО В БОЛЕЗНЬ - понятие и психоаналитическая концепция Фрейда, фиксирующие и раскрывающие причины и механизмы ряда психических заболеваний и расстройств (в особенности неврозов), характеризующихся наличием неосознаваемого стремления отчужденного человека к заболеванию и погружению в болезнь. Последняя тенденция выступает как средство и способ защиты от конфликта с реальностью. По Фрейду, Б. В Б. - это способ замещения недостающего удовлетворения, реализующийся путем обратного развития (регре..

Бегство От Свободы

БЕГСТВО ОТ СВОБОДЫ - понятие и концепция гуманистического психоанализа Фромма, фиксирующие и объясняющие причины и механизмы действия динамических факторов психики человека, побуждающих его к добровольному отказу от свободы и самого себя. По Фромму, "механизмы избавления" и "Б. От С.", одиночества и бессилия образуются на основе отчужденности и неуверенности современного изолированного индивида, который отказывается от независимости своей личности в целях слияния ее с чем-то внешним и обретения ..

Белаблоцкий

БЕЛАБЛОЦКИЙ (Белобоцкий) Андрей (до православного крещения Ян) Христофорович (2-я пол. 17 - нач. 18 в.) - белорусско-русский поэт и философ. Окончил слуцкую кальвинистскую гимназию, учился во Франции, Италии, Испании, Фландрии. Был кальвинистским проповедником в Слуц-ке, преподавателем в Могилеве. Из-за преследования иезуитами переехал в Смоленск, в 1681 - в Москву, где принял православие. В Москве занимался переводческой и литературно-педагогической деятельностью. Был в составе китайского посол..

Белинский

БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич (1811-1848) - русский литературный критик и публицист, философ. В 1829-1832 - студент словесного отделения философского факультета Московского университета. В 1830 написал драму "Дмитрий Калинин". Курс в университете не закончил (в 1832 уволен), занялся публицистикой. В 1832 организовался кружок Станкевича, в который вошел и Б. Сблизился с Бакуниным, который ввел его в круг идей Фихте и Гегеля. Один из ведущих представителей западничества. В 1834-1836 Б. - критик ..

Дополнительный поиск Бейль Бейль

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Бейль" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бейль, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 5 символа