Абстракция

178

(от лат. Abstractio - отвлечение) - один из основных процессов умственной деятельности человека, позволяющий мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные свойства, стороны, элементы или состояния предмета. Иногда под А. Понимается лишь результат этого процесса абстрагирования, т. Е. Уже вычлененное и самостоятельное, в "чистом виде". Рассматриваемое свойство предмета. Способность к А. Позволяет человеку мысленно ориентироваться на такое свойство, устойчивое выделение которого служит условием решения соответствующей задачи (в этом плане А. Тесно связана с процессом внимания).А. Лежит в основе процессов обобщения и образования понятий. Эмпирическому и теоретическому уровням мышления соответствуют формальная и содержательная А.Формальная А.

Состоит в вычленении таких свойств предмета, которые сами по себе и независимо от него не существуют. Такое отчленение и изолированное выражение его результата возможно только в мысленном плане (в А.). Так, геометрическая форма тела сама по себе реально не существует и от тела отделиться не может. Но благодаря формальной А. Она мысленно выделяется, фиксируется, напр, с помощью чертежа, и самостоятельно рассматривается в своих особых свойствах. Одна из основных функций такой А. Заключается в выделении общих свойств некоторого множества предметов и в фиксации этих свойств к.-л. Знаком (чаще всего словесным или чертежом). А. Такого вида называется обобщающей. Комплекс абстрагированных свойств (формальное общее) становится представителем соответствующего класса предметов и позволяет отличить этот класс от всех др.

(напр., все тела прямоугольной формы отличить от тел др. Форм). Этот комплекс, фиксированный к.-л. Знаком, становится его значением. На основе системы взаимосвязанных значений эмпирическое мышление строит различные классификации, каталоги и определители, которые позволяют человеку в сокращенном виде охватывать чувственное многообразие предметов сообразно их общим свойствам. Значения слов повседневного языка и специальных слов-терминов, создаваемые на основе формальной А., являются носителями таких сокращений.Содержательная А. Вычленяет те свойства, стороны и состояния предмета, которые сами по себе обладают относительной самостоятельностью. Эта А. Отражает становление подобной самостоятельности и его результат, имеющий форму сравнительно простого и однородного состояния."Абстрактное".

Как результат А. Обозначает, т. О., нечто выделенное, одностороннее, простое, приобретшее относительную самостоятельность внутри сложной системы. Ему противостоит "конкретное". Как нечто целостное, взаимосвязанное, многостороннее и сложное. Развитое мышление человека первоначально образует различные А., а затем на их основе путем конкретизации воспроизводит эту целостность (мысленное конкретное). Такое мышление одновременно и абстрактное (осуществляется в форме А.), и конкретное (движется к конкретному и воспроизводит его). В этом единстве противоположных моментов состоит диалектика теоретического мышления.В психологии наиболее подробно и тщательно изучены особенности формальной, или эмпирической, А., чаще всего встречающейся в повседневной жизни и в учебной практике.

Она является основой усвоения детьми знаний, описывающих предметы по их внешним свойствам. Этот вид А. Служит предпосылкой собственно теоретического мышления, которое опирается еще и на содержательную А. До сих пор психологические характеристики этого вида А. И закономерности ее развития у детей изучены слабо.В психолого-педагогической литературе правомерно отмечается необходимость повышения уровня абстрактности мышления школьников для полноценного усвоения ими современных научных знаний. Как показывают специальные исследования, у детей следует, по возможности, рано начинать формировать способность к точному вычленению и длительному мысленному удержанию к.-л. Существенных свойств и отношений предметов с целью их дальнейшего изучения "в чистом виде".

Особенно перспективно воспитание у уч-ся способности к образованию содержательных А. И к оперированию ими. В процессе обучения можно формировать такой уровень и такие виды А., которые соответствуют основным требованиям современного научного мышления. См. Развивающее обучение..

Значения в других словарях
Абстрактный Интеллект

(abstract intelligence) Почти все люди используют схемы классификации для сведения, разъяснения и корректировки фактов, относящихся к окружающей среде или к межличностным отношениям. Для создания таких схем необходимо отыскивать сходства в значениях разных элементов, отвлекаясь от различий между ними. Большинство людей согласятся, что яблоко и банан сходны между собой, потому что оба они относятся к фруктам. Этот процесс построения классификационных схем называют абстрактным (отвлеченным) рассуж..

Абстрактный Склад Ума

Общий тип познавательной активности, проявляющийся в произвольном изменении направления мышления от ситуации к ситуации, движении от конкретного к абстрактному в зависимости от обстоятельств, в попеременном сосредоточении на всей проблеме или на ее отдельных частях.. ..

Абсцесс

(abscess) - ограниченное скопление гноя, возникающее при острой или хронической очаговой инфекции и приводящее к тканевой деструкции в очаге. Примером абсцесса может служить гнойничковое поражение кожи - фурункул. Наиболее распространенной причиной возникновения абсцесса является местная бактериальная инфекция, особенно стафилококковая, которая приводит к снижению защитных сил организма. При холодном абсцессе, вызываемом чаще всего туберкулезными бактериями, наблюдается припухлость пораженного у..

Абсцесс (легкого)

(vomiса) - аномальная полость в каком-либо органе (обычно в легком), содержащая гной.. ..

Дополнительный поиск Абстракция Абстракция

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Абстракция" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Абстракция, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 10 символа