Палестина
- есть общее название земли Евреев (Быт.40:15 ), называемой также землею Господнею (Ос.9:3 ), святою землею (Зах.2:12 ), землею Израилевою (Иез.7:2 ), землею Обетованною (Евр.11:9 ). Первоначально это название употреблялось только для обозначения приморского берега земли, занятой Филистимлянами (Исх.15:14 , Ис.14:29 ,31, Иоил.3:4 ), и в этом единственном смысле употребляется в ·в. ·з. Еврейское слово Пелешет, которому соответствует слово и которое переводится словом земля Филистимская или Филистея (Пс.86:4 , Пс.107:10 ). Границы Палестины сначала определялись Иорданом и Мертвым морем, Каменистою Аравиею, Средиземным морем и Сириею, но потом в состав ее вошли и земли по другую сторону Иордана от Арнона до Ермона и Антиливана.
В этом протяжении границы ее к ·ю. Простираются от южных пределов Мертвого моря до Идумеи, Каменистой Аравии и реки Египетской (Чис.34:4 ,5, Втор.2:4 ,8). К ·з. Граничит Средиземным морем, землей Филистимской и Финикией (Чис.34:6 , Втор.11:24 и ·др. ). К ·с. Она простирается от гор, Ор и Ермон до Сидона и Великого моря, до гор Ливана и Антиливана и Дамаска в Сирии (Чис.34:7 ,9. Нав.1:4 , Втор.11:24 и ·др. ). К ·в. Границы ее Евфрат и пределы владений колен Рувимова, Гадова, полуколена Манассиина до земли Аммонитской и Моавитской (Нав.1:4 , Втор.2:9 , 1Пар.5:9 ,10 и ·др. ). При всей своей уединенности лежала, так сказать, в самом центре древнего мира и сколько была близка к обитаемым частям Африки, на столько же приближалась к известным тогда государствам Европы и Азии.
Посему-то сам Господь говорит у пророка. "Иерусалим Я поставил среди народов и вокруг его земли" (Иез.5:5 ), и отсюда должны были излиться свет и спасение для всего мира. Страна весьма гористая. Главные горы ее нас, Ливан (·т.е. Белая гора, называемая так частью от снега, 6 месяцев покрывающего вершину оной, частью от известковых скал и утесов) и Антиливан идущий к Дамаску и известный в ·свящ. Писании также под именем Ливана (Песн.7:6 ). На ·ю. От них Неффалимовы горы, гора Фавор (гора Преображения) на высокой равнине Иезреельской, горы Ефремовы с горами Гевал, Гаризин, Кармил и ·др. Наконец, еще южнее горы Иудейские, между которыми более известные. Мория, Сион, ·г.Елеонская (гора Вознесения) и ·др. Господствующие формации означенных гор суть мел и известь с кремнем.
Из равнин замечательнейшие суть. Ездрилонская, Завулонская, Саранская, Сефел, орошаемые небольшими, летом высыхающими потоками и реками Кисон, Кедрон и ·др. Границу между восточною и западною Палестиною составляет река Иордан, по обеим сторонам которой тянется известная долина Иорданская. Река Иордан, вытекая из подошвы Ливана, проходит через озера Маррон и Тивериадское и вливается в Мертвое море. Восточная часть Палестины представляет большую высокую равнину, теряющуюся в пустыне, а на ·ю. Возвышающуюся в виде ·г.Фасги. Здесь протекают реки. Иеромакс, впадающий в Иордан, и поток Арнон (ныне Уед-Моджеб). Из озер и морей замечательны озеро Фиал при подошве Антиливана, Мером или Самохонитское, Геннисаретское или Галилейское море, Мертвое море, иначе Асфальтовое или Соляное озеро, Средиземное море, называемое в ·свящ.
Писании Западным, Великим, а иногда просто морем (см. О каждом из них под своим названием). Из пустынь Палестины замечательнейшие суть. Пустыня Иудейская, Иорданская, Фекопская, Иерихонская и некоторые другие. Вот в каких словах ·пр. Иеремия изображает пустыню, по которой Евреи странствовали сорок лет. Иегова "вел нас по пустыне, по земле пустой и необитаемой, по земле сухой, по земле тени смертной, по которой никто не ходил, и где не обитал человек" (Иер.2:6 ). Климат Палестины различный. В гористых местах умеренный, а в местах более ровных жаркий. Но в ней собственно только два времени года - лето и зима. Лето жаркое и зима холодная, или, вернее, сухое, ясное время года и дождливое (Быт.8:22 , Зах.14:8 ). Дождливое время года, соответствующее нашей осени начинается с половины октября или ноября, но не вдруг, а мало-помалу (Втор.11:14 , 2Цар.21:10 ).
Холод достигает наиболее высокой степени в декабре и январе, когда нередко падает снег, а иногда и град. С апреля начинается жатва и вместе с тем сухое или жаркое время года, продолжающееся с некоторыми изменениями до октября. Жар особенно чувствуется с последней половины июля до второй половины августа. Тогда земля оживляется только росою, и потому-то роса считается великим благодеянием Божием. В это время всякая зелень полей высыхает, особенно когда дует знойный восточный ветер, вредный для садов и полей и гибельный для морских кораблей (Ос.13:15 , Иоан.4:8 ). Для здоровья климат Палестины вообще полезен. Но нельзя не заметить, что при всех благоприятных климатических условиях означенная страна имеет и свои бедствия.
Там нередки моровые язвы, землетрясения, саранча, засуха, голод и ·т.п. По своему положению и ровному климату принадлежит к плодороднейшим странам. Если же в наше время находится там много пустых мест и не возделанных земель, если все населенные места представляют собою только большие малонаселенные деревни, то надлежит помнить, что это было ясно предсказано ·пр. Моисеем (Втор.28:15 ,29). Из истории известно, что эта страна неоднократно была опустошаема Ассирианами, Халдеями, Сириянами, Римлянами, Сарацинами и Турками. А что в древние времена это была прекраснейшая и плодороднейшая страна, об этом единогласно свидетельствуют все древние писатели, представляя ее богато украшенною прекрасными долинами, богатыми полями и лугами, прохладными лесами, великолепными городами и селениям.
Действительно, плодородие в Палестине в ·библ. Времена было чрезвычайное. Пшеницу, виноград, ячмень, рис, чечевицу и хлопчатую бумагу разводили здесь в большом изобилии. Розы, лилии, нарциссы и другие благовонные цветы во множестве покрывали и украшали собою цветущие нивы. Бальзамный кустарник, кипарис, дуб, миндальное, масличное дерево, гранаты, пальмы, кедры и ·др. Росли в ней во всей красоте и великолепии. Особенно же растительностью, плодородием и богатством своих произведений отличались Галилея, равнина Сарронская, горы Диван, Кармил, долины Васан и Хеврон. Из животных здесь водились овцы, козы, волы, коровы, верблюды, ослы, лошаки и разные птицы. Пчеловодство служило также важным предметом хозяйства в Палестине.
Израильтяне производили значительную торговлю медом с Тиром. Не менее имело значение рыболовство, особенно для прибрежных жителей приморских стран. Из минералов всего чаще встречаются известь, мел, базальт, каменная соль, сера, асфальт и ·др., медь, серебро, золото и даже драгоценные камни (Втор.8:9 , Втор.33:19 , Иез.22:18 ,19 и ·др. ). В Библии представляется как самая прекрасная и плодородная земля, и текущая медом и млеком икоторая напояется водою от дождя небесного. О богатстве природы Палестины единогласно свидетельствуют Диодор Сицилийский, Тацит, Плиний, Иосиф Фланий и другие. В первобытные ·библ. Времена села, деревни и города в Палестине были незначительны. Название города встречается уже в семействе Адама.
Каин, по убиении им Авеля, удалившись от прочего семейства Адамова на восток, построил здесь город и назвал оный по имени своего сына Еноха (Быт.4:17 ). После потопа рано упоминается не только о многих городах, но и о целых государствах (Быт.10:10 ,12), как например в земле Сеннаарской Вавилон. В Ассирии Ниневия и ·др. Далее упоминаются Ханаанские города. Сидон, Газа, Содом, Гоморра, Адам, Цевоим (·ст. 19), равно как и во времена Моисея и Иисуса Навина, Иерихон, обнесенный высокою стеною (Нав.6:19 ) Гай с 12,000 жителей (Нав.8:25 ), Гаваон (Нав.10:2 ), Асор, сильно укрепленный город, бывший главою всех северных царств (Нав.11:10 ). Во времена Давида и Соломона особенно был укреплен, распространен и украшен столичный город Палестины, Иерусалим.
Кроме того, Соломон построил и возобновил следующие города. Фадмор, Пальмиру, Газер, Бефорон, Гацор, Ваалаф и Мегиддо (3Цар.9:12 ,17-19). Храм Соломонов был чудом света. По разделении царств не менее замечателен был город Самария, как по его прелестному местоположению, так и по богатству, укреплению и народонаселению, которое исчислялось во всей Палестине десятками миллионов, как например при Давиде оно простиралось до 5,000,000, а во времена Спасителя и еще более. О многочисленности населения, равно как и о благоустройстве и цветущем состоянии городов, кроме свидетельств ·свящ. Писания и указаний светских писателей, доселе свидетельствуют развалины разрушенных городов Палестины. Путешественники во многих местах находят груды тесаных камней, столбов гранитных и мраморных колонн, развалины мощеных улиц, храмов, дворцов, замков, башен, водохранилищ и водопроводов.
Такими развалинами переполнена почти вся , как например в Иерусалиме, Хевроне, Газе, Аскалоне, Азоте, в Самарии, Наблусе, Тире и Бейруте, в Дамаске, на Ливане и во многих других местах. Первоначально разделялась, сообразно с двенадцатью коленами Израилевыми, на 12 уделов, образовавших при жизни пророка и судии Самуила одно государство, первым царем которого был Саул. Это царство после почти полуторавекового существования разделилось на два. Иудейское и Израильское. Царство Израильское в непродолжительном времени было разрушено Ассириянами, а царство Иудейское покорено Вавилонянами. После Вавилонского пленения Иудея разделена была на маленькие уделы под Персидским владычеством, причем Иудеи возвратились каждый в свой город, и в ·свящ.
Писании указываются города из разных колен, хотя возвратившиеся перечисляются не по коленам, а частью по городам и частью по семействам и родам (Езд.2:8 ,10, Неем.7:11 ), но не теряется из виду и племенная разность до самых позднейших времен (·Мат. 1, 2, Мат.4:13 -16, Лук.2:4 , 36, Деян.26:7 , Рим.11:1 , Фил.3:5 ). Около времен Иисуса Христа и во время Его земной жизни разделялась на четыре части. Галилею, Самарию, Иудею и Перею (об-он пол, ·т.е. По ту сторону р. Иордана) (Флавий. Иудейские Войны, ·кн. 3, ·гл. III). (см. О каждой из означенных частей под собственным названием). В последующее время, под владычеством Римлян, мы находим разделение Палестины на три части. Первая, вторая и третья. В первой заключались Иудея и Самария, во второй - Галилея, страна Трахонитида и Итурея, в третьей - Перея и Идумея.
Все эти части по управлению находились в зависимости от Сирии, что остается и доселе под владычеством магометан, овладевших ею в 637 году по ·Р.Х. В настоящее время разделяется на четыре турецких саджака. Дамасский, Иерусалимский, Наблусский и Газский. Первоначально была обитаема многочисленными Ханаанскими племенами, как то. Иевусеями, Амореянами, Гергесеянами, Хананеянами, Кинеями (исполинским народом Еноховых детей), Филистимлянами и другими. Впрочем, они мало помалу были покорены Израильтянами и большею частью истреблены. В настоящее время народонаселение ее состоит из Арабов, Турок, Египтян, Друзов, Армян и Христиан разных народов и исповеданий. Дальнейшую историю Палестины см. Под словами. Евреи, Иудея, Египет и Сирия..
Дополнительный поиск Палестина
На нашем сайте Вы найдете значение "Палестина" в словаре Полная популярная библейская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Палестина, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 9 символа