Лем
ЛЕМ (Lem) Станислав (р. 1921) - польский мыслитель, философ, писатель-фантаст. Основные произведения. "Человек с Марса" (1946). "Астронавты" (1950). "Магелланово облако" (1955). "Диалоги" (1958). "Звездные дневники" (1954, 1958). "Возвращение со звезд" (1961). "Солярис" (1961). "Выход на орбиту" (1962). "Непобедимый" (1964), "Summa technologiae" (1964, 2-е расширенное издание - 1967). "Сказки роботов" (1964). "Кибериада" (1965). "Глас Господа" (1968). "Повести о пилоте Пирксе" (1968). "Философия случайности" (1968). "Фантастика и футурология" (1970). "Абсолютная пустота" (1971). "Мнимая величина" (1973). "Беседы и очерки" (1975). "Маска" (1976). "Насморк" (1976). "Осмотр на месте" (1979). "Мир на Земле" (1987). "Фиаско" (1987). "Философия случая" (в 2 томах, 1988) и др.
Философско-футурологический трактат Л. "Сумма технологии" посвящен концептуальному и научному анализу горизонтов и механизмов эволюции человечества. Проблемы, порождаемые экспоненциальным ростом научного знания и стремительным подъемом уровня энергий, освоенного людьми. Постановка вопросов о соотношении и взаимообусловленности биологической и технической эволюции в контексте приверженности Л. Кибернетическим (читай. Синерге-тическим - А.Г.) контекстам постижения цивилизационных процессов. Предположения о возможности направляемых трансформаций самого биологического вида Homo sapiens - эти и многие другие подходы Л. Совместили в себе футуроло-гическую респектабельность, характерную для исследований такого рода в 1960-1980-х, с одной стороны, и четко заданную приверженность идеалам гуманизма швейцеровского типа, с другой.
Цивилизация, согласно Л., - бытие общества (не обязательно земного) в отличие от бытия биологического вида. Подчеркивая и иллюстрируя при этом в своих фантастических произведениях идею о том, что Космос не есть увеличенная до масштабов Вселенной Земля, что человек всегда будет сталкиваться там с Непостижимым, - Л. Акцентирует тезисы о закономерности возникновения разума в Космосе, о принципиальной неограниченности астроинженерного потенциала мыслящих существ, о безграничной множественности путей эволюции цивилизаций Вселенной. Постулируя ряд принципиальных условий осуществимости сценариев выживания человечества в 3-4 тысячелетиях, Л. Не только осознанно деидеологизировал облик грядущего социума, оказавшегося в состоянии преодолеть социально-политические антагонизмы и геополитические напряжения середины 20 ст., но и отвел этой (неизбежно аксиологически значимой для философских изысков мыслителей Восточной Европы) проблеме второстепенное место в иерархии вопросов будущего.
Само по себе формулирование Л. Таких проблем социально-философского порядка (условия возможности доминирования человека современного - логически мыслящего - типа и в будущих эпохах жизни на земле. "космические перспективы разума". Перспективы эволюции "технологии" - "обусловленных состоянием знаний и общественной эффективностью способов достижения целей, поставленных обществом". Достижимость гармонии развития технологии и целей общества), которые "по определению" включали в себя нормы идеологического противоборства в качестве не более чем "фонового шума", сыграло весьма значимую роль в раскрепощении мышления научно-технической и гуманитарной интеллигенции стран социалистического лагеря и особенно Польши и Советского Союза в 1960-1980-х..
Дополнительный поиск Лем
На нашем сайте Вы найдете значение "Лем" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лем, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Л". Общая длина 3 символа