Женское Образование

174

Возникло как самостоят, отрасль образования в связи с неравноправным обществ, положением женщины. Утрачивает своё значение в условиях обретения женщинами всей полноты гражд. И полит, прав.В антич. Мире (Греция, Рим) девочки воспитывались в семьях, обучаясь домашним работам, танцам, пению. В Спарте существовала обществ, система физич. Воспитания девочек наравне с мальчиками. В ср. Века начиная с 8 в. При жен. Монастырях открывались школы, в к-рых давался минимум знаний, необходимых для пострижения в монахини. В этих школах обучались также девушки из знатных семей, намеревавшиеся вернуться к светской жизни. С 11 в. Школы для девочек создавали мирские жен. Братства (бегин-ки и др.). В 16 в. Новые монашеские ордена (урсулинки, салезианки, «англ, девицы» и др.) выдвинули на первый план своей деятельности воспитание девочек.

В 15 в. В Италии Витторино да Фелетре предпринял попытку совм. Обучения мальчиков и девочек в светской, школе.Эразм Роттердамский развивал идею о необходимости для женщины широкой умственной культуры. Основой Ж. О. Считал изучение классич. Лит-ры. Я. А. Коменский, важнейшим звеном воспитания определивший «материнскую школу», требовал равенства в образовании мужчин и женщин. Систему образования женщины, подготовлявшую её к воспитанию детей и управлению домашним х-вом, разработал Ф. Феиелон, Она была принята к руководству в Сен-Сирском уч-ще, закрытом уч. Заведении для франц. Дворянок, к-рое стало первой жен. Школой, открытой на гос. Средства (1686). В Германии с 16 в. Создавались гор. Школы для девочек, а в 18 в. Стали открываться ср.

Уч. Заведения — «высшие школы для девушек», но число их было невелико. В Великобритании щк. Образование для девочек стало доступно только с 18 в. В т. Н. Благотворит, школах, программа к-рых ограничивалась обучением грамоте и катехизису.В 18 в. Вопрос о Ж. О. Поднимался во Франции в многочисл. Проектах реформ образования, в соч. Ж. Ж. Руссо и др. Во время Великой франц. Революции в 1791 Талейран выступил с проектом воспитания девиц, в к-ром впервые была высказана мысль о ремесл. Школах для женщин. М. Ж. А. Н. Кондорсе, считавший, что бесправие женщины не может быть оправдано ни её физическими, ни её нравств. Качествами, в 1792 выдвинул новый проект Ж. О. Практич. Последствий эти проекты не имели.Коренные изменения в Ж. О. Произошли в течение 19 в.

С распространением в индустриально развитых странах обязательного, а затем и всеобщего нач. Образования. Широкое применение получило совм. Обучение детей обоего пола в нач. Школе. Система ср. Ж. О. Сложилась во 2-й пол. 19 в. И развивалась двумя путями. В США, Нидерландах, скандинавских странах, в нек-рых кантонах Швейцарии девушки были допущены в общие ср. Уч. Заведения. Во Франции, Германии, Великобритании и др. Странах от» крылась сеть разнообразных ср. Уч. Заведений для девушек, гл. Обр. На частные средства. Постепенное сближение (а в ряде стран и слияние) жен. Школы с мужской происходило в 1-й пол. 20 в. Одновременно развивалось и высш. Ж. О. Первым открыл свои двери для женщин небольшой колледж «Оберлин» в штате Огайо (США) в 1833. Широкое развитие высш.

Ж. О. Получило с 1860-х гг., когда ряд ун-тов США начинает принимать женщин наравне с мужчинами. В Европе с 1867 предоставил женщинам права студентов Цюрихский ун-т, в к-ром первыми студентками были рус. Женщины. В кон. 60-х гг. Стали доступными для женщин и др. Ун-ты Швейцарии. В 70-х гг. Женщины получили право обучаться в ун-тах Франции, Швеции, Дании, Италии. В 80-х гг. — Великобритании, Бельгии, Норвегии, Румынии. На рубеже 19—20 вв. — Греции, Германии, Болгарии, Сербии. В нач. 20 в. Женщины в развитых странах получили повсеместный доступ в высш. Уч. Заведения (в ряде стран с нек-рыми ограничениями). Высш. Школы, предназначенные исключительно для женщин, существовали в немногих странах (преим. В США и России). Женское образование в России.

Первое известие об обучении девочек в Др. Руси относится к 11 в. В 1086 Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла девичье уч-ще при Андреевском монастыре в Киеве. Дочь полоцкого князя Евфросиния в основанных ею жен. Монастырях обучала не только монахинь, но и женщин-мирянок. В 1-й пол. 16 в. Митрополит Даниил в своих поучениях говорил, что обучение необходимо не только монахам, но и мирянам — «отрокам и девицам». С нач. 17 в. Хорошее по тем временам домашнее образование получали царские дочери и девицы из знатных боярских семей. При Петре I в Москве и Петербурге появились частные светские школы, в к-рых могли обучаться и девочки. В 1724 было предписано монахиням воспитывать сирот обоего пола и обучать их грамоте, а девочек, сверх того, прядению, шитью и др.

Мастерствам. В 1754 были учреждены первые акушерские школы в Москве и Петербурге, а затем и в др. Городах. В раскольничьих скитах имелись частные школы, в к-рых преподавали «мастерицы». В сер. 18 в. В России появились частные пансионы (в т. Ч. Женские), содержавшиеся иностранцами. Началом обществ. Ж. О. Принято считать 1764, когда в Петербурге по проекту И. И. Бецкого было основано Воспитат. Об-во благородных девиц (200 чел.) и при нём в следующем году организовано «мещанское отделение» (240 чел.). Гл. Задачей этого учреждения было воспитание, знание должно было явиться результатом самодеятельности воспитанниц, к-рую стремились в них развить (см. Смольный институт).В нар. Уч-ща (малые и главные), созданные по Уставу 1786, принимались дети обоего пола, но обучение девочек в обществ, школах считалось делом «непристойным» (Г.

Р. Державин). В этих уч-щах в 1786—96 училось только 12,6 тыс. Девочек, т.е. В 13 раз меньше, чем мальчиков. По Уставу 1804 девочки могли обучаться вместе с мальчиками не только в приходских, но и в уездных уч-щах и даже в гимназиях, но обычно совм. Обучение не практиковалось, а к 1810 в уездных уч-щах и гимназиях девочек совсем не стало.В 1-й пол. 19 в. Ж. О. Строилось по сословному принципу. В Ведомстве учреждений императрицы Марии (ВУИМ) сложилась система закрытых уч. Заведений для девочек (женских институтов). В 1844 все жен. Уч. Заведения ВУИМ были разделены на 4 разряда, для каждого из них была выработана особая уч. Программа соответственно назначению воспитывающихся в них девиц. В уч. Заведениях 1-го разряда (ин-ты Смольный, Патриотический, уч-ща св.

Екатерины и большинство губернских ин-тов) и 2-го разряда (Павловский ин-т, Александровские уч-ща в Петербурге и Москве, Дома трудолюбия в Петербурге, Москве и Симбирске, ин-ты в Астрахани и Иркутске), где воспитывались дочери дворян, в основу образования положены были иностр. Языки. В уч-щах 2-го разряда было расширено преподавание иск— в и рукоделия за счёт наук. В уч. Заведениях 3-го разряда (школы Патриотического и Человеколюбивого об— в и др.), предназначенных для мещанок, гл. Внимание обращалось на рукоделие и жен. Ремёсла, сведения по рус. Яз. И арифметике сообщались лишь самые элементарные. 4-й разряд составляли сиротские дома и повивальные ин-ты. В 1845 был учреждён Гл. Совет жен. Уч. Заведений (в 1873 соединён с петерб.

И моек, опекунскими советами под общим назв. Опекунского совета ВУИМ), к-рому были подчинены советы отд. Уч. Заведений. В 1853 существовало 25 жен. Ин-тов, где училось 4187 чел. В 1856 издан Устав жен. Уч. Заведений ВУИМ — свод всех прежних узаконений. С нек-рыми изменениями и дополнениями он действовал до 1917.С 1843 создавались жен. Духовные уч. Заведения. Уч-ща духовного ведомства (закрытые) и епархиальные уч-ща (полузакрытые). Духовные уч-ща обеих категорий имели 6-летний курс (первоначально 3 кл., затем 6 кл.).Девочки из крестьянских семей имели право посещать только приходские школы. В 1844 местным властям было предписано открывать нач. Жен. Школы в тех населённых пунктах, где имелось не менее 25 девочек соответств. Возраста.

В 1856 в нач. Нар. Школах по всей России обучалось 36,9 тыс. Девочек (8,2% всех уч-ся или 0,1% всего жен. Населения страны). После крестьянской реформы 1861 был учреждён К-т для разработки общего плана устройства нар. Уч-щ, к-рый изучал и проблемы совм. Обучения в школе. В 1863 число девочек в нач. Нар. Школах увеличилось до 185,2 тыс. (18,1% всех уч-ся). — «Положение о нач. Нар. Уч-щах» 1864 законодательно утвердило, что в нач. Нар. Школах могли обучаться «дети всех состояний. Обоего пола, где не представляется возможности иметь отдельные училища мужские и женские».Начало бессословного Ж. О. Было положено в годы обществ, подъёма накануне крестьянской реформы. В 1858 одновременно в двух ведомствах (ВУИМ и МНП) возникли открытые ср. Жен.

Уч. Заведения. По инициативе Н. А. Вышне-градского были открыты Мариинское уч-ще для приходящих учениц в Петербурге, затем и др. Одноимённые уч-ща (в 1862 переим. В мариинские гимназии). Тогда же было утверждено «Положение о жен. Уч-щах ведомства МНП», по к-рому создавались уч-ща 2 разрядов. С 6-летним и 3-летним курсами обучения. В 1870 первые переим. В гимназии (курс увеличен до 7 лет), вторые — в прогимназии (получили возможность иметь св. 3 кл.). Во всех гимназиях предусматривалось устройство 8-го (пед.) класса. Состав преподаваемых предметов в гимназиях обоих типов в основном совпадал.С 1860 в столичных, а затем и в губернских жен. Ин-тах устанавливался 7-летний курс при семи кл. Это дало возможность увеличить число уроков по отд.

Предметам и включить в уч. План ин-тов 1-го и 2-го разрядов педагогику, ввести преподавание естеств. Истории и расширить курс по нек-рым предметам в ин-тах 2-го разряда. В 1905 программы жен. Ин-тов и мариинских гимназий были унифицированы.В 1882 в качестве переходной ступени между нач. И ср. Уч. Заведениями были созданы новые мариинские уч-ща. Они подготавливали к изучению ремёсел и к практич. Деятельности в домашнем х-ве. С 1887 подобные уч-ща для лиц, «не нуждающихся в гимназич. Образовании», стали создаваться и МНП.По данным переписи 1897, в городах России грамотными было только 12,4% женщин, в сел. Местности — всего 8,6%. Особенно низкой была грамотность среди женщин нац. Окраин. Сведения о состоянии нач. Жен. Образования в России 2-й пол.

19 — нач. 20 вв. См. В табл. 1.К 1911 система ср. Ж. О. В России (табл. 2) складывалась из бессословных открытых уч. Заведений (гимназии МНП, гимназии ВУИМ и частные гимназии) и сословных уч. Заведений (жен. Ин-ты, епархиальные жен. Уч-ща и жен. Уч-ща духовного ведомства). Имелись также уч. Заведения (все открытые), дававшие неполное ср. Образование. Прогимназии МНП (число к-рых сокращалось в связи с преобразованием в гимназии), мариинские уч-ща ВУИМ, небольшое число жен. Гор. Уч-щ (36, и только в Киевском уч. Округе). С 1912 открывались высш. Нач. Уч-ща, к-рые могли быть раздельными и смешанными.В кон. 19 — нач. 20 вв. Получило развитие ср. Спец. Ж. О. — с.-х., коммерч., техн. И др. Пед. Образование женщин с нач. 19 в. Осуществлялось в пепиньерских и пед. Классах жен.

Ин-тов ВУИМ. Первые пед. Курсы были созданы Вышнеград-ским в 1863 на базе пед. Класса (созд, в 1860) петерб. Мариинской гимназии. Пед. Классы открывались при министерских, мариинских и частных гимназиях и епархиальных уч-щах [к 1 янв. 1915 в 8-х (пед.) кл. 913 жен. Гимназий обучалось ок. 20 тыс. Девушек]. Создавались жен. Школы и семинарии земствами и частными лицами. Широкой известностью пользовалась частная жен. Учительская школа П. П. Максимовича в Твери (открыта в 1870), а также школы в Самаре, Казани, Петербурге, Костроме. Значит, число женщин получало право учить детей, сдав экзамен на звание домашней учительницы при уч. Округе. В 60- 70-е гг. 19 в. Сложилась система высш. Пед. Ж. О.Высшее Ж. О. Первым кратковрем. Опытом явилось слушание 10 женщинами платных лекций по химии акад.

А. И. Шерера в Петербурге в 1823. В годы обществ, подъёма (1859—61) женщины посещали в качестве вольнослушательниц Петерб. Ун-т, а в 1862—64 — Меди-ко-хирургич. Академию. В 1863 в ответ на запрос МНП большинство ун-тов (за исключением Моск. И Дерптского) высказалось за предоставление женщинам права на высш. Образование. Однако по уставу 1863 доступ женщинам в ун-ты не был разрешён. В 1867 петиция Е. И. Конради о разрешении женщинам посещать ун-т получила одобрение 1-го съезда естествоиспытателей. Прошение св. 400 женщин, поданное ректору Петерб. Ун-та в 1868 по инициативе М. В. Трубниковой, А. П. Философовой и Н. В. Стасовой, получило поддержку. Пр-во разрешило открытие частных курсов по программе муж. Классич. Гимназий (в 1869 — Лубянские в Москве и Аларчины в Петербурге).

В 1870 были открыты Владимирские курсы в Петербурге («публичные лекции для мужчин и женщин» по словесным и естеств. Дисциплинам). В 1872 при поддержке Д. А. Милютина открылись Курсы для образования учёных акушерок, программа к-рых постепенно была расширена до университетской. Тогда же в Москве возникли Высш. Жен. Курсы В. И. Герье, а в 1878 Петерб. Высш. Жен. Курсы, возглавляемые проф. А. Н. Бекетовым (неофиц. Назв. — Бестужевские куисы). Во 2-й пол. 70-х гг. 19 в. Открылись Высш. Жен. Курсы в Казани и Киеве. В 1886 приём на жен. Курсы был повсеместно прекращён и в след, году все они, кроме Бестужевских, были закрыты. В 1897 в Петербурге был открыт жен. Мед. Ин-т, в 1904 принятый на гос. Бюджет. В 1903 — жен. Пед. Ин-т, созданный на основе жен. Пед. Курсов ВУИМ.

С 1900 стали вновь открываться Высш. Жен. Курсы в Москве (1900), Одессе (1903, высш. Пед., с 1906 высшие), Петербурге (1903. Естеств.-научные). В годы Революции 1905—07 женщины были допущены в качестве вольнослушательниц в ун-ты (разрешение вновь отменено в 1908). Высш. Жен. Курсы получили автономию наравне с др. Высш. Уч. Заведениями. В 1905—10 открылись высш. Жен. Курсы в Киеве, Казани, Харькове, Тбилиси, Юрьеве, Новочеркасске, Томске, Варшаве. На курсах возникали новые ф-ты. Юрид., экон., коммерч., физич. Культуры. Создавались спец. Высш. Жен. Курсы — технические и с.-х. Женщины получили доступ в нек-рые общие высш. Уч. Заведения. Петерб. Пси-хоневрологич. Ин-т, юрьевские частные университетские курсы. С 1913/14 уч. Г. Уроженкам Сибири разрешено поступать на мед.

Ф-т Томского ун-та. В 1914 в России было ок. 30 высш. Жен. Уч. Заведений, из них 2 (Петерб. Жен. Мед. Ин-т и жен. Пед. Ин-т) были государственными. В 1911/12 уч. Г. В высш. Жен. Уч. Заведениях обучалось 25 тыс. Женщин.После Окт. Революции в ходе становления новой системы образования значит, внимание уделялось ликвидации неграмотности и малограмотности среди жен. Населения, их проф. Подготовке, в т. Ч. В школах фабзавуча, проф.-тех. Школах и на курсах, обучению женщин в техникумах, на рабфаках, в вузах. Для предоставления женщинам, имеющим детей, возможности посещать вечерние рабфаки, кружки, вводился гибкий график работы яслей, при клубах создавались дет. Комнаты и т. Д.По данным переписи 1926, среди женщин 65,6% составляли неграмотные. В ср.-азиат, республиках уровень грамотности женщин был гораздо более низким.

Среди туркменок грамотные составляли 0,2%, среди киргизок — 0,3%. Учитывая местные бытовые особенности, в Ср. Азии создавались спец. Жен. Уч. Заведения. В школах проводились занятия по рукоделию, ковровоткацкому и портняжному делу. Для девочек, обучавшихся в первых сов. Школах, установлен ряд льгот.С 1929 в техн. Вузах и техникумах бронировались места для девушек, в первую очередь из рабочих и бедняцко-бат-рацких семей (25% мест в хим., текст. И с.-х. Вузах. От 6 до 10%— в прочих индустр. Вузах и 25%— в техникумах). В 1930 предполагалось при комплектовании ШКМ, совхозуча, колхозуча и профшкол обеспечить приём не менее 30- 40% девушек-колхозниц и работниц совхозов.В результате политики всеобщего обя-зат. Обучения, открытия большого числа ср.

Общеобразоват. Профшкол, ср. Спец. И высш. Уч. Заведений уровень Ж. О. В СССР фактически сравнялся с уровнем образования мужчин.В 1989 на 1000 чел. Населения в возрасте 10 лет и старше приходилось 706 женщин с высш. И ср. (полным и неполным) образованием, в т. Ч. С высшим — 94 женщины, со средним — 612 женщин. В СССР создана единая система высш. Пед. Уч. Заведений без разделения на мужские и женские. Для привлечения к пед. Деятельности женщин Казахстана и Киргизии, учитывая исторически сложившиеся особенности народов и местные условия, были созданы (1944, 1952) жен. Пед. Ин-ты. Структура, содержание и методы работы в них не отличались от др. Пед. Ин-тов. В 1988/89 уч. Г. В СССР в составе студентов высш. Уч. Заведений было 54% женщин, в составе учащихся ср.

Спец. Уч. Заведений — 57% женщин.Женское образование в зарубежных странах. После 2-й мировой войны рамки общего ср. Образования женщин расширились. Число девочек, обучающихся в общих ср. Школах Великобритании, Франции, США, Дании, Швеции и нек-рых др. Стран, приблизилось к числу мальчиков — учащихся этих школ (табл. 3). Однако в большинстве развитых заруб, стран девочки из состоят, семей по-прежнему обучаются в платных (чаще закрытых) частных жен. Школах. Спец. Школы для девочек сохранились, напр., в Швеции-т. Н. Муниципальная ср. Школа для девочек, где особое внимание уделяется домоводству, в Швейцарии — высш. Ср. Жен. Школа с включением в программу большого кол-ва «женских«, предметов. Сведения об особенностях Ж. О. В отд. Странах см.

В статьях об этих странах.Лит. О в ц ы и В., Развитие жен. Образования. Ист. Очерк, СПБ, 1887. Лихачева Е., Мат-лы для истории жен. Образования в России, [т. 1—4], СПБ, 1890—1901. С.-Петербургские высш. Жен. Курсы за 25 лет. 1878 — 1903, СПБ, 1903. Жен. Гимназии и прогимназии Мин-ва нар. Просвещения. 1858 — 1905, СПБ, 1905. Уч. Заведения Ведомства учреждений имп. Марии, СПБ, 1906. Скворцов И. В., Прошлое и настоящее С.-Петерб. Жен. Гимназий Ведомства учреждений имп. Марии. 1858 — 1908, СПБ, 1908. Кузьменко Д., Сборник постановлений и распоряжений по жен. Гимназиям и прогимназиям Мин-ва нар. Просвещения за 1870- 1912, M., 19123. Черепнини., Императорское воспитат. Об-во благородных девиц. Ист. Очерк, СПБ, 1914. Марголин Д., Вадемекум по высш. Жен. Образованию. Поли, сборник правил поиема и программ всех высш.

Жен. Общеобразоват. Спец. И проф., правительств., обществ, и частных уч. Заведений в России, К., 1915. Дебле И., Шк. Обучение девочек, Париж, ЮНЕСКО, 1981. Дюпон Б., Одинаковое ли образование получают мальчики и девочки?, Париж, ЮНЕСКО, 1981. Huguenin E., L'edu-cation de la femme, Nchat., 1945. L'acces des femmes al'education, P.-Gen., [1952]..

Значения в других словарях
Женское образование

IИ в древней Греции, и в средние века, особенно в эпоху Возрождения, отдельные женщины выделялись своими знаниями. Но лишь гораздо позже стал занимать мыслителей общий вопрос о воспитании и образовании женщин. Фактически они обучались издавна. В средневековые монастырские или епископские школы девушки, вероятно, допускались наравне с мальчиками. По крайней мере, уже в конце IX в. Епископы стали запрещать священникам учить мальчиков и девочек вместе. Весьма сильным рассадником Ж. О. Были на Запад..

Женевская Школа Генетической Психологии

Направление в исследовании психич. Развития ребенка, созданное Ж. Пиаже и его последователями. Предмет изучения — происхождение и развитие интеллекта у ребенка. Гл. Задача — исследование механизмов познават. Деятельности, к-рые скрыты за внеш. Картиной поведения Для выяснения этих механизмов разработан метод клинич. Беседы, когда изучаются не симптомы, не внеш. Признаки явления, а процессы, к-рые приводят к их возникновению. Работы представителей школы (Пиаже, Б. Инельдер, E Шеминский и др.) пок..

Женские Институты

В России жен. Закрытые ср. Уч. Заведения. Ведут историю от основанного по проекту И. И. Бецкого (при непосредств. Участии императрицы Екатерины II) Об-ва воспитания благородных девиц (Смольного ин-та. 1764) с отделением для девиц мещанского звания (Александровский институт. 1765). Ж. И, создавались как строго сословные (дворянские и мещанские) уч. Заведения, преим. Для сирот и девочек из малообеспеченных семей. Относились к Ведомству учреждений императрицы Марии, За время существования (до 1917)..

Жестокость Детская

Причинение ребёнком страданий людям или животным. В отличие от жестокости взрослых Ж. Д. Не продиктована злыми намерениями. Маленький ребёнок может совершить жестокий поступок — разорить птичье гнездо, ранить товарища во время игры и т. П., не имея сознат. Целью причинение боли и страдания. Он поступает так потому, что не знает свойств предметов и явлений, не представляет себе последствий своего поступка. Не обладая опытом расшифровки выразительных движений (гримасы, плач и т. П.), ребёнок не ос..

Жуков Иннокентий Николаевич

[5(17). 10.1875, рудник Горно-Зерентуй, ныне пос. Гор. Типа (Горный Зерентуй) Читинской обл., — 5.11.1948, Москва], педагог, один из организаторов рус. Скаутского движения. Окончил ист.-филол. Ф-т Петерб. Ун-та (1904). Преподавал географию в ср. Уч. Заведениях Петербурга (1904—11, 1914—17), Читы (1917—21), Москвы (1922—31). В 1922—23 чл. Центр, бюро юных пионеров при ЦК РКСМ.В 1914—17 ответств. Секретарь Всерос. Об-ва содействия мальчикам-разведчикам («Русский скаут»), пропагандировал гуманистич..

Дополнительный поиск Женское Образование Женское Образование

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Женское Образование" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Женское Образование, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ж". Общая длина 19 символа