Мид

201

• МИД (Mead) Джордж Герберт (1863-1931) - американский социолог, психолог и философ. При жизни печатался мало. Основные его работы собраны в книгах. "Разум, Я и Общество" (1934) и "Философия действия" (1938). М. Испытал сильное воздействие идей прагматизма, самоопределял свою концепцию как "социальный бихевиоризм", однако фактически (если смотреть во временной ретроспективе) заложил теоретические и методологические основания теории символического интеракционизма (термин введен его учеником Блумером в 1937). Специфика восприятия реальности действующим субъектом (физическим субъектом, "живой формулой", социальным "Я") задается его непосредственным актом. Однако содержание объектов через акт предзадается всем прошлым опытом индивида.

Следовательно, между субъектом и объектом складываются каждый раз особые отношения, так как объекты могут быть связаны с разным опытом субъектов. По сути они связаны с различными индивидуальными "перспективами", определяемыми спецификой отношений индивида со средой (следовательно "перспективы" имеют под собой объективные основания). Реальность складывается, в конечном счете, из многообразия возможных "перспектив" и систем социальных взаимодействий. Участие индивида одновременно во многих "перспективах" и задает социальность (т.е. Последняя возникает в интерсубъективном пространстве взаимодействий). В этом отношении любая воспринимаемая реальность будет социальной, но всегда социален и субъект, конституируемый своим участием в различных "перспективах" и взаимодействиях (понимаемых как межиндивидуальные).

Действия конкретного человека могут быть восприняты другими людьми, лишь будучи соотнесены со значениями, общими для взаимодействующих индивидов. Значения выражают редуцированные схемы прошлых взаимодействий, а их тождественность в опытах различных людей предполагает возможность "принятия роли другого". Сложное взаимодействие строится принципиально по этой же схеме, только в нем обобщается мнение группы относительно общего для индивидов, в нее входящих, объекта взаимодействия. Таким образом, в нем принимается не просто "роль другого", а "роль обобщенного другого". Усложнение взаимодействий, в которые включается индивид, предполагает и наращивание им способности к рефлексивному отношению. Происхождение "Я", таким образом, социально.

Человек способен превращать себя в объект для самого же себя. "Завершенное" "Я" отражает структуру собственных взаимодействий, т.е. Социальность, но и выступает источником новаций в ней. В структуре социального "Я" М. Различает две подсистемы. Подсистему "I" - автономный источник спонтанного поведения, определяющей специфику реакций индивида на стимулы. Она постоянно продуцирует отклонения в структуре взаимодействий, не давая последнему "окостенеть" в жестких схемах. Подсистему "те" - интернализованную структуру групповой деятельности. "I" ответственна за индивида как субъекта, "те" - как объекта. Любое взаимодействие предполагает владение языком (как символической системой), позволяющим через символы увидеть себя в мире и создавать новые символы.

Способность владения символическими системами закладывается в социализации. Это необходимое условие возникновения сознания и становления индивидуальности. Общность значений для взаимодействующих индивидов задается языком, позволяющим извлекать смыслы через осознание мира и самосознание (в котором человек, будучи субъектом, способен становиться и объектом для самого себя). Взаимодействие "Я" как объекта и "Я" как субъекта опоследуется образом "обобщенных других" (вплоть до представлений об обществе в целом). Граница между "Я"- объектом и образом "обобщенных других" прозрачна и во многом относительна. "Я"-объект формируется как результат совместных действий и именно в таком качестве отделяется в рефлексии от "Я" субъекта.

Тем самым образ "обобщенного другого" как посредник во многом предопределяет целостность складывающихся субъект-объектных отношений и на уровне индивида и на межиндивидуальном уровне в реальных "символических интеракциях" - взаимодействиях. Способность дистанцировать себя от роли и роли между собой (ход, развитый учеником М. - И. Гофманом) задает в ходе общения "игру в роли" как механизм поддержания социального порядка. При естественной установке задание социальных дистанций в мире невозможно. Влияние идей М. Надолго пережило их автора и вышло далеко за пределы социологии.• МИД (Mead) Маргарет (1901-1978) - американский антрополог, профессор Нью-Йоркского, Йельского, Колумбийского университетов, ученица Боаса и Бенедикт.

Работала в отделе этнологии Американского музея естественной истории. В течение 40 лет изучала примитивные народы бассейна Тихого океана. Основные работы. "Взросление на Самоа" (1927), "Как растут на Новой Гвинее" (1930), "Пол и темперамент в трех примитивных обществах" (1935), "Мужчина и женщина. Изучение полов в изменяющемся мире" (1949), "Преемственность в эволюции культуры" (1964), "Культура и преемственность. Изучение конфликта, поколений" (1970) и др. Главная тема творчества М. - "Культура и Личность" - охватывает несколько направлений исследований. Культурно обусловленные методы воспитания, их влияние на развитие индивидуальности у детей. Социальные источники конфликтов между поколениями (сравнение подросткового периода в архаических обществах и в странах Запада).

Предписываемые культурой способы мужского и женского поведения, зависимость сексуального поведения, соотношения материнских и отцовских ролей от принципов культуры. Этнокультурные особенности психических процессов, закономерности формирования и проявления национального характера. М. Разграничивала понятия социализации и ин-культурации, где первое обозначает социальное научение вообще, а второе - "реальный процесс научения, как он происходит в специфической культуре". М. Выделяет три типа культур. 1) постфигуративные. 2) кофигуративные. 3) пре-фигуративные. Для первого типа характерно. Неосознанность и медлительность изменений. Чувство неизменной преемственности, обусловленное непосредственным контактом по крайней мере трех поколений.

Прототипом постфигуративной культуры может быть изолированная примитивная культура, в которой мифологическое и близкое прошлое сливаются, а неизменность поддерживается вытеснением всего, что нарушает непрерывность и тождество. Условия, ведущие к изменениям в культурах постфигуративного типа существуют в скрытом виде. Кофигуративной является культура, в которой моделью поведения для людей, принадлежащих данному обществу, становится поведение их современников. Ко-фигурация начинается там, где наступает кризис постфигуративной системы (например, в результате уничтожения старшего поколения, развития техники, переселения, завоевания, смены вероисповедания, революции и т.д.). Стиль кофигурации, пределы ее проявления в поведении могут определять и старшие поколения.

Постфигуративные элементы, придающие обществу устойчивость, присутствуют и в этом типе культуры в виде некритически воспринятых убеждений и ценностей и автоматически усвоенных поведенческих реакций. Постфигуративные культуры, согласно М., могут восстанавливаться с помощью господствующей религии, национального государства или в форме культур отдельных социальных групп. Утверждению кофигурации в качестве доминирующей формы передачи культуры способствуют, по мнению М., средства массовой информации. Обострение различий опыта поколений создает новую культурную форму - префигурацию, где старшие поколения учатся у младших. М. Различала культуры, в которых дети обучаются в основном практически (на собственном опыте), но под руководством старших (learning cultures) и культуры, где существуют специализированные институты обучения детей (teaching cultures).

Теоретические и культурологические исследования М. Кумулируются в утопический проект создания всемирной "культуры участия", в которой приобретение человечеством семиотического и языкового единства будет возможно в результате технологической модернизации "третьего мира" и "революции метафор" в развитых странах, в ходе которой произойдет переориентация западной культуры с демонического понятия "ад" на живой образ "рая". Идеи М. Продолжают оказывать влияние на этнографические (этнологические) и культурологические исследования, а также на социологическую школу символического интеракционизма..

Значения в других словарях
Мид

I(Meade) Джеймс Эдуард (р. 23.6.1907), английский экономист, специалист по международным экономическим отношениям. Учился в Кембриджском и Оксфордском университетах во 2-й половине 20-х гг. В 1940—47 на государственной службе (при кабинете министров), с 1947 профессор Лондонской школы экономики, с 1957 профессор Кембриджского университета. В 1964—66 президент Королевского экономического общества, затем вице-президент. М. — представитель неоклассического направления буржуазной политической эконом..

Мид

МИД - Гувер (Mead, Hoover), водохранилище на р. Колорадо, на западе США (шт. Невада и Аризона). Площадь 631 км², объем 36,75 км³, длина 184 км. Создано в 1935-36 для целей водоснабжения, энергетики и для борьбы с наводнениями.. ..

Мид

МИД (Meade) Джеймс Эдуард (родился в 1907), английский экономист. Труды по проблемам международной торговли, теории платежного баланса и международной валюты. Нобелевская премия (1977).. ..

Мид

(Джордж Meade, 1815—1872) — американский генерал, воспитывался в вест-пойнтской военной школе, с отличием участвовал в Мексиканской войне. В начале междоусобной войны 60-х годов командовал пенсильванскими волонтерами, потом служил под начальством Мак-Доуэля и Мак-Клеллана. В 1862 г. Получил в командование корпус. В 1863 г. Назначен главнокомандующим Потомакской армией и в сражении под Геттисбургом 3 июля одержал верх над армией южан, предводимой Робертом Ли. Несогласия с президентом Линкольном з..

Мид

Министерство иностранных дел (например, МИД СССР).. ..

Мид

(министерство, государственный департамент) (иностранных дел, внешних сношений). ..

Мид

Гувер (Mead, Hoover), водохранилище на р. Колорадо, на западе США (шт. Невада и Аризона). Площадь 631 км2, объем 36,75 км3, длина 184 км. Создано в 1935-36 для целей водоснабжения, энергетики и для борьбы с наводнениями.. ..

Мид

МИД -а. М. [прописными буквами] Буквенное сокращение. Министерство иностранных дел.. ..

Мид

(Mead), Гувер, вдхр. На р. Колорадо, на З. США (штаты Невада и Аризона). Пл. 631 км², объём 36,75 км³, длина 184 км. Самое крупное по объёму вдхр. Первой половины XX в. Создано в 1935–36 гг. Для целей водоснабжения, энергетики и для борьбы с наводнениями.. ..

Мид

(Ис 21.2)-см. Мидия.. ..

Механицизм

МЕХАНИЦИЗМ - способ объяснения движения и взаимодействия изучаемых объектов, исходя из механических закономерностей. В истории философии и науки М. Проявлялся в нескольких формах. Одна из них связана с рассмотрением движения как внешнего по отношению к неизменяющейся, вечно самотождественной субстанции, являющейся носителем движения. В результате логически равноправными могли выступать утверждения о том, что изучаемые, познаваемые объекты могут находиться, а могут и не находиться в движении. Зар..

Мечников

МЕЧНИКОВ Лев Ильич (1838-1888) - русский мыслитель, географ, социолог, общественный деятель. Учился медицине, образование не закончил из-за участия в студенческом движении. С 1858 за границей. Участвует в итальянском освободительном движении, сближается с Бакуниным, редакцией "Колокола". С 1876 - в Швейцарии, где сосредоточивается на научной работе, ближайший сотрудник Э. Реклю, с 1883 занимает кафедру сравнительной географии и статистики в Невшательской академии. Опубликовал ряд статей по социо..

Микропсихоанализ

МИКРОПСИХОАНАЛИЗ (греч. Micros - малый и психоанализ) - направление современного психоанализа, являющее собой неоднородную совокупность модифицированных идей Фрейда, некоторых фрагментов молекулярной биологии, атомной физики, астрономии и метода, методики и специфической техники психотерапии, ориентированных на постижение основ и эволюции психоматериальных явлений и активное использование различных (преимущественно малых) биографических материалов пациентов в процессе врачевания. Как направление..

Милленаризм

см. ХИЛИАЗМ.. ..

Дополнительный поиск Мид Мид

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мид" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мид, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 3 символа