Потебня
ПОТЕБНЯ Александр Афанасьевич (1835-1891) - украинский и русский лингвист, философ и культуролог. Окончил историко-филологический факультет Харьковского университета (1856). Впоследствии учился в Берлине, брал уроки санскрита у А. Вебера. Профессор, член-корреспондент Петербургской Академии наук (1877). Один из основателей психологической школы в языкознании. В творчестве П. Отразилось влияние В. Гумбольдта, X. Штейнталя, Сеченова. Наследие П. Огромно и многогранно. Он разрабатывал проблемы теории словесности. Происхождения и эволюции языка. Лингвистики. Грамматики. Связи языка и мышления. Языка и нации. Языка и мифа. Символики языка. Фольклористики. Искусствознания. В философско-лингвистической концепции П. Можно выделить следующие тезисы и подходы.
Природа языка общественна. "общество предшествует началу языка". Слово не только продукт индивидуального сознания. Язык творит народ, язык - порождение "народного духа", язык задает "народность" (национальную специфику народа). (Категории "народ" и "народность" - центральные для концепций П.). П. Впервые применил метод реконструкции национального языка и его описание через антиномии (которые выявляют представления народа о природе), погрузил изучение слова в этнографический контекст. Язык, по П., формирует человеческую мысль. Грамматические категории суть категории мышления, формы движения мысли. "Язык есть средство не выражать уже готовую мысль, а создавать ее..." ("Мысль и язык", 1862). Через язык мы воспринимаем и познаем мир, слово формирует ряд познавательных моделирующих систем.
Миф, фольклор, науку. Именно в слове человек объективирует восприятие мира и связывает это слово с другими словами. История грамматики - это история типов мышления и сознания. П. Предвосхитил многие проблемы современной лингвистики. Различение языка и речи, понимания и непонимания как аспектов коммуникации и др. П. Считал, что диалог всегда предполагает непонимание, так как речь (высказывание) есть акт творческий, авторский, и, следовательно, до некоторой степени неповторимо-непонятный. В своей лингвистической концепции мифа (на основе сравнительно-исторического языкознания) П. Рассматривает миф как начало эволюции человеческой культуры в виде языка. Это - акт "объяснения неизвестного посредством совокупности прежде данных признаков, объединенных и доведенных до сознания словом или образом".
Для возникновения мифов особо значимой явилась, согласно П., внутренняя форма слова - посредник между тем, что объясняется в мифе, и тем, что он объясняет. Миф - первый этап, тип познания мира. "Каждый акт мифический. Есть. Акт познания" ("О доле и сродных с нею существах", 1867). Миф, по П., аналогичен науке. И миф, и наука познают мир и объясняют его по аналогии. В мифе содержится нерасчле-ненный сплав будущих узкоспециализированных наук и знаний. В мифе не различается образ объекта и сам объект. При анализе мифа важно обращать внимание не на сюжет, а на его смысл, ибо миф - это слово. Миф не есть отжившая форма человеческой мысли, он эволюционирует и развивается. Лосев отмечал, что у П. Замечательная система феноменологических, психологических, логических и лингвистических идей и методов.
Отдавая дань уважения эвристическому и педагогическому потенциалу творчества П., Флоренский называл его "родоначальником целого ученого выводка". Наследие П. Отразило в себе философичность и синтетичность русской науки 19 в., а многие теории и подходы П. Остаются работающими и в конце 20 ст..
Дополнительный поиск Потебня
На нашем сайте Вы найдете значение "Потебня" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Потебня, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 7 символа