Шлейермахер

213

ШЛЕЙЕРМАХЕР (Sleiermacher) Фридрих Эрнст Даниэль (1768-1834) - немецкий философ, богослов и филолог. В философской эволюции своих взглядов испытал влияние Ф.Г. Якоби, в теологической - такого направления, как пиетизм. В 1787 он изуччал богословие в университете в Галле и по окончании курса занимал должность домашнего учителя. Затем несколько лет служил в должности проповедника в Ландеберге и в Берлине. Это время (в течение 6 лет) было важным в его духовном развитии. Особенно заметным оказались его отношения с романтиками и в частности дружба с Ф. Шлегелем. В 1802 за противоречия с протестантской церковью, Ш. Переводят придворным проповедником в Штоль-пе. Из этого изгнания его освободило через два года приглашение занять место экстраординарного профессора философии и богословия в Халле.

После закрытия университета в Хал-ле, Ш. Отправился в Берлин, где он получил место проповедника и профессора университета (учрежденного по его плану). Результатом его академической деятельности явилась богословско-философская школа, названная по имени своего учителя. Наряду с Шеллингом и Гегелем, Ш. - равноправный представитель универсалистского образования, положенного в то время в основание философской работы. Как богослов, с успехом действовал в пользу протестантской унии. Ш. Был выдающимся теоретиком-филологом, автором многочисленных трудов по истории греческой философии, а своим мастерским переводом произведений Платона, заложил основы немецкой школы антиковедов. Специфика работы Ш. С текстом в такой сфере теологии, как экзегетика, позволяет констатировать, что Ш.

Стоит у истоков современной философской герменевтики. В истории герменевтики Ш. Принадлежит концепция универсальной герменевтики и конструирование ее как науки. У него проблемой становится понимание как таковое. В своих лекциях и докладах по герменевтике Ш. Придерживался следующего принципа. "Понимать речь сперва так же хорошо, а потом и лучше, чем ее автор". Однако искусство герменевтики не выступало у Ш "органом предметного исследования". В этом смысле Ш. Отличает искусство герменевтики от диалектики. Именно поэтому герменевтика имеет служебную функцию и подчиняется предметному исследованию. В своем миросозерцании он оригинальным образом синтезировал принципы немецкой философии (Кант, Фихте, Шеллинг) и обосновал на них собственные убеждения.

Теоретические основы учения Ш. Изложены по преимуществу в сочинении "Диалектика", которое было издано на основании его лекций посмертно. Философия, по Ш., должна показать каким образом мышление, в качестве познания, может приближаться к своему идеалу. В этом смысле она - диалектика и логика познающего бытия. Как кантовская трансцендентальная логика, так и диалектика Ш. Является одновременно и логикой и метафизикой. В философии религии Ш. Также занимает особенное и оригинальное положение. Бог как тождество мышления и бытия, идеального и реального, представляется недостижимой целью, к которой стремится все научное познание. Ш. Не богослов Откровения, так как о деятельности откровения Божества мы также мало можем что-либо знать, как и о его Сущности.

В то же время Ш. - противник рационализма, потому что, по его мнению, Божество непознаваемо. Но он и против кантовско-го нравственного богословия. Его философия религии основывается не на теоретическом, не на практическом, но на эстетическом разуме. Так как Бог не может быть познан, то и философия религии является не учением о Боге, а учением о религиозном чувстве. В своей этике Ш. Самым выразительным образом подчеркивает идею личности. Нравственная задача состоит в законченном развитии индивидуума, который в равновесии своих различных сил должен изжить свою внутреннюю сущность. Однако нравственное развитие индивидуума, по Ш., возможно только на широком базисе общей культурной жизни и состоит исключительно в индивидуальной переработке всех моментов, составляющих содержание целого.

Нравственно зрелый индивид должен чувствовать свое единство с целым, принявшим в нем индивидуальную форму. Занимая эту этическую точку зрения, Ш. Рассматривал государство, общественность, университет и церковь. Он дал в своем учении совершенный образ собственной личности, хотя и замкнутой в самой себе, но все же соприкасающейся с общей жизнью. Корпус сочинений Ш. А достаточно велик и разнообразен. Большинство из них было опубликовано после смерти мыслителя. Важнейшие их них. "Речи о религии к образованным людям, ее презирающим (1799). "Монологи" (1800). "О различии между законами природы и законами морали" (1825). "Диалектика" (1839). "Эстетика" (1842). "Учение о государстве" (1845). "Психология" (1864). "Философия этики" (1870) и др..

Значения в других словарях
Шлейермахер

(Schleiermacher) Фридрих (21.11.1768, Бреслау, — 12.2. 1834, Берлин), немецкий протестантский теолог и философ. Воспитанник пиетистских гернгутерских общин (См. Гернгутерские общины). Учился в университете в Галле. С 1794 проповедник, в 1796—1802 в Берлине. В 1804—06 профессор в Галле. С 1807 — в Берлине, профессор университета (с 1810), секретарь философского отделения АН (с 1814). Около 1800-х гг. Был близок кружку йенских романтиков (см. Романтизм), в «Доверительных письмах о “Люцинде”» (1800..

Шлейермахер

(Sleiermacher) Фридрих Эрнст Даниэль (1768-1834) - немецкий философ, богослов и филолог. В философской эволюции своих взглядов испытал влияние Ф.Г.Якоби, в теологической - такого направления, как пиетизм. В 1787 он изучал богословие в университете в Галле и по окончании курса занимал должность домашнего учителя. Затем несколько лет служил в должности проповедника в Ландеберге и в Берлине. Это время (в течение 6 лет) было важным в его духовном развитии. Особенно заметным оказались его отношения с..

Шиллер

ШИЛЛЕР (Schiller) Фридрих (1759-1805) - немецкий поэт, философ, просветитель, испытавший на себе огромное влияние идей республиканской Франции. Ранние драматические произведения Ш. - "Разбойники", "Заговор Фиеско в Генуе", "Коварство и любовь" и др. - были пронизаны духом антимонархизма и роднят его с самыми радикальными французскими просветителями. Не случайно в 1792 Национальное собрание Франции присвоило Ш. Звание почетного гражданина республики. Резкое выступление Ш. Против феодальных предра..

Шлегель

ШЛЕГЕЛЬ (Schlegel) Фридрих (1772-1829) - немецкий философ, писатель, языковед, один из наиболее ярких теоретиков романтизма. Ш. Вместе с братом А.В. Шлегелем основал йенский кружок немецких романтиков и выпускал наиболее известный романтический журнал "Атенеум". Неудовлетворенность наличным состоянием культуры, ситуацией раскола между человеком и миром, прошедшим через само человеческое сознание и все его продукты, поиски абсолюта и "томление по бесконечному" предопределили не только содержатель..

Шлик

ШЛИК (Schlick) Мориц (1882- убит в 1936) - австрийский философ, физик и логик, профессор в Ростоке, Киле, Вене, в Калифорнийском университете (1931-1932), ведущий представитель раннего этапа логического позитивизма, основатель Венского кружка. Основные работы. "Пространство и время в современной физике" (1917), "Вопросы этики" (1930), "Природа и культура" (1952) и др. В 1938 было издано собрание сочинений Ш. Философская концепция Ш. - "последовательный эмпиризм", к которому он пришел, отказавшис..

Шмитт

ШМИТТ (Schmitt) Карл (1888-1985) - немецкий правовед, социолог, политолог. Один из самых противоречивых социально-политических мыслителей 20 в. В 1980-е ФРa переживала нечто вроде "ренессанса" идей Ш. Неоднозначность этой фигуры обусловлена как сложностью и неординарностью предложенной им концепции "политического", так и фактами его творческой биографии. (Оценки научных работ Ш. Лежат в диапазоне от "коронованного юриста фашистского режима" до "самого молодого классика политической науки", мысли..

Шлейермахер

(Schleiermacher) Фридрих Даниэль Эрнст (1768-1834), нем. Протестантский богослов, библеист и философ, основоположник *либерально-протестантской школы экзегезы. Род. В Бреслау в семье реформатского пастора. Учился в гимназии общины "гернгутеров", основанной *Цинцендорфом, и со школьных лет испытал влияние пиетизма. "Благочестие, - вспоминал он, - было материнским телом, в святой тьме к-рого питалась моя юная жизнь". Однако, поступив в Галльский ун-т (1787), он был увлечен идеями *рационализма в б..

Дополнительный поиск Шлейермахер Шлейермахер

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Шлейермахер" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шлейермахер, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ш". Общая длина 11 символа