Воображение

82

(фантазия) (англ. Imagination) - универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта. В. - это способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер, благодаря чему он выделился из "царства". Животных. Будучи психологической основой творчества, В. Обеспечивает как историческое создание форм культуры, так и их освоение в онтогенезе.В психологии существует традиция рассматривать В. В качестве отдельного психического процесса наряду с восприятием, памятью, вниманием и др. В последнее время все большее распространение получает понимание В.

Как всеобщего свойства сознания (идущее от И. Канта). При этом акцентируется его ключевая функция в порождении и структурировании образа мира. В. Детерминирует протекание конкретных познавательных, эмоциональных и др. Процессов, конституируя их творческую природу, связанную с преобразованием предметов (в образном и смысловом плане), предвосхищением результатов соответствующих действий (см. Антиципация) и построением общих схем последних. Это находит свое проявление в феноменах "эмоционального предвосхищения". (А. В. Запорожец), "продуктивного восприятия". (В. П. Зинченко), в генезе некоторых форм двигательной активности (Я. А. Бернштейн) и т. Д.В. - это образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само это понятие (а схема получит отчетливое, верифицуруемое и реализуемое в конкретном материале выражение).

Содержание будущей мысли (способ его построения, заданный через схему действий) фиксируется В. В виде некоторой существенной, всеобщей тенденции развития целостного объекта. Осмыслить эту тенденцию как генетическую закономерность человек может только посредством мышления.Для В. Характерно то, что знание еще не оформилось в логическую категорию, тогда как своеобразное соотнесение всеобщего и единичного на чувственном уровне уже произведено. Благодаря этому в самом акте созерцания отдельный факт открывается в своем универсальном ракурсе, обнаруживая целостно образующий по отношению к определенной ситуации смысл. Поэтому в плане В. Целостный образ ситуации строится раньше расчлененной и детализированной картины компонентов созерцаемого.

Компоненты этого образа осмысленно соединяются друг с другом узами необходимой связи по существу, а не формально (такой способ их соединения присущ уже мифам и сказкам. В онтогенезе он обнаруживается у детей дошкольного возраста). В итоге эти компоненты приобретают в сознании новую качественную определенность. Т. О., В. Не является ни произвольным наделением объекта любыми свойствами, ни простой комбинаторикой элементов прошлого опыта. Один из парадоксов В. Состоит в том, что предметное целое воспроизводится им с самого начала адекватно, фактически безошибочно. В истории философии и психологии это неоднократно давало повод для его мистификации.Ведущим механизмом В. Служит перенос к.-л. Свойства объекта. Эвристичность переноса измеряется тем, насколько он способствует раскрытию специфической целостной природы др.

Объекта в процессе его познания или создания человеком. Операционно-технической основой подобного переноса выступает символическая функция.В психологии различают произвольное и непроизвольное В. 1-е проявляется, напр., в ходе целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отрефлексированной поисковой доминанты, 2-е - в сновидениях, т. Н. Измененных состояниях сознания и т. Д.Иногда выделяют также воссоздающее и творческое В. Образы "воссоздающего". В. Целесообразнее отнести к сфере гибких и динамичных репродуктивных представлений (см. Представления памяти), учитывая то, что творческий характер присущ В. Как таковому.Особую форму В. Образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого.

Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.В. Включено в процессы самых различных видов человеческой деятельности. Однако в своей развитой форме оно культивируется прежде всего средствами искусства - в ходе создания и освоения продуктов художественного творчества. Онтогенетические предпосылки В. Коренятся в определенных видах ориентировочной деятельности детей младенческого и раннего возраста. Одним из ведущих источников его развития в детстве становится игра дошкольников. Благодаря ей вырабатывается способность смотреть на мир как бы глазами др. Человека, которая, по мнению ряда исследователей (Э. В. Ильенков, В. В. Давыдов и др.), принадлежит к числу фундаментальных характеристик В.

(В. Т. Кудрявцев.).

Значения в других словарях
Воображаемый Компаньон

"Невидимый" друг, партнер по играм, создаваемый маленьким ребенком, к которому он относится как к реальному. Мифический друг может быть очень ярким, иметь имя, устойчивую индивидуальность, характеристики и манеры поведения и играть важную роль в жизни ребенка.. ..

Воображать

1. Задействовать психический процесс воображения. 2. Приблизительный синоним для понятия создание образов.. ..

Воображение Активное

- есть два вида его. 1) воображение творческое. 2) воображение воссоздающее.. ..

Воображение Воссоздающее

- развертывается на основе описания, рассказа, чертежа, схемы, символа или знака. Имеет в основе создание тех или иных образов, соответственных описанию. Человек наполняет исходный материал имеющимися у него образами.. ..

Дополнительный поиск Воображение Воображение

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Воображение" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Воображение, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 11 символа