Малиновский

167

МАЛИНОВСКИЙ (Malinowski) Бронислав Каспар (1884-1942) - британский антрополог, основатель функционального направления. Родился в Кракове, поляк по происхождению. Изучал математику, физику, философию, экономику и психологию в Ягеллонском, Лейпцигском и Лондонском университетах. В 1914-1917 проводил полевые исследования на Новой Гвинее и Трабориандских островах. Профессор и глава кафедры антропологии Лондонского университета (1927-1938), в котором стал своего рода харизматическим "гуру" для студентов из континентальной Европы, Китая и Британских колоний, включая Африку. С 1938 - в США, преподавал в Йельском университете. Интересовался чрезвычайно широким кругом проблем, включая традционную экономику, теорию культуры, право, религию и магию и т.д.

Наибольшую известность приобрел благодаря разработке функционального подхода к изучению культуры. Исходным моментом формирования этой концепции стала резкая критика эволюционизма и диффузионизма за их понимание элементов культуры как механического, изолированного набора явлений, а также - за внимание к исключительно экзотическим, с позиций европейца, чертам культуры. В своих теоретических построениях М. Исходил из того, что человеку для поддержания своего существования необходимо удовлетворять ряд "базовых" (биологических) потребностей, включая потребности в пище, воспроизводстве и т.д. В различных культурах эти потребности удовлетворяются различным способом, в зависимости от чего формируется вторичный уровень "производных" потребностей.

Каждое общество устанавливает свои санкционированные пути их удовлетворения. Поведение личности, удовлетворяющей свои базовые потребности, должно соответствовать культурным ожиданиям общества. Эта норма обусловлена тем, что многие потребности (например, воспроизводство) не могут быть удовлетворены вне сотрудничества с другими членами общества. Такое сотрудничество порождает общественные институты, ориентированные на удовлетворение определенных потребностей. М. Выделял следующие принципы, на основании которых различные формы активности интегрируются в специфические типы институтов. Репродуктивные. Территориальные. Произвольные. Ассоциации, основанные на профессиональной принадлежности, ранге и статусе и т.д. М. Подчеркивал, что в реальной общественной системе не существует простого соответствия между институтом и какой-либо потребностью.

Каждый институт может удовлетворять одновременно несколько потребностей. Семья, например, обеспечивает не только репродуктивные функции, но физиологические, экономические и т.д. Социокультурные институты, таким образом, представляют собой сложное переплетение взаимосвязей. Культура, по М., спаяна не только этими взаимосвязями, но и такими дополнительными "интегративными" средствами, как язык, самосознание и религия. Для того, чтобы быть познанной, культура должна быть проанализирована на трех уровнях. Индивидуальном, институциональном и как интегрированное целое. Отсюда выводился принцип необходимости целостного подхода к изучению культуры. Характерным примером функционального подхода был анализ М. Роли традиций в современном обществе.

По М., все традиции имеют новые функции, даже те из них, которые, как принято считать, призваны способствовать консервации традиционных моделей поведения. Культура не есть историческая одежда из "лоскутков и заплат", а интегрированное, действующее современное целое. М. Полностью отрицал тай-лоровскую концепцию пережитков, подчеркивая, что такие явления должны поняты в контексте настоящего. Существенным элементом функционального подхода М. Была почти исключительная ориентация на исследование современности. По М., в дописьменных обществах реальное прошлое остается неизвестным. Вербальная информация о нем должна быть рассмотрена как форма мифа, функцией которого является объяснение и оправдание порядка распределения политической власти в настоящем.

Такой подход стал основанием в последствии для обвинения М. В антиисторизме. Наибольшей критике подверглась непригодность функционального подхода М. К объяснению социальных перемен. Вместе с тем, концепция М. Выдержала испытание временем, ее основные положения составили неотъемлемую часть теоретической базы современной культурной антропологии. Основные сочинения. "Аргонавты Западной Океании" (1922), "Преступление и обычай в традиционном обществе" (1926), "Секс и подавление в жизни дикарей" (1927), "Сексуальная жизнь аборигенов Северо-западной Меланезии" (1929), "Основания веры и морали" (1936), "Свобода и цивилизация" (1944), "Секс, культура и миф" (1962) и др..

Значения в других словарях
Малиновский

IМалино́вский (Malinowski) Бронислав Каспер (7.4.1884, Краков, — 16.5.1942, Нью-Хейвен, штат Коннектикут, США), английский этнограф и социолог. По происхождению поляк. Окончил Краковский университет (1908), с 1927 жил и работал в Великобритании, последние годы — в США. Основные полевые этнографические исследования вёл в 1914—18 на Новой Гвинее и в Меланезии. М. — основатель так называемой функциональной школы (См. Функциональная школа) в этнографии, оказавшей значительное влияние на взгляды мног..

Малиновский

МАЛИНОВСКИЙ Василий Фёдорович (1765-1814), просветитель, публицист. Первый директор Царскосельского лицея (с 1811). Автор "Рассуждений о мире и войне" (ч. 1-2, 1803) и одного из первых проектов отмены крепостного права (1802). Сторонник государственных преобразований М. М. Сперанского.2.. ..

Малиновский

МАЛИНОВСКИЙ Роман Вацлавович (1876 - 1918), член Российской Социал-Демократической Рабочей партии с 1906, меньшевик, нефракционный социал-демократ, с 1911 большевик. С 1910 агент> охранки, с 1912 - Департамента полиции. В 1912 - 14 член Центрального Комитета Российской Социал-Демократической Рабочей партии, депутат> 4-й Государственной думы. После Февральской революции 1917 разоблачен. Расстрелян по приговору Верховного революционного трибунала Всероссийского Центрального Исполнительного Комитет..

Малиновский

Малиновский, Р. В. - рабочий. В 1901 - 1902 г.г. Сближается с с.-д. Кругами. В 1906 - 1910 г.г. Состоял секретарем союза рабочих металлистов. 13 мая 1910 г. Был арестован в Москве и на допросе заявил о своем желании давать сведения охранке. Освобожденный 23 мая 1910 г., он становится агентом охранки и начинает свою провокаторскую деятельность. На Пражской конференции 1912 г. Малиновский был избран в Центральный Комитет партии и намечен кандидатом в четвертую Думу от Московской губ. В Думе Малино..

Малиновский

1.Алексей Федорович (1762-26.XI.1840) - рус. Историк-архивист, писатель-переводчик, акад. (с 1835). По окончании Моск. Ун-та (1778) служил в Межевой канцелярии, в 1780-1840 - в Моск. Архиве Коллегии иностр. Дел. С 1814 - начальник Гл. Управления архивом и чл.-редактор Комиссии печатания государственных грамот и договоров (изд. 2-ю и 3-ю чч. СГГД). Чл.-учредитель Моск. Об-ва истории и древностей Российских. Активно участвовал в переводе, редактировании и изд. "Слова о полку Игореве" (1800).Соч. И..

Мак-люэн

МАК-ЛЮЭН (McLuhan) Херберт Маршалл (1911-1980) - канадский философ и социолог, теоретик коммуникационных технологий, автор работ по истории философии и литературы, культурологии, психофизиологии. Профессор университета в Торонто (с 1952). Основные произведения. "Галактика Гутенберга" (1962), "Понимающая коммуникация" (1963), "Город как аудитория" (1977, в соавторстве). М.-Л. Создана концептуальная модель исторической динамики общества, в центре которой лежит проблема типа и способа коммуникаций...

Макиавелли

МАКИАВЕЛЛИ (Machiavelli) Никколо ди Бернардо (1469-1527) - итальянский мыслитель, политический деятель, историк и военный теоретик. Секретарь Совета десяти Флоренции (1498-1512). Основные сочинения. "Государь" (1513, впервые опубликован в 1532), "Рассуждения о первых десяти книгах Тита Ливия" (1516-1517), "О военном искусстве" (1519-1520), "История Флоренции" (начата в 1520) и др. Отдавая симпатии "народу" (активным и зажиточным горожанам) в отличие от нелюбимых им городских низов, плебса и церк..

Мальбранш

МАЛЬБРАНШ (Ма1еbrаnсhе) Никола (1638-1715) - французский философ, главный представитель окказионализма. Основные произведения. "О разыскании истины" (1675), "Христианские размышления" (1683), "Беседы о метафизике" (1688) и др. Отправным пунктом учения М. Стала неспособность картезианского дуализма объяснить проблему взаимодействия души и тела. Многие понятия Декарта, такие как субстанциальный дуализм, интеллектуальная интуиция и др., связанные с окказионалистской проблемой, приобретают в трактов..

Мальтус

МАЛЬТУС (Malthus) Томас Роберт (1766-1834) - английский экономист, священник англиканской церкви. Изучал теологию, историю, литературу, древние и новые языки в Джезус-колледже Кембриджского университета (1784-1788). Магистр (1791), помощник священника в одном из приходов графства Суррей. В 1795-1804 преподавал в Джезус-колледже. С 1805 до конца жизни - профессор современной истории и политической экономии в колледже Ост-Индской компании, где совмещал преподавание с деятельностью священника. По п..

Дополнительный поиск Малиновский Малиновский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Малиновский" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Малиновский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 11 символа