Жураковский Геннадий Евгеньевич
[23.8(4.9). 1894, Москва, — 10.3.1955, там же], историк педагогики, ч.-к. АПН РСФСР (1945), дер пед. Наук, проф. (1940). Окончил Киевский ун-т (1919). В 1918—20 руководил отделом дет. Домов Губсоцвоса (Киев), в 1919—23 зав. Дет. Домом, преподавал вер. Школе, в 1924—34 вёл науч.-пед. Деятельность в вузах Киева. С 1934 в Москве, сотрудничал в Центр, доме худож. Воспитания детей, ЦНИИ педагогики при ВКИПе (1935- 1937), преподавал в МОПИ (1937—41. 1948—54) и МГПИ им. Потёмкина (1941—48), зав. Отделом заруб, педагогики НИИ теории и истории педагогики (1945—48).Во 2-й пол. 20-х гг. Работал над созданием 3-томного труда по всеобщей истории педагогики (от первобытного об-ва до современности) на основе классового подхода и анализа социально-экон.
Развития общества. Опубликовал только 1-ю ч. — «Очерки по истории педагогики в связи с историей классовой борьбы» (Др. Греция, Рим и эпоха эллинизма, 1926). Выпустил (1940) фундаментальное систематич. Исследование «Очерки по истории античной педагогики» (19632), где использовал многочисл. Источники. Проблемам истории отеч. Школы и педагогики посвятил работы о малоизученных вопросах крестьянского образования в России и материалах Уложенной комиссии (2-й пол. 18 в.), очерки по истории обществ.-пед. Движения в России 60-х гг. 19 в. (просветит, деятельность полтавской интеллигенции и возникновение в Киеве первых воскресных школ). Для творчества Ж. Характерно отражение труда рядовых педагогов. Большое значение он придавал гуманистич.
Идеям Н. И. Пирогова, рассмотрев их на фоне мирового ист.-пед. Процесса.Показал теснейшую связь развития школы и педагогики России и Зап. Европы. Предложил метод и критерии прогресса в истории педагогики, а также способ синхронности изучения материалов по истории заруб, и отеч. Педагогики. Акцентируя самостоят, характер истории педагогики по отношению к истории др. Наук, подчёркивал важность системного подхода. Разработал методику преподавания истории педагогики, в к-рой лекционные занятия концентрировали внимание на узловых темах и сочетались с самостоят, изучением студентами части материала.Подготовил пособие «Настольный атлас по теории и истории педагогики» (не опубл.), учитывающее связь истории педагогики с историей культуры, лит-ры и иск-ва и позволяющие проводить сравнит.-сопоставит, анализ пед.
Явлений (св. 600 таблиц иллюстративного и лит. Материала), и труды. «История пед. Идей в связи с историей нач. И ср. Школы», «Просветит. Деятельность Парижской Коммуны», «Теория и практика худож. Воспитания», материал по истории педагогики средневековья и Возрождения и др.Всесторонне изучая воспитат. Систему А. С. Макаренко, в т. Ч. Уникальные архивные материалы и воспоминания, прокомментировал его принципиальные положения о связи между целями воспитания и др. Пед. Понятиями. Пед. Таланте, мастерстве и технике. Роли эмоционального начала. Соотношении индивидуального и параллельного действия. Значении игры и эстетич. Воспитания. Теорию дет. Коллектива и др. Все эти проблемы рассматривал на примере конкретных ситуаций и дел воспитанников Макаренко.
Исследование Ж., несмотря на незавершённый характер, содержит целостное представление о творчестве Макаренко.Соч. Нек-рые вопросы преподавания истории педагогики, СП, 1943, № 11 — 12. Проблема гуманизма и общего образования в пед. Системе Н. И. Пирогова, ИАПН РСФСР, 1946, в. 5. О развитии истории педагогики как науки и уч. Предмета, СП, 1948, № 5. Пед. Идеи А. С. Макаренко, М., 1963. Из истории просвещения в дореволюц. России. [Сб. Ст.], М., 1978.Лит. Бершадская Д. С., Г. Е. Жураковский, СП, 1975, №2.М. В. Богуславский..
Дополнительный поиск Жураковский Геннадий Евгеньевич
На нашем сайте Вы найдете значение "Жураковский Геннадий Евгеньевич" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Жураковский Геннадий Евгеньевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ж". Общая длина 31 символа