Моисей

81

(извлеченный или спасенный из воды) (Исх.2:10 и ·др.) - вождь и законодатель народа Еврейского, пророк и первый священный бытописатель. Он родился в Египте за 1574 или за 1576 лет до ·Р.Х. И был сын Амрама и Иохаведы. Когда родился, мать его, Иохаведа, несколько времени скрывала его от общего избиения, по приказанию Фараона, еврейских младенцев мужского пола. Но когда скрывать долее не было возможности, она вынесла его на реку и положила в корзине из тростника и осмоленной асфальтом и смолою у берега реки Нила в тростник, при чем сестра Моисея вдали наблюдала что с ним будет. Дочь Фараона царя Египетского вышла на реку мыться, и здесь увидала корзину, услыхала плач ребенка, сжалилась над ним и решилась сохранить жизнь его.

Таким образом взятый от воды, он, по предложению сестры Моисея, был отдан на воспитание своей матери. Когда же младенец подрос, мать представила его дочери Фараоновой, и он был у нее вместо сына, а находясь в царском дворце был научен всей Египетской премудрости (Исх.2:1 ,10, Деян.7:19 ,24). По свидетельству Флавия, он был сделан даже начальствующим над Египетским войском против Ефиоплян, вторгнувшихся в Египет до самого Мемфиса, и с успехом поразил их (·Древ., ·кн.II, ·гл. 10). Несмотря однако же на выгодное свое положение при Фараоне, , по слову апостола, "лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели имеет, временное греховное наслаждение и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища" (Евр.11:24 ,26).

Ему исполнилось уже 40 лет, и вот однажды пришло ему на сердце посетить братьев своих, сынов Израилевых. Тут увидел он тяжкие работы их и как много терпят евреи от египтян. Случилось однажды ему вступиться за еврея, которого бил египтянин и в пылу схватки убил его, при чем кроме обиженного еврея никого не было. На другой день он увидал ссорящихся между собою двух евреев и стал убеждать их, как братьев, жить в согласии. Но обижавший ближнего оттолкнул его. Кто тебя поставил начальником и судьею над нами. Сказал он. Не хочешь ли ты убить и меня, как вчера убил Египтянина. (Деян.7:23 ,28). Услыхав это, из опасения, что слух о сем может дойти до Фараона, бежал в землю Мадиамскую. В доме Мадиамского священника Иофора он вступил в супружество с его дочерью Сепфорою и провел здесь 40 лет.

Пася стадо своего тестя, он прошел с стадом далеко в пустыню и пришел к горе Божией Хориву (Исх.3:1 ). Он увидел здесь необыкновенное явление, именно. Терновый куст весь в пламени, горит и не сгорает. Приблизившись к кустарнику, он услыхал голос Господа из средины куста, повелевавший ему снять обувь с ног своих, так как место, на котором он стоял, есть земля святая. Поспешно снял обувь и от страха закрыл лицо свое. Затем ему дано было повеление Божие идти к Фараону для освобождения Израильтян. Страшась своего недостоинства и представляя различные затруднения, несколько раз отрекался от сего великого посольства, но Господь обнадежил его Своим присутствием и Своею помощью, открыл ему Свое имя. Сущий (Иегова) и в удостоверение Своего могущества обратил жезл бывший в руках Моисея в змия и змия снова обратил в жезл.

Затем по повелению Божию положил руку свою к себе в пазуху, и рука побелела от проказы как снег. По новому повелению снова положил руку в пазуху, вынул ее, и она была здорова. В помощника же Моисею Господь указал брата его Аарона. Тогда беспрекословно повиновался призванию Господа. Вместе с братом своим Аароном он предстал пред лицо Фараона, царя Египетского, и от имени Иеговы они просили его отпустить Евреев из Египта на три дня для принесения жертв в пустыне. Фараон, как и предсказал Моисею Господь, отказал им в этом. Тогда Господь поразил Египтян страшными казнями, из коих последнею было избиение Ангелом в одну ночь всех первенцев Египетских. Эта страшная казнь сломила наконец упорство Фараона. Он дозволил Евреям выйти из Египта в пустыню на три дня на молитву и взять свой скот и мелкий и крупный.

"И понуждали Египтяне народ, чтоб скорее выслать его из земли той. Ибо, говорили они, мы все помрем". Евреи, совершив в последнюю ночь, по повелению Божию Пасху, вышли из Египта в числе 600,000 мужей со всем имуществом, причем, несмотря на всю поспешность, они не забыли взять с собою кости Иосифа и некоторых других патриархов, как завещано было Иосифом. Сам Бог показывал куда направлять им путь свой. Он шел пред ними днем в столпе облачном, а ночью в столпе огненном, освещая путь их (Исх.13:21 ,22). Фараон и Египтяне вскоре раскаялись, что отпустили Евреев и пустились с войском догонять их, и вот уже приближались к их стану у Чермного моря. Тогда Господь повелел Моисею взять жезл свой и разделить море так, чтобы сыны Израилевы могли пройдти среди моря по суше.

Поступил согласно с повелением Божиим, и море разделилось и открылось сухое дно. Сыны Израилевы пошли среди моря по суше, так что воды были им стеною с правой и левой стороны. Египтяне последовали за ними в средину моря, но приведенные Богом в смятение бросились бежать назад. Тогда , по выходе уже Израильтян на берег, снова простер свою руку на море и воды возвратились снова в свое место и покрыли Фараона со всем войском, и колесницы и всадников его. Не осталось ни одного из них, чтобы сказать в Египте об этой страшной гибели. На берегу моря и весь народ торжественно воспели благодарственную песнь Богу. "Пою Господу, ибо Он высоко превознесся, коня и всадника ввергнул в море, а Мариам и все женщины, ударяя в тимпаны, пели.

Пойте Господу, ибо высоко превознесся Он (Исх.14:5 ,21). Повел Евреев в землю Обетованную пустынею Аравийскою. Три дня шли они пустынею Сур и не находили воды кроме горькой (Мерры). Бог усладил эту воду, повелев Моисею вложить в нее указанное Им дерево. В пустыне Син, вследствие народного ропота на недостаток пропитания и требования ими мясной пищи, Бог послал им множество перепелов и с сего времени и во все последующие сорок лет ежедневно посылал им с неба манну. В Рефидиме, вследствие недостатка воды и ропота народа, по повелению Божию извел воду из скалы горы Хорива, ударив в нее своим жезлом. Здесь Амалекитяне сделали было нападение на Евреев, но были побеждены при молитве Моисея, который во все продолжение битвы молился на горе, воздевая свои руки к Богу (Исх.17:11 ,12).

В третий месяц по исходе из Египта, Евреи подошли наконец к подошве горы Синай и расположились станом против горы. На третий день по повелению Божию народ поставлен был Моисеем около горы, в некотором расстоянии от нее, с строгим запрещением не подступать к ней ближе известной черты. Утром на третий день раздались удары грома, стала сверкать молния, раздался сильный трубный звук, гора Синай вся дымилась, потому что Господь в огне сошел на нее и дым восходил от нее, как дым от печи. Так ознаменовалось присутствие Божие на Синае. И в это-то время Господь в слух всего народа изрек десять заповедей Закона Божия. Затем взошел на гору, принял от Господа законы относительно церковного и гражданского благоустройства, и когда сошел с горы, сообщил все это народу и все написал в книгу.

Затем по окроплении народа кровью и прочтении книги Завета снова по повелению Божию взошел на гору, и провел там сорок дней и сорок ночей и получил подробные наставления от Бога о сооружении Скинии и жертвенника и обо всем что касается богослужения, в заключение же две каменные скрижали с начертанием на них десяти заповедей (·Исх. 19, 20, 24, Исх.31:18 ). По возвращении с горы, увидал что народ, предоставленный самому себе, впал в страшное преступление идолослужения пред золотым тельцом, боготворимым в Египте. В пылу негодования он бросил скрижали из рук своих и разбил их, а золотого тельца сжег на огне и пепел рассыпал по воде, которую дал пить. Кроме того, по повелению Моисея, пало в тот день от меча сынов Левииных три тысячи человек, главнейших виновников преступления.

После сего поспешил опять на гору умолить Господа простить народу его беззакония, и снова пробыл там сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил, и Господь преклонился на милость. Возбужденный этою милостью, имел дерзновение просить Бога высочайшим образом явить ему славу Свою. И вот еще раз было велено ему взойти на гору с приготовленными скрижалями, я он снова провел там 40 дней в посте. В это время Господь сошел в облаке и проходил пред ним Своею славою. В благоговении пал на землю. Отсвет славы Божией отразился на лице его, и когда он сошел с горы, народ не мог смотреть на него. Почему он носил покрывало на своем лице, которое снимал, когда являлся пред Господом. Через полгода после сего сооружена была Скиния и освящена со всеми ее принадлежностями священным елеем.

Для служения в Скинии назначен был Аарон с своими сыновьями, а вскоре на помощь им отделено было и все колено Левиино (Исх.35:4 ,35, Лев.8:9 ). Наконец в двадцатый день второго месяца второго года облако поднялось от Скинии и Евреи двинулись в дальнейший путь, пробыв при горе Синае около года (Чис.9:5 , Чис.10:11 ,12). Дальнейшее странствование их сопровождалось многочисленными искушениями, ропотом, малодушием и гибелью народа, но вместе с тем оно представляло непрерывный ряд чудес и милосердия Господа к Своему избранному народу. Так например в пустыне Фаран народ роптал на недостаток мяса, рыбы. "ныне душа наша изнывает. Ничего нет, только манна в глазах наших" с упреком Моисею говорили они. В наказание за это часть стана была истреблена посланным от Бога огнем.

Но это мало вразумило недовольных. Вскоре они стали пренебрегать манною и требовали себе мясной пищи. Тогда Господь воздвиг сильный ветер, который принес от моря перепелов в громадном количестве. Народ бросился с жадностью собирать перепелов, собирал их день и ночь и ел до пресыщения. Но эта прихоть и пресыщение были причиною смерти многих из них, и место, где погибло от страшной язвы множество народа, было прозвано гробами похотения, или прихоти. В следующем стане испытал неприятность от самих родных своих, Аарона и Мариами, но Бог превознес его, как верного своего служителя во всем Дому Его (·Чис. 12). Продолжая далее свой путь, Евреи приблизились к земле Обетованной и скоро могли бы овладеть ею, если бы тому не воспрепятствовало неверие их и малодушие.

В пустыне Фаран, в Кадесе, произошел самый возмутительный ропот, когда от 12 соглядатаев, посланных осмотреть землю Обетованную, Евреи услыхали о великой силе, великом росте жителей той земли и укрепленных городах ее. При этом возмущении они хотели побить камнями даже самого Моисея и Аарона с двумя из соглядатаев и выбрать себе нового вождя для возвращения в Египет. Тогда Господь осудил их за это на 40-летнее странствование, так что все они свыше 20 лет должны были умереть в пустыне, кроме Иисуса Навина и Халева (Чис.13:14 ). Затем следовало новое возмущение Корея, Дафана и Авирона против самого Моисея и Аарона, наказанное от Господа страшными казнями, и священство снова утверждено за домом Аарона (·Чис.

16, Чис.17:1 ,11). Тридцать слишком лет странствовали Евреи по пустыне и почти все вышедшие из Египта умерли. С наступлением сорокового года по выходе из Египта, они являются в Кадесе, в пустыне Син на границе земли Идумейской. Здесь по недостатку воды народ снова возроптал на Моисея и Аарона, которые обратились с молитвою к Господу. Господь внял молитве и приказал Моисею и Аарону собрать общество и с жезлом в руках приказать скале дать воду. Ударил в скалу жезлом дважды, и потекло много воды. Но так как в этом случае , как бы не доверяя одному своему слову, ударив жезлом поступил вопреки воле Божией, то за сие он и Аарон осуждены были умереть вне земли Обетованной (Чис.20:1 ,12) В дальнейшем пути у горы Ор скончался Аарон, предварительно передавши первосвященство сыну своему, Елеазару (Чис.20:22 ,29).

В конце странствования народ снова стал малодушествовать и роптать. В наказание за это Бог послал на него ядовитых змей, и когда они раскаялись, повелел Моисею воздвигнуть медного змия на древе для их уврачевания (Чис.21:4 ,9, Иоан.3:14 ,15). Приблизившись к пределам Амморейским, Евреи поразили Сигона, царя Амморейского, и Ога царя Васанского и, заняв земли их, поставили свой стан против Иерихона. За любодеяние с дочерями Моава и идолопоклонство, в которое Евреи были вовлечены Моавитянами и Мадианитянами, из них погибло 24,000 ·чел., а другие были повешены по повелению Божию. Наконец, так как и сам , подобно Аарону, не удостоен был войти в землю Обетованную, то он просил Господа указать ему достойного преемника, почему и указан ему преемник в лице Иисуса Навина, на которого пред Елеазаром священником и пред всем обществом он возложил руки свои (Чис.28:22 ,23).

Таким образом передал ему пред всем Израилем свое звание, сделал распоряжение о владении и разделении земли Обетованной, повторил народу данные Богом в разные времена законы, внушивши свято хранить их и трогательно напомнив им при этом о многоразличных благодеяниях Божиих в течение сорокалетнего их странствования. Все свои увещания, повторенный закон и окончательные свои распоряжения он вписал в книгу и отдал ее священникам для хранения при Ковчеге Завета, вменив в обязанность каждый седьмой год прочитывать ее народу в праздник Кущей. В последний раз, будучи призван пред Скинию, вместе с преемником своим, он получил откровение от Бога о будущей неблагодарности народа и передал ему это в обличительной и назидательной песни.

Наконец, воззванный на гору Нево на вершину Фасги, что против Иерихона, увидав издали показанную ему Господом землю Обетованную, умер на горе 120 лет от роду. Тело его погребено в долине близь Веффегора, но никто не знает, места погребения его даже до сего дня, говорит бытописатель (Втор.34:6 ). Народ почтил кончину его тридцатидневным плачем. ·св. Церковь совершает память пророка и Боговидца Моисея в 4-й день сентября. В ·кн. Второзакония, по смерти его, в пророческом духе о нем говорится (может быть, это слово преемника Моисеева, Иисуса Навина). "И не было более у Израиля пророка, как , которого Господь знал лицом к лицу" (Втор.34:10 ). У ·пр. Исаии говорится, что народ Божий спустя столетия во дни своих бедствий с благоговением вспоминал пред Богом о временах Моисея, когда Господь его рукою спасал Израиля (Ис.63:11 ,13).

Как вождь, законодатель и пророк, во все времена жил в памяти народа. Память его в самые позднейшие времена всегда благословлялась, никогда не умирая в народе Израильском (·Сир.45:1,6). В ·Н.З. , как великий законодатель, и Илия, как представитель пророков, являются беседующими во славе с Господом на горе Преображения (Мат.17:1 ,3, Лук.9:30 ,31). Великое имя Моисея ее может терять своего важного значения и для всех Христиан и для всего просвещенного мира. Он живет среди нас в своих священных книгах, он был первым Боговдохновенным писателем..

Значения в других словарях
Моисей

(древнеевр. Моше́) согласно библейским преданиям, предводитель израильских племён (13 в. До н. Э.?). Легенда повествует. М. Был чудом спасён в детстве, воспитан дочерью египетского фараона, потом вынужден был бежать из Египта, женился на арабке. Призванный богом Яхве спасти израильские племена из фараоновского рабства, М. Вывел их из Египта сквозь расступившиеся воды «Чермного» (Красного) моря. Яхве запретил возроптавшим в пустыне израильтянам и с ними М. Вступить в «землю обетованную» (Палестин..

Моисей

МОИСЕЙ - в Библии предводитель израильских племен, призванный богом Яхве вывести израильтян из фараоновского рабства сквозь расступившиеся воды "Чермного" (Красного) м. На горе Синай Бог дал Моисею скрижали с "10 заповедями". У иудеев, христиан и мусульман Моисей - пророк.. ..

Моисей

МОИСЕЙ, в преданиях иудаизма первый пророк Яхве, учащий еврейские племена его религии. С Моисеем как вождем этих племен Библия связывает их исход из Египта в Ханаан (Палестину), в ходе которого реализуется "союз" ("завет") между Яхве и его народом. Вместе с Аароном, служащим косноязычному Моисею толмачом, ему удается вывести народ> из египетского плена, и на третий месяц по исходе Моисей получает на Синайской горе от Яхве десять заповедей (декалог>), регулирующих поведение человека перед Богом. ..

Моисей

Великий освободитель и законодатель еврейского народа, живший в конце XVI и начале XV вв. До Р. Хр. Свое имя (по-евр. Моше) он (по объяснению Исх. II, 10) получил от спасшей и воспитавшей его египетской принцессы, дочери фараона. Оно значит "взятый из воды". Египтология, впрочем, не имеет возможности точно установить происхождение этого имени и колеблется между "мо" (вода) и "удше" (спасенный) или му ши (взят из воды) и египетским месу — дитя, сын. То и другое производство вполне соответствует д..

Моисей

МОИСЕЙ со скрижалями Завета. Картина 15 в.(13 в. До н.э.?), в еврейской Библии, пророк, который вывел израильтян из Египта, где они пребывали в рабстве. Через Моисея Бог сообщил свой Закон, содержащий условия союза-завета Бога с Израилем, заключенного на горе Синай. Моисей - ключевая фигура в книгах Исхода, Левита, Чисел и Второзакония. Часто в нем видят основателя иудаизма как религиозной системы. Имя "Моисей" (евр. Моше), очевидно, египетского происхождения и означает "дитя". Древнеегипетские ..

Моисей

Взятый от воды. Мосей. Моисейка, Мося, Мосейка, Мосяка, Моня, Монюка, Муля, Муня, Муся. ..

Моисей

В Библии предводитель израильских племен, призванный богом Яхве вывести израильтян из фараоновского рабства сквозь расступившиеся воды "Чермного" (Красного) м. На горе Синай Бог дал Моисею скрижали с "10 заповедями". У иудеев, христиан и мусульман Моисей - пророк.. ..

Моисей

Проповедн., игум. Киев. Выдубиц. М-ря (1197—1200).{Венгеров} Моисейпереводч. XVIII в., иеромон., учит. Моск. Дух. Акад.{Венгеров} Моисейдуховный писатель (Севск) 1881—83 гг., архимандр.{Венгеров} Моисейархеограф, архимандр., настоят. Оптин. Пустыни, † 16 июня 1862.{Венгеров} Моисей(в миру Меркурий) — духовник царя Михаила Феодоровича, 7-й архиеп. Рязанский и муромский, † в Троицко-Сергиевской лавре 15 февр. 1651 г.{Половцов} Моисей(в миру Митрофан) — архиеп. Новгород (с 1325—1362), † 25 янв..

Моисей

— в Библии предводитель израильских племен, призванный богом Яхве вывести израильтян из фараоновского рабства сквозь расступившиеся воды Красного моря. На горе Синай бог дал М. Скрижали с десятью заповедями. У иудаистов, мусульман и христиан — пророк. Выступает как законодатель.. ..

Моисей

Моисей (предположительно от египетского) означает. Извлеченный из воды. В Библии Моисей - брат Дарена и Мариам, вождь, законодатель и творец религии иудеев, которому приписывается авторство пяти книг (Пятикнижия) , Ветхого завета и множество чудес во время исхода иудеев из Египта. Характер в раннем детстве спокойный, мальчик не доставляет хлопот ни родным, ни учителям. Он окружен друзьями, в школе учится хорошо, занимается музыкой, много читает. Моисеи часто рождаются в большой семье и растут не..

Моисей

Легендарный пророк и законодатель, к-рому иудейская и христ. Традиция приписывает авторство Пятикнижия. По преданию, М. Родился в Египте и, спасенный дочерью фараона от грозившей всем младенцам израильтян гибели, был воспитан при дворе. Впоследствии М., согласно легенде, получив откровение от бога Яхве, стал предводителем уведенных в Египет и порабощенных израильских племен и вывел их из Египта в Синайскую пустыню. Цикл легенд о М., восходящий ко 2-му тыс. До н. Э., содержит ряд реальных историч..

Моисей

Моисей (евр. Моше, "выводящий", "извлекающий"), величайший из пророков, к-рому Господь повелел вывести израильтян из Египта и при посредстве к-рого был заключен Синайский завет и дарованы заповеди Торы. I. Имя "М." было наречено ему матерью Иохевед (в Синод. Пер. - Иохаведа, Исх 2:7-10. 6:20), к-рая, согл. Иуд. Преданию, была пророчицей и дала сыну имя, к-рое указывало на его будущее призвание. Имя "М." объясняется в самом Свящ. Писании исходя из значения др.-евр. Корня слова маша - "вытягивать"..

Мозер

(Втор.10:6 , Чис.23:30 ) (узы, оковы) - один из станов Евреев во время их путешествия по пустыне Аравийской, как думают находившийся недалеко от горы Ор, где последовала кончина Аарона. Местность эта доныне у Арабов называется гора Гаруна, ·т.е. Гора Аарона.. ..

Моисеево Пятикнижие, Или Закон

Состоит из пяти книг, написанных пророком и Боговидцем Моисеем. Книги эти суть следующие. А) Бытие - состоит из пятидесяти глав, повествует о начале мира и человека, о происхождении наследственного греха, на чем основана вера в искупление и заключает в себе историю патриархов, начиная с Адама до смерти Иосифа в Египте. Б) Исход - состоит из 40 глав и повествует о чудесном исходе Евреев из Египта под предводительством Моисея и о законе, данном народу на горе Синай, и продолжает историю избранного..

Молада

(Нав.15:26 и ·др.) - название города на ·ю. Колена Иудина. Д-р Робинсон отождествляет оный с развалинами Эль-Милх. Находится в расстоянии 20 ·англ. Миль к ·ю. От Хеврона и сохранил в себе следы замечательных строений. Хотя город сначала и был отдан колену Иудину, но затем перешел к колену Симеонову (Нав.15:26 , 1Пар.5:28 ). По возвращении из плена, был снова заселен Евреями (Неем.11:26 ). По Флавию, этот город иначе назывался Малафа. Название города соответствует названию Вавилонского языческого..

Молехев

(1Пар.7:18 ) - сестра Махира, сына Манассиина.. ..

Моисей

Моше (евр. Môðeh. Этимология неясна, наиболее распространённые объяснения исходят либо из различных грамматических форм евр. Глагола mašah, «вытаскиваю» - ср. Народную этимологию в самой Библии, Исх. 2, 10, либо из коптск. Mоse, «дитя», входящего в ряд теофорных имён. Греч. Μωσής Μωνσής), в преданиях иудаизма и христианства первый пророк Яхве и основатель его религии, законодатель, религиозный наставник и политический вождь еврейских племён в т. Н. Исходе из Египта в Ханаан (Палестину). Историче..

Дополнительный поиск Моисей Моисей

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Моисей" в словаре Полная популярная библейская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Моисей, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 6 символа