Акустико-гностическая (сенсорно-акустическая) Сенсорная Афазия

129

Речевой и неречевой слух представляют две самостоятельные формы слуховой системы. По классификации А. Р. Лурия, в основе акустико-гностической сенсорной афазии лежат нарушения речевого (фонематического) слуха - способности различать звуковой состав слова - фонемы (согласные звуки, которые противопоставляются по признакам твердости-мягкости, звонкости-глухости, а также все гласные звуки и их ударность).Таким образом, центральным дефектом здесь является нарушение понимания речи - феномен "отчуждения смысла слова". При его правильном повторении. (См. Также 1.4 "чистая речеслуховая агнозия", где полное отсутствие или нарушение речевого слуха не ведет к нарушению речевой системы, к возникновению афазии).При грубых нарушениях у человека исчезает способность различать фонемы родного языка.

Такие больные не понимают обра щенную к ним речь. В менее грубых случаях они перестают понимать быструю или "зашумленную". Речь (например, когда одновременно говорят два человека), т.е. Речь в усложненных условиях. Особенно трудным является восприятие слов с оппозиционными фонемами.Акустико-гностическая сенсорная афазия характеризуется также нарушениями экспрессивной речи, чтения и письма. Спонтанная и диалогическая речь в зависимости от степени выраженности нарушается от "словесной окрошки", представляющей собой набор нечленораздельных по звуковому составу слов, до относительно сохранной, но лексически обедненной речи. Приблизительно в половине случаев наблюдается логорея или склонность к речевой рас-торможенности.

Экспрессивная речь без произносительных затруднений, интонационно выразительная и эмоциональная, что дает возможность в какой-то мере понимать больного даже в случаях, когда речь резко нарушена.Изменена грамматическая структура речи из-за обилия в ней глаголов, вводных слов, наречий и бедности существительных. Наблюдаются дефекты согласования частей речи. Много нестойких литеральных и вербальных парафазии.Грубо нарушена отраженная речь - повторение отдельных звуков, слов и особенно предложений. Страдает слухоречевая память. Резко ограничен объем удержания речевого ряда. Расстраивается способность называть части тела, предметы и особенно их изображения (при этом подсказка практически не помогает). Письменная речь страдает у всех больных, но в неодинаковой степени, а полный ее распад происходит редко.

Письмо, как правило, страдает более значительно. В тяжести нарушений устной и письменной речи нет полного параллелизма - возможна относительная сохранность чтения и письма при тяжелой степени афазии и распад письма при афазии умеренной.Одним из факторов, определяющих нарушения чтения, является забывание названий букв. Запись диктуемых букв и выбор названий из набора страдает сильнее, чем чтение букв, за счет дефектов слухового различения и удержания услышанного. Понимание читаемого не требует обязательного прочтения вслух и может быть лучше, чем понимание услышанного.Распад письма также связан с дефектом номинации и речевой имитации, но наибольшее значение имеет степень нарушения фонематического анализа услышанного и способность к его удержанию.

Теменные симптомы при акустико-гностической афазии в большинстве случаев отсутствуют.Очаг поражения локализуется преимущественно в задней трети 1-й (верхней) височной извилины левого полушария ( "зона Вернике") - 41-е первичное и 42 и е вторичные звукового анализатора (зона T по Лурия)..

Значения в других словарях
Акустика Психологическая

(англ. Psychoacoustics) - ветвь экспериментальной психологии, исследующая соотношения между звуковыми стимулами и ощущениями на основе субъективных суждений. Термин "А. П.". Появился в связи с распространением радиовещания, звукозаписи и звукового кино, определивших необходимость получения количественных оценок слуховых реакций на звуковые сигналы. В настоящее время субъективные шкалы и методы А. П. Все больше применяются в инженерной психологии, прикладной аудиологии и др. Областях нау..

Акустика Физиологическая

(англ. Bioacoustics) - область физиологии органов чувств, занимающаяся изучением закономерностей процесса восприятия звуков слуховой системой и образования звуков органами речи. Основы А. Ф. Были заложены Г. Гелъмголъцем, который создал достаточно стройную теорию слуха, разработал модель восприятия сложный звуков, осуществил простейший анализ и синтез звуков речи.Основные разделы А. Ф. 1) изучение физики и биофизики восприятия простых и сложных тональных сигналов. 2) изучение физиологических асп..

Акустико-мнестическая (сенсорно-амнестическая) Афазия

В отличие от акустико-гностической формы, при этой афазии речевой слух не страдает, а ведущим дефектом является неполноценность слухоречевой памяти. Здоровый человек запоминает при первом предъявлении из 10 слов 6-7 (7±2), а здесь объем слухоречевой памяти снижается до 3 и даже 2 элементов. Клинико-психологи-чески это проявляется в значительном ограничении объема воспринимаемого речевого материала при его воспроизведении или запоминании. Поэтому больной плохо понимает длинные, сложные фразы. В б..

Акустикофобия

(греч. Akustikos - слуховой, phobos - страх). Появление мышечных судорог при воздействии слухового раздражителя. Наблюдается при бешенстве.. ..

Дополнительный поиск Акустико-гностическая (сенсорно-акустическая) Сенсорная Афазия Акустико-гностическая (сенсорно-акустическая) Сенсорная Афазия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Акустико-гностическая (сенсорно-акустическая) Сенсорная Афазия" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Акустико-гностическая (сенсорно-акустическая) Сенсорная Афазия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 62 символа