Ямало-ненецкий Автономный Округ
Входит в Рос. Федерацию.Пл. 750,3 тыс. Км2. Нас. 488 тыс. Чел. (1996), в т. Ч. Ненцы (18 тыс.), ханты (6,6 тыс.), селькупы (1,8 тыс.), манси (0,1 тыс.). Центр - Салехард.Первая рус. Туземная школа осн. В 1850 в Обдорске (ныне Салехард). В кон. 19 в. Открыта школа с интернатом. В 60-х гг. В Обдорске действовали 2 частные школы, 2-классное училище и начальные школа. Церк.-приходская и миссионерская с пансионом для детей ненцев, хантов и селькупов. Обучением было охвачено св. 150 учащихся, в т. Ч. Ок. 20 представителей коренного населения. Грамотность коренного населения в нач. 20 в. Составляла ок. 1%.Первую нац. Школу на Ямале открыл в 1921 П. Е. Хатанзеев. В 1928—31 начали работать культбазы в Яр-Сале и Хаммер-Сэдэ для ненцев и селькупов.На основе Единого сев.
Алфавита впервые была разработана (1931) ненецкая и хантыйская письменность (с 1937 на рус. Графике). В 20-х гг. В обучении использовались книги, составленные В. Г. Бого-разом и С. Н. Стебницким. Были изданы буквари для обдорских хантов - «Ханты-книга» Хатанзеева (1931) и для ненцев - «Новое слово» П. Г. Прокофьева (ч. 1—2, 1932—33, в его составлении принял участие первый ненецкий учёный А. П. Пырерка).С 30-х гг. Вводилось всеобщее нач. Обучение. К 1940 действовало 46 школ (св. 4,4 тыс. Учащихся, в т. Ч. Св. 1,8 тыс. - представители коренного населения). В 28 интернатах воспитывалось 950 детей северян. В кон. 30-х гг. Грамотность населения составила св. 60%.Осуществление нач. Всеобуча и ликвидация неграмотности продолжались в 50-х гг. Вводился 7-летний (1956) и 8-летний (1962) всеобуч.
Со 2-й пол. 70-х гг. Поддерживался курс на всеобщее ср. Образование молодёжи. Одна из осн. Трудностей в организации обучения - многонац. Состав учащихся.В 1996 в 265 дошк. Учреждениях насчитывалось 38 тыс. Воспитанников (св. 62% детей соответствующего возраста). Действовало 136 общеобразоват. Школ (св. 86 тыс. Учащихся), в т. Ч. 112 средних (ок. 85 тыс. Учащихся). В 35 школах обучаются гл. Обр. Представители коренных народов Севера (св. 6,5 тыс. Учащихся). С 1-го по 7-й кл. Ими изучаются ненецкий, селькупский, хантыйский (на 2 диалектах) языки. Изданы соотв. Буквари (авт. С. И. Ириков, В. Е. Анофриев и др.). Изучение родного яз. Организовано и для живущих на терр. Округа детей татар, украинцев, молдаван и др. В школах занято 5,8 тыс. Учителей. Педагогов готовят Салехардский пед.
Колледж (1994. Осн. В 1933 как пед. Уч-ще), вузы С.-Петербурга, Новосибирска, Омска, Тюмени и др.Лит. БазановА. Г., Очерки по истории миссионерских школ на Крайнем Севере (Тобольский Север), Л., 1936. Б а з а и о в А. Г., Казанский Н. Г., Школа на Крайнем Севере, Л., 1939. Народы Сибири, М. - Л., 1956. Хомич Л. В., Ненцы, М. - Л., 1966. Новая жизнь народов Севера, М., 1967. Возрожденный Ямал, Тюмень, 1970. Омельчук А. К., Салехард, Свердловск, 1978. Н. И. Меляков..
Дополнительный поиск Ямало-ненецкий Автономный Округ
На нашем сайте Вы найдете значение "Ямало-ненецкий Автономный Округ" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ямало-ненецкий Автономный Округ, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Я". Общая длина 31 символа