Ведущая Деятельность

106

(англ. Leading activity) - деятельность, выполнение которой определяет формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности. Внутри В. Д. Происходит подготовка, возникновение и дифференциация др. Видов деятельности (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Суть концепции можно сформулировать в виде закона (принципа) В. Д., утверждающего существование соответствия между стадией психического развития и определенным видом В. Д.Значение В. Д. Для психического развития зависит, прежде всего, от ее содержания, от того, какие стороны действительности человек открывает для себя и усваивает в процессе ее выполнения (см. Усвоение). Современные данные об особенностях развития психики человека в онтогенезе позволяют выделить след.

Виды В. Д. 1) непосредственное общение младенца со взрослыми. 2) предметно-манипулятивная деятельность, характерная для раннего детства. В процессе ее выполнения ребенок усваивает исторически сложившиеся способы действий с определенными предметами. 3) сюжетно-ролевая игра, характерная для дошкольного возраста. 4) учебная деятельность младших школьников. Относительно деятельности подростков в отечественной литературе высказывались разные гипотезы. Общение со сверстниками (Д. Б. Эльконин, Т. В. Драгунова), общественно полезная (просоциальная) деятельность (Д. И. Фельдштейн, В. В.Давыдов), самоопределение, ролевое экспериментирование, референтно значимая деятельность и т. П. (см. Подростковый возраст).На каждом этапе детства В. Д. Не возникает сразу в развитой форме, а проходит определенный путь становления.

Ее формирование происходит под руководством взрослых в процессе обучения и воспитания. В свою очередь, возникновение новой В. Д. Не означает отмены той, которая была ведущей на предшествующем этапе. Тот или иной период психического развития характеризуется своеобразной системой различных видов деятельности, но в этой сложной системе В. Д. Занимает особое место, определяя возникновение основных изменений в психическом развитии на каждом отдельном этапе. См. Деятельность детская.Добавление ред. 1. Фактически, концепция В. Д. Разрабатывалась преимущественно для периода жизни, который изучается в рамках детской психологии, причем, как еще недавно было принято в нашей психологии, в эти рамки входил и подростковый возраст (и отчасти даже юношеский).

2. В последнее время эта концепция встретила ряд критических замечаний. Их спектр простирается от частных поправок (напр., отмечалась некорректность применения самого понятия деятельности в отношении активности младенца, в связи с чем предлагалось трактовать деятельность в этом и след. Возрасте как совокупную и совместную) до практически полного отрицания главных положений, в т. Ч. Самого принципа выделения ведущих видов деятельности для разных стадий психического развития. В частности, А. В. Петровский считает, что концепция В. Д. Неприменима к процессу развития личности в целом и в лучшем случае ограничивается только одной стороной этого процесса - развитием психики (точнее, когнитивным развитием. Что, впрочем, совсем немало, учитывая важность интеллекта для развития личности).

В то же время защищаемое автором представление о том, что развитие личности (и не только личности, но и коллектива) осуществляется в деятельности и его определяющим фактором служит деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, полностью укладывается в рамки самого обычного деятельностного подхода и принципиально не противоречит концепции В. Д. (см. Деятельностного опосредствования межличностных отношений теория, Деятельность как методологическая проблема психологии, Личность)..

Значения в других словарях
Вегетотерапия

- вид терапии телесно-ориентированной, основанной В. Райхом. По его представлениям, любое сдерживание энергии приводит к формированию "мышечных панцирей". Поскольку душа и тело едины, "распуская". Эти панцири, можно помочь клиенту высвободить сдержанную, застоявшуюся энергию и тем облегчить душевные страдания. Основные приемы вегетотерапии связаны с массажем и дыханием, а также с двигательными и голосовыми упражнениями разного типа.. ..

Ведение

- изменение собственного поведения на том уровне раппорта, который позволит другому человеку последовать за вами.. ..

Ведущего Компонента Метод

Методика факторного анализа, в которой сначала определяется главная ось, представляющая фактор, а вторая ось, объясняющая так много остальных переменных, насколько возможно, располагается под прямым углом к первой.. ..

Ведущее Полушарие

(англ. Dominant hemisphere, leading hemisphere) - одно из больших полушарий (чаще всего левое) головного мозга, в котором локализованы центры речи. Син. Лингвистическое полушарие, доминантное полушарие. Термин "В. П.". Впервые использовал англ. Невролог Джон X. Джексон (Jackson, 1835-1911) в 1868 г. См. Литерализация функций, Межполушарная организация психических процессов. (Б. М.). ..

Дополнительный поиск Ведущая Деятельность Ведущая Деятельность

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ведущая Деятельность" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ведущая Деятельность, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 20 символа