Ямб

287

ЯМБ (греч. Ἴαμβος) — в античной метрике трехдольная стопа о двух слогах, из них первый слог краткий, а второй долгий ⌣⌣̅⌣̅. Происхождение названия стопы объясняется различно. По одной версии эта стопа получила название от Ямба, сына нимфы Эхо и бога Пана. По другой — от имени мифической царской служанки Ямби, которая пела опечаленной богине Деметре веселые песни, построенные на энергичном, ямбическом размере. Первоначально в древней Греции ямбическим размером сочинялись только сатирические (ругательные) стихи, почему и поэзия разделялась на два основных рода — героическую и ямбическую. Аристотель считал античный трехдольный Я. Наиболее простым разговорным метром. Я. Писали Архилох, Симонид, Гипполакс Эфесский.2) В общеевропейскую поэзию имитированный Я.

Вошел как двудольная (из двух слогов) стопа с ударением на втором слоге ⌣⌣́. Первое упоминание о Я. В русской литературе мы находим в книге М. Смотрицкого «Грамматика...», изданной в 1619 г. Но как термин поэтики, относящийся к определенному стихотворному размеру, Я. Начал фигурировать в России лишь после теоретических работ В. Тредиаковского. У русских силлабистов нет стихотворений, написанных ямбическим размером. Первые ямбические стихи в России (четырехстопный ямб) принадлежат В. Тредиаковскому (примеры см. В конце статьи реформа Тредиаковского), лишь после этого М. Ломоносов написал свою ямбическую оду на взятие турецкой крепости Хотин.Из ямбических размеров самый излюбленный в русской поэзии — четырехстопный Я.

Можно сказать, что 80—85 процентов всех русских стихов написаны четырехстопным Я. Широчайшая популярность этого размера в нашей поэзии объясняется не столько ритмической емкостью его формы, приноровленной к русской поэтической речи, сколько традицией массового систематического его употребления первыми большими русскими поэтами — М. Ломоносовым, В. Петровым, Г. Державиным, а затем Е. Баратынским, А. Пушкиным. В 18 и начале 19 вв. Популярен был шестистопный ямб с его торжественным плавным ритмом. Пятистопный Я. Менее принят в русской лирике, зато он стал каноническим размером (без рифм) для театрального стиха (исключения — трагикомедия «Горе от ума» А. Грибоедова и драма «Маскарад» М. Лермонтова, написанные вольным стихом).

Пятистопный Я. Применяется в стихотворениях твердой строфико-композиционной формы, как, например, сонет, октава и др. Относительно редко встречается трехстопный Я. (главным образом у поэтов первой трети 19 в.). В стиховедческой литературе наиболее разработана теория четырехстопного Я. (исследования А. Белого, Б. Томашевского, Г. Шенгели).Одностопных и двустопных Я. Нет, ритмологически они невозможны. Иллюзия одностопности или двустопности создается укороченной системой рифмовки. Так, например, В. Брюсов ошибочно считал одностопными ямбами свои амфибрахические строки:И ночи — короче, и тени — светлей,Щебечет, лепечет весенний ручей...Это произошло, вероятно, потому, что если записать эти стихи раздельными строками по признакам рифм, то зрительно получится:И ночи —короче,и тени —светлей,Щебечет,лепечетвесеннийручей.Трехстопный Я.

Фактически является четырехкратным четырехдольником вторым:╔ По | слу´.

Значения в других словарях
Эхо-рифма

Э´. ..

Юмореска

ЮМОРЕ´. ..

Ямбо-хорей

ЯМБО-ХОРЕ´. ..

Дополнительный поиск Ямб Ямб

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ямб" в словаре Поэтический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ямб, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Я". Общая длина 3 символа