Восприятие

87

(англ. Perception).1. Субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов (употребляются также термины "образ восприятия", "перцептивный образ").2. Сложный психофизиологический процесс формирования перцептивного образа (употребляются также термины "перцепция", "перцептивный процесс"). Иногда термином В. Обозначается система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств, т. Е. Чувственно-исследовательская деятельность наблюдения (см. Перцептивное действие).Как образ В. Есть непосредственное отражение предмета (явления, процесса) в совокупности его свойств, в его объективной целостности.

Это отличает В. От ощущения, которое также является непосредственным чувственным отражением, но лишь отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих на анализаторы.При рассмотрении гносеологических вопросов (в философии) значения терминов "В", и "ощущение". Совпадают. Для психологии указанное их различие является принципиально важным. В некоторых направлениях психологии, напр. Гештальт-психологии, В. Рассматривается как исходная форма чувственного познания (и познания вообще), а ощущение - как абстракция, как результат "препарирования". В. Сознанием (см. Отражение чувственное). Однако большинство психологов рассматривают ощущение (напр., тепла, солености, боли) как исходную форму познания, а В.

- как синтез ощущений, формирующийся в процессе активного отражения объективно существующего целостного предмета. В филогенезе переход от ощущения к В. Был обусловлен переходом живых существ от жизни в гомогенной, вещно (предметно) неоформленной среде к жизни в среде, вещно оформленной (А. Н. Леонтьев).Поскольку любой предмет как раздражитель (см. Стимул, Дистальный стимул) является сложным, обладает рядом свойств, то в формировании его образа участвует обычно несколько анализаторов. Т. О., В. Формируется на основе ощущений разных модальностей.В зависимости от того, какой из анализаторов ведущий в данном акте В., различают зрительное В., слуховое (см. Слух), осязательное (см. Осязание), вкусовое (см. Вкус) и обонятельное В.

(см. Обоняние). Важную роль во всех видах В. Играют двигательные (кинестезические) ощущения, хотя последние и не всегда отчетливо осознаются человеком. Так, зрительное В., помимо собственно зрительных ощущений (цвета, света и т. Д.), включает также кинестезические ощущения, возникающие при движениях глаз {аккомодация глаз, конвергенция и дивергенция глаз и т. Д.). Особенно велика роль кинестезических ощущений в осязательном В. Большую роль во вкусовом В. Играют движения языка, а в обонятельном - движения органов дыхания. В процессе слухового В. Активное участие могут принимать слабые движения артикуляционного аппарата. Движения, включенные в акт восприятия, имеют значение в процессе анализа воздействующих раздражителей, уточнении ощущений, их синтезе в целостный образ предмета и его пространственно-временной локализации.У человека, владеющего речью, последняя опосредствует В., обеспечивая его осмысленность, осознанность, преднамеренность (произвольность).

Участие речи в В. Создает возможность абстракции и обобщения свойств предметов и явлений путем их словесного обозначения (называния) (см. Лингвистической относительности гипотеза).Основными свойствами В. Являются предметность, целостность, константность, категориальность, избирательность.В. Зависит от прошлого опыта, знаний, содержания и задач выполняемой деятельности, индивидуально-психологических различий людей (потребностей, склонностей, интересов, мотивов, эмоционального состояния и т. Д.). Под влиянием этих факторов создается характерная для каждого человека апперцепция, обусловливающая значительные различия при восприятии одних и тех же предметов разными людьми или же одним и тем же человеком в разное время.Формирование перцептивного образа представляет собой процесс, включающий ряд фаз (переходов).

От нерасчленного В. ("что-то мелькнуло", "что-то коснулось кожной поверхности", "появился какой-то звук", "чем-то пахнет". И т. Д.) к формированию дифференцированного целостного образа предмета (или явления), адекватного оригиналу (см. Микрогенез восприятия). Динамика формирования перцептивного образа определяется пространственно-временными условиями процесса В. Это отчетливо обнаруживается при изменении времени воздействия стимулов на анализатор, их дистанции и положения в сенсорном поле.В. М. Б. Преднамеренным и непреднамеренным. 1-е в отличие от 2-го связано с постановкой определенной перцептивной задачи. Оно характеризуется целенаправленностью, плановостью и систематичностью.

В этом случае В. Выступает как познавательная перцептивная деятельность (наблюдение). Непреднамеренное В. Выступает как компонент к.-л. Др. Деятельности, либо является неуправляемым и случайным процессом, целиком зависимым от колебаний непроизвольного внимания (ср. "пустой взор"). Преднамеренное В. Более эффективно, чем непреднамеренное.В поведении и деятельности человека В. - необходимое условие ориентировки в окружающей среде. Перцептивный образ выполняет функцию регулятора действий. Вместе с тем деятельность - основное условие развития В. Что и как воспринимает человек, зависит от того, что и как он делает. В практической деятельности В. Становится активным, целенаправленным процессом познания действительности.

См. Орган чувств, Отражение чувственное, Сенсорная система. (В. П. Зинченко.).

Значения в других словарях
Воспринимаемый Размер

(apparent size) В. Р., или оцениваемая на глаз величина, - важная тема в психологии зрительного восприятия. Особое внимание ученых привлекли 3 аспекта этой темы. Первый касается константности величины, или тенденции В. Р. Оставаться постоянным, несмотря на изменения размера ретинального изображения. Второй аспект имеет отношение к иллюзиям величины, или неверному восприятию размера объекта. Третья область интересов связана с объяснениями того, как воспринимается размер объекта. Среди предложенны..

Воспринимать

Просто, сознавать источник того, что воздействует на сенсорные рецепторы. Использование этого термина, однако, является далеко не простым. См. Восприятие для обсуждения.. ..

Восприятие (перцепция)

(perception) Под восприятием, или перцепцией, понимается как субъективный опыт получения сенсорной информации о мире людей, вещей и событий, так и те психол. Процессы, благодаря к-рым это совершается. Классическая теория Представление о том, что все наши мысли и впечатления составляются из конечного множества сенсорных "идей", последовательно развивалось английскими философами (эмпириками и ассоцианистами) от Гоббса, Локка и Беркли до Джеймса Милля и Джона Стюарта Милля. Научное изучение восприя..

Восприятие Времени

(англ. Time perception) - отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. В основе В. В. Лежит ритмическая смена возбуждения и торможения в больших полушариях головного мозга. В В. В. Участвуют различные анализаторы, наиболее точную дифференцировку промежутков времени дают кинестезические и слуховые ощущения. И. М. Сеченов называл слух измерителем времени, а слуховую память - памятью времени (см. Память слуховая). Субъективное восприятие продолжительны..

Дополнительный поиск Восприятие Восприятие

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Восприятие" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Восприятие, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 10 символа