Боровой Алексей Алексеевич

71

(30.10.1875, Москва - 21.11.1935, Владимир). Анархист. Из дворян, сын генерала. Окончив юридический факультет Московского университета, остался преподавать в нем приват-доцент. Круг интересов Б. Включал в себя историю, философию, политэкономию, педагогику, музыку, литературу. Со студенческих лет интересовался марксизмом, к которому всю жизнь относился с большим уважением, затем философией Ф. Ницше. Осенью 1904 самостоятельно, без чьего-либо личного или литературного влияния ("Никто меня анархизму не учил, не убеждал, не заражал") Б. Пришел к учению анархизма. "Неожиданно, из каких-то неведомых глубин, во мне родилась разом огромная, оформленная, просветляющая, единая мысль. С необыкновенной отчетливостью, побеждающей убедительностью во мне проснулось чувство нового для меня мироощущения.

Со скамьи Люксембургского сада (в Париже - А. Д.) я встал просветленным, страстным, непримиримым анархистом, каким остаюсь и по сию пору" (Из неопубликованных воспоминаний). Анархизм Б. Всегда принадлежал к индивидуалистическому направлению впрочем, он никогда не разделял крайностей индивидуализма в духе философских систем М. Штирнера, Ницше и др., всегда оставаясь вне строгих рамок течений и направлений. Но несомненно, что в лице Б. Анархизм приобрел "оригинального, романтического и чуждого всякого догматизма приверженца" (А. Цовма), великолепного писателя, чьи "блестящая образность, смелая фантастика его стиля и речи скорее обличают в нем поэта, художника слова, чем теоретика в обычном понимании" (Н. Отверженный).

Вернувшись в Россию после 2 лет пребывания в научной командировке в Западной Европе, с 1905 преподал политэкономию на юридическом факультете Московского университета. В апреле 1906 впервые в России выступил с легальной лекцией по анархизму "Общественные идеалы современного человечества. Либерализм. Социализм. Анархизм", имевшей большой успех в кругах интеллигенции (опубликована отдельным изданием в том же году). Для раннего Б. Характерен своеобразный синтез марксистской социологии с философией индивидуализма, близкой Штирнеру. Б. Рассматривал историю Нового времени как последовательность сменявших друг друга общественных систем, связанных со все большей степенью личной свободы человека. На смену сословно-феодальному абсолютизму пришел буржуазный строй с демократическими свободами (на деле, впрочем, существующими для немногочисленных собственников средств производства), развитием техники и науки.

На смену ему неизбежно придет государственный социализм, который будет сопровождаться революционным уничтожением эксплуататорских, имущих классов, огосударствлением всей хозяйственной и общественной жизни, решением таких социальных проблем, как бедность, безработица и т.п. Но одновременно этот строй сохранит духовное закрепощение человека "всеобъемлющей властью социалистического шовинизма". Как венец развития человечества, на смену социализму придет общество ничем не ограниченной индивидуальной свободы личности - Анархия. Единственной последовательной анархической системой Б. Считал индивидуалистический анархизм. Анархический коммунизм для него - строй, которому присуще внутреннее противоречие между личностью и обществом, коллективом, организацией, отрицание абсолютной свободы индивида.

Иногда Б. Даже заявлял, что коммунизм и анархизм - взаимоисключающие понятия. Главной своей задачей в качестве анархического теоретика Б. Считал разработку научной теории анархизма, в частности, решение проблемы совместимости абсолютной свободы индивида и интересов общества в целом ( эффективный вариант такого решения он видел в максимальном развитии науки и техники, что должно привести к изобилию материальных благ). С 1906 Б. Выступал в разных городах России с лекциями по анархизму, принимавшими характер открытой революционной агитации участвовал в создании и деятельности издательства "Логос", явочным порядком выпускавшего анархическую литературу (в т. Ч. Собрание сочинений М. А. Бакунина, переводы европейских авторов) в 1907 участвовал в сборнике "Индивидуалист" (подборка статей интеллигентов анархо-индивидуалистов).

В революционном движении Б. Не участвовал, русские анархо-коммунисты и синдикалисты рассматривали его как "псевдо-анархиста", сторонника (на деле) парламентаризма в духе социал-демократии, подвергали его критике за антикоммунизм и индивидуалистические теории ("ницшеанское словоблудие", по выражению В. И. Забрежнева в докладе "Проповедники индивидуалистического анархизма в России" на Международном анархическом конгрессе в 1907). Постепенно Б. Менял свои идейные позиции. 7.7.1907 на лекции в Москве он говорил о приверженности революционному синдикализму, отрицавшему парламентаризм и направленному на переустройство общества путем социальной революции. За эту лекцию он отбыл месяц тюремного заключения. В конце 1910 привлечен к суду за руководство издательством "Логос", из-за угрозы ареста эмигрировал во Францию, где изучал практику французского синдикалистского движения, представленного Всеобщей конфедерацией труда.

Результатом исследований стала книга Б. "Революционное творчество и парламент" (1917). В этой работе, написанной под впечатлением от размаха и практических достижений французского рабочего анархического движения, Б. Начал коренной пересмотр своего индивидуализма. Читал в Русском народном университете и в Свободном колледже социальных наук (основанном французскими анархистами) курсы лекций. "Революционный синдикализм", " Класс и партия", "Анархизм как свободное творчество". Центральной идеей анархического учения Б. В тот период являлся "идеал Анархии как безграничного развития человека и его возможностей" к "классическому" анархо-коммунизму он по-прежнему относился весьма критически. После манифеста об амнистии за политические преступления (1913) Б.

Вернулся в Москву, сотрудничал в журналах "Новь" и "Утро России". После Февральской революции 1917 вновь активно включился в анархическое движение. Один из организаторов синдикалистской Федерации союзов работников умственного труда (11.4.1917), редактор ее журнала "Клич" Федерация объединяла представителей интеллигентских профессий (учителя, врачи и др.) и действовала до осени 1917, распространив свое влияние на некоторые провинциальные города России. В мае 1917 восстановился в Московском университете в звании приват-доцента, читал курс лекций "Новейшие тенденции капитализма и рабочий вопрос". Позже преподавал в Социалистической академии (осень 1918, курс " Политическая психология современных европейских народов"), 1-м МГУ (1918-21, курсы "История социализма", "История рабочего движения"), ВХУТЕМАСе (1921-22, курс "История социалистического быта").

С 1919 профессор факультета общественных наук 2-го МГУ. В 1917 - 1918 издал ряд своих работ (важнейшая - "Анархия", 1918), написанных в духе анархо-индивидуализма. Отрицая всякую власть и принуждение, Б. Подчеркивал, что "для анархизма никогда, ни при каких условиях, не наступит гармония между началом личным и общественным. Их антиномия - неизбежна. Но она - стимул непрерывного развития и совершенствования личности, отрицания всех конечных идеалов". Тем самым реализация анархического идеала отодвигалась в неопределенное будущее. "Ни один общественный идеал, с точки зрения анархизма, не может быть назван абсолютным в том смысле, что он венец человеческой мудрости, конец социально-этических исканий человека.

Конструирование "конечных" идеалов - антиномично духу анархизма". С 23.4.1918 Б. Соредактор анархического ежедневника "Жизнь", основанного группой старых анархистов-интеллигентов (Д. И. Новомирский, И. С. Гроссман-Рощин и др.). Газета выступала с позиций критической поддержки советской власти, считая ее исторически неизбежной, и призывала интеллигенцию работать в советских учреждениях (несмотря на такую позицию, издание закрыто после вооруженного выступления левых с.-р. 6.7.1918 на 59-м номере). В мае 1918 вместе с П. А. Аршиновым, Гроссманом-Рощиным и Забрежневым Б. Выступил инициатором создания "Союза идейной пропаганды анархизма", к лету 1919 остался фактически его единственным лидером. Союз существовал до 1921-22, регулярно устраивал лекции по истории и теории анархизма, выпускал труды классиков анархической мысли.

Мировоззрение Б. В этот период эволюционировало от индивидуалистического к более "классическому" анархизму в социалистическом духе (Б. Определял его как "анархо- гуманизм"). Б. Признавал возможным примирение общественных и личных интересов на почве коллективизма. Несмотря на определенную отстраненность от активной политической деятельности, он имел высокий авторитет среди левосоциалистически настроенной интеллигенции (особенно среди московских студентов). В 1921, воспользовавшись попыткой студентов Коммунистического университета организовать открытый диспут "Анархизм против марксизма" [основными докладчиками намечались Б. И член ЦК РКП(б) Н. И. Бухарин, но диспут был запрещен], власти изгнали Б. Из университета, а осенью 1922 Главный ученый совет МГУ лишил его звания профессора и запретил заниматься педагогической и преподавательской работой (с этого времени Б.

Работал экономистом-консультантом Московской товарной биржи). Несмотря на такое давление, общественная деятельность Б. Продолжалась. С 1921 он входил в историческую секцию Московского дома печати, в Научную секцию Всероссийского общественного комитета по увековечиванию памяти П. А. Кропоткина (ВОК) (был ее секретарем), с 1922 работал в московском филиале издательства "Голос труда". Продолжал выступать с лекциями в Музее П. А. Кропоткина, писал статьи для разных сборников, редактировал издания ВОК. В апреле 1925, после выхода из ВОК большой группы анархистов во главе с А. М. Атабекяном, Б. Избран товарищем (заместителем) председателя комитета. Усиление влияния "анархо-мистиков" в Музее П. А. Кропоткина и ВОК (при негласной поддержке властей) вынудило Б.

Организовать в конце 1927 открытый диспут с их лидером А. А. Солоновичем (где Б., по свидетельству очевидцев, убедительно показал социальную реакционность учения "мистического анархизма"), а затем сплотить вокруг себя группу анархистов, выступившую против "мистиков" с позиций атеизма и "классического" революционного анархизма. Б. Противостоял как попыткам деидеологизировать учение Кропоткина, так и подмене анархизма эзотерическими учениями Солоновича. Потерпев поражение в этой борьбе, в которой "мистики" пользовались полной поддержкой антианархического большинства Исполнительного бюро ВОК, Б. И его сторонники вышли из комитета, выпустив обращение "К анархистам!" (25.3.1928). В мае 1929 Б. Арестован ОГПУ в числе нескольких старых московских анархистов, обвиненных в активной работе по созданию в Москве нелегальных анархических групп, в распространении антисоветской литературы, в связях с анархической эмиграцией.

12.7.1929 Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило Б. К ссылке в Вятку, где он работал заведующим плановым отделом. В 1933 освобожден и, в связи с запретом жить в крупных городах СССР, поселился во Владимире работал бухгалтером. После смерти Б. Остался обширный личный архив (хранится отдельным фондом в РГАЛИ), включающий неоконченные воспоминания, неопубликованные работы по философии, истории, анархизму, книгу о Ф. М. Достоевском, а также обширную переписку с А. Белым, А. А. Блоком, В. Я. Брюсовым, Б. Л. Пастернаком, А. В. Чаяновым и многими другими деятелями искусства и науки. А. Д..

Значения в других словарях
Боровой Алексей Алексеевич

Боровой, Алексей Алексеевич, - экономист, родился в 1876 г. В 1898 г. Окончил Московский университет, в 1903 - 1905 годах был в заграничной командировке, состоял приват-доцентом Московского университета и читал лекции в "Народном университете". В 1911 г. Вышел из состава преподавателей Московского университета после увольнения правления последнего. Боровой напечатал. "Общественные идеалы современного человечества" (М., 1906). "Революционное миросозерцание" (М., 1907). "Популярный курс политическ..

Боровой Алексей Алексеевич

Боровой, Алексей Алексеевич, - экономист, родился в 1876 г. В 1898 г. Окончил Московский университет, в 1903 - 1905 годах был в заграничной командировке, состоял приват-доцентом Московского университета и читал лекции в "Народном университете". В 1911 г. Вышел из состава преподавателей Московского университета после увольнения правления последнего. Боровой напечатал. "Общественные идеалы современного человечества" (М., 1906). "Революционное миросозерцание" (М., 1907). "Популярный курс политическ..

Боровиков Иван Федорович

(1897 - не ранее декабря 1941). Член ПЛСР. В конце 1921 жил в Псковской губернии и находился на учете в военкомате. В начале 1940-х гг. Работал поваром. 8.7.1941 арестован. 15.12.1941 приговорен к 10 годам лишения свободы. Дальнейшая судьба неизвестна. НИПЦ «Мемориал», М. Л., Т. С.. ..

Боровиков Федор Федорович

(1889 - ?). Член ПЛСР. Крестьянин. Образование «низшее». В конце 1921 жил в Псковской губернии, занимался сельским хозяйством. Местными чекистами характеризовался как «рядовой» и «пассивный» партийный работник. Позже (даты неизвестны) жил в Кузнецком районе и работал кладовщиком колхоза «14 Октября». Был арестован, Новосибирским облсудом по ст. 58-10 ч. 2, приговорен к высшей мере наказания. Спецколлегией Верховного суда СССР расстрел заменен 10 годами лишения свободы с поражением в правах на 5 ..

Боровой Давид Яковлевич

(. - ?). Сионист-социалист. В октябре 1923 находился во Владимире. Дальнейшая судьба неизвестна.. ..

Боровский Федор

(. - ?). Социал-демократ. В 1921 был в заключении в Бутырской тюрьме, 17.11.1921освобожден. Дальнейшая судьба неизвестна. И.З.. ..

Дополнительный поиск Боровой Алексей Алексеевич Боровой Алексей Алексеевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Боровой Алексей Алексеевич" в словаре Политический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Боровой Алексей Алексеевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 26 символа