Восстановление Высших Психических Функций
(англ. Compensation of higher mental functions) - отрасль нейропсихологии, основной задачей которой является изучение теоретических основ, механизмов и методов восстановления высших психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений головного мозга.Теоретической базой В. В. П. Ф. Являются, с одной стороны, общепсихологические представления об общественно-исторической природе и прижизненном формировании высших психических функций и их системной организации, с др. Стороны, нейропсихологическая концепция о системном строении и системной динамической локализации данных функций (см. Локализация высших психических функций). Указанные теоретические предпосылки позволили обосновать положение о принципиальной возможности восстановления пострадавших психических функций за счет перестройки функциональных систем, являющихся физиологической основой психических функций.
А. Р. Лурия были выделены внутрисистемные и межсистемные перестройки функциональных систем (перевод процесса на высший, осознанный уровень, замена выпавшего звена функциональной системы новым и др.).Применение нейропсихологической теории В. В. П. Ф. На практике при лечении раненых во время Великой Отечественной войны показало ее высокую эффективность. В этот период и были разработаны научные основы В. В. П. Ф. - речевых, гностических, интеллектуальных, двигательных (А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Б. Г. Ананьев, Э. С. Бейн и др.).Дальнейшее изучение проблем В. В. П. Ф. Было связано преимущественно с теоретическим анализом причин речевых нарушений и разработкой различных методов их восстановления.Лурия и его учениками (Л. С. Цветковой, Т.
В. Ахутиной, Ж. М. Глозман и др.) был сформулирован ряд принципов восстановительного обучения. Нейропсихологическая квалификация дефекта, опора на сохранные звенья в психологической структуре функции и на сохранные афферентные звенья в структуре функциональной системы, опора на сохранные формы деятельности, внешнее программирование восстанавливаемой функции и др.Изучение динамики восстановления различных видов речевой деятельности под влиянием восстановительного обучения позволяет проанализировать природу и механизмы нарушения различных речевых функций, в частности роль зрительных образов в формировании афазии. Работы Цветковой и ее сотрудников показали, что нарушения номинативной функции речи связаны с дефектами речевой организации зрительного восприятия.Дальнейшее развитие данного направления нейропсихологии связано с расширением сферы применения методов восстановительного обучения, разработкой методов восстановления процессов памяти, внимания, восприятия, эмоционально-волевой сферы, а также общей и умственной работоспособности.
С созданием комплексных методов восстановления функций путем сочетания психологического и медикаментозного воздействия на личность больного. Одним из важнейших разделов данного направления является изучение социально-психологической стороны восстановительного обучения, разработка групповых методов восстановления речевых функций, путей корригирования изменений личности больного.Высокая социальная значимость результатов исследования проблемы В. В. П. Ф. Связана с большой социальной потребностью в такого рода работах в области мед. Психологии (в частности, в связи с ростом числа сердечно-сосудистых заболеваний) и большой эффективностью нейропсихологиче-ских методов В. В. П. Ф. (Л. С. Цветкова).
Дополнительный поиск Восстановление Высших Психических Функций
На нашем сайте Вы найдете значение "Восстановление Высших Психических Функций" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Восстановление Высших Психических Функций, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "В". Общая длина 41 символа