Алексия | Дислексия
(alexia / dyslexia) Во все более образованном мире неспособность читать становится серьезным инвалидизирующим фактором, исключающим успешное обучение, получение хорошей работы и удовлетворительную самооценку. Поскольку широкое распространение грамотности - явление в ист. Масштабе относительно недавнее, неудивительно, что первое описание случая А., или "словесной слепоты", появилось лишь около 100 лет назад. Обсуждение в ранней литературе случаев неспособности читать вследствие повреждения мозга (А.) во многом обусловлено интересом к нейроанатомическим основам афазии. Жюль Дежерин в 1891 г. Первым предпринял глубокое клиническое и морфологическое исслед. А. Он описал больного, перенесшего инсульт с последующим развитием афазии, А.
И аграфии. Серьезные нарушения чтения, в отличие от расстройства речи, сохранялись и через неск. Лет. Патологоанатомическое исслед. Показало обширное кровоизлияние в gyrus angularis в левой теменно-височно-затылочной области. Более поздние сообщения клиницистов в континентальной Европе и Англии подтвердили предположение Дежерина о возможной этиологии А. А. Представляет собой приобретенное нарушение навыков чтения вследствие церебрального инсульта и может быть концептуализирована разными способами. Категоризационными признаками А. Могут быть локализация повреждения мозга, природа расстройства навыков чтения и, разумеется, используемая теорет. Ориентация. Д. Ф. Бенсон предложил 3 категории А. Задняя А. Вызывается преим. Закупоркой левой задней артерии мозга в результате поражения левой затылочной области.
А. Без аграфии представляет собой состояние, при к-ром наблюдаются выраженные нарушения распознавания слов и понимания без сопутствующего дефицита навыков письма. Хотя эти пациенты не могут читать, они не испытывают затруднений при письме. Обычно при этом отмечается правосторонняя гемианопсия и нарушение цветового зрения. Центральная А. Обычно является следствием повреждения доминантной теменной области, как в случае Дежерина, где был отмечен дефект в области gyrus angularis. Для центральной А. Типично сочетание с аграфией. Может тж наблюдаться правосторонняя потеря чувствительности вследствие повреждений в левой теменной области. Передняя А., как утверждает Д. Ф. Бенсон, обычно вызывается поражением зоны Брока и сопровождается нек-рым ограничением понимания слов.
Однако может иметь место буквенная А. С затруднением распознавания отдельных букв. Переднюю А. Сопровождают тж симптомы афазии. Может отмечаться тяжелая аномия, дефицит нахождения слов, а тж левостороннее ослабление рефлексов вследствие вовлечения левых двигательных путей. По определению, при А. Утрачивается способность чтения в результате к.-л. Неврологического дефекта. Клинические и эксперим. Данные внесли существенную ясность в понимание Д. Термином "дислексия" обозначается наследственная или врожденная неспособность к приобретению навыков чтения. Мн. Педагоги и психологи предпочитают использовать термин "расстройства чтения, связанные с возрастным развитием", поскольку он не указывает на то, что этиология нарушения связана с неврологическим дефицитом.
Т. О., Д. - наиболее подходящий термин в случаях недостаточной обучаемости чтению предположительно неврологического происхождения. Патологоанатомические исслед. Мозга больных с Д., к-рые проводили Дрейк, Галабурда и Кемпер, доказали ее неврологическую основу. Дрейк обнаружил атрофию мозолистого тела, большое количество эктопических нейронов в белом веществе и патологические конфигурации извилин теменной доли. Галабурда и Кемпер сообщают об отсутствии нормальной асимметрии между полушарными planum temporale, а тж об измельчении долей в области, ответственной за функции чтения и речи. При микроскопическом исслед. Они нашли сплавление молекулярных слоев, отсутствие слоя, свободного от клеток, и дисплазию тканей.
Др. Исследователи сообщают, что мозг больных с Д. Характеризуется тж обратной межполушарной асимметрией, выявляемой при компьютерной томографии. В клинической сфере сейчас признается, что существует по меньшей мере два, возможно совершенно различных, подтипа Д. Боудер первой ввела обозначения "дисфонетического" и "дисэйдетического" вариантов Д. Дисфонетический дислексик испытывает трудности в интерпретации и сопоставлении написанных знаков с соотв. Им звуками. У дисэйдетического дислексика обнаруживаются затруднения при выполнении заданий, в к-рых задействовано зрительное восприятие, и неспособность пользоваться словарями. Пироццоло провел эксперим. Исслед. Д. И предложил свои подтипы. Он считает более подходящими обозначениями для подтипов Д.
"слухолингвистический" и "зрительно-пространственный". Слухолингвистический тип характеризуется задержкой формирования речевых навыков в ходе развития, дефицитом экспрессивной речи, аномией, низким вербальным интеллектом по сравнению с невербальным и использованием стратегии сложения отдельных букв при чтении. При зрительно-пространственном типе наблюдается относительно более высокий коэффициент вербального интеллекта по сравнению с коэффициентом невербального интеллекта, нарушения почерка и движения глазных яблок и использование стратегии фонетической расшифровки при чтении. Для разработки убедительной парадигмы терапевтического вмешательства при А. И Д. Необходимы дальнейшие исслед. Процент случаев выздоровления у пациентов с А.
Сильно варьирует. Пед. Стратегии дают нек-рую надежду на успешную коррекцию расстройства, в особенности при менее серьезной его выраженности. См. Также Афазия, Повреждения головного мозга, Недостаточная специфическая обучаемость, Органические синдромы, Расстройства чтения Дж. У. Хинд.
Дополнительный поиск Алексия | Дислексия
На нашем сайте Вы найдете значение "Алексия | Дислексия" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Алексия | Дислексия, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 19 символа