Выготский, Л. (1896—1934)

55

Русский психолог, получивший известность благодаря созданной им культурно-исторической концепции развития высших психических функций. Согласно теории Выготского, понимание мира у детей в значительной степени формируется благодаря сотрудничеству с окружающими людьми. Он выдвинул идею зон ближайшего (проксимального) развития — т. Е. Задач, которые слишком сложны для самостоятельного решения, но становятся доступными для ребенка с помощью взрослых или более умелых сверстников. В результате постоянного общения с этими помощниками, дающими советы и инструкции, а также поощряющими к действию, ребенок может интернализировать «ноу-хау» поставленной задачи и сделать ее частью своего личного опыта. Это может пригодиться ребенку впоследствии, когда ему придется самостоятельно решать сходные задачи.

Выготский ввел два основных понятия, описывающие этот процесс. 1. Интерсубъективность. Два человека (ребенок и помощник) приступают к задаче, имея разные навыки и понимание проблемы. По мере того, как каждый из них приспосабливается к перспективе другого, помощник может сообщить свое понимание в доступной для ребенка форме, а ребенок развивает навыки решения задачи. 2. Поддержка, оказываемая помощником, ослабевает по мере того, как ребенок овладевает навыками решения задачи. Помощник постепенно отходит на задний план, а ребенок учится стратегическому планированию и приобретает компетентность для решения сходных проблем без помощи взрослого человека или более умелых сверстников. Теория Выготского оказала глубокое влияние на методы школьного обучения.

Учителя направляют, поддерживают и поощряют детей, при этом помогая им развивать стратегии решения проблем, которые можно применять в других жизненных ситуациях. Роль знающих сверстников подчеркивается в методическом подходе и обозначается понятием «кооперативное обучение». Этот термин символизирует сам дух теории развития Выготского. Дети учатся наилучшим образом не в изоляции, но при взаимодействии с другими людьми, особенно с компетентными сверстниками, которые поощряют их к труду и помогают овладевать новыми знаниями..

Значения в других словарях
Выготский Лев Семенович

Льва Семеновича Выготского называют «Моцартом психологии», а между тем можно сказать, что этот человек пришел в психологию «со стороны». Лев Семенович не имел специального психологического образования, и вполне возможно, именно этот факт и позволил ему взглянуть по-новому, с другой точки зрения на проблемы, стоящие перед психологической наукой. Его во многом новаторский подход объясняется тем, что над ним не тяготели традиции эмпирической «академической» психологии. Лев Семенович Выготский родил..

Выготский Лев Семенович | Vygotsky, Lev Semyonovich (1896- 1934)

Выготский выступал против рефлексологии Бехтерева, доказывая, что изучение психической деятельности необходимо хотя бы потому, что она отличает людей от более низкоорганизованных животных. Однако, он отвергал интроспекцию как метод.. ..

Выготского, Тест

См. Фигуры Выготского.. ..

Выготского, Фигуры

Набор из 32 деревянных объемных фигур, различающихся по форме, высоте, ширине и цвету. На нижней стороне каждой из них написано бессмысленное слово. В стандартном варианте четыре бессмысленных слова, одно для всех высоких широких фигур, одно для всех низких широких фигур, одно для высоких тонких и одно для низких тонких. Цвет и форма не связаны между собой. Эти фигуры использовались в ряде исследований формирования понятий и экспериментов, изучающих мышление, прежде всего в тех, где субъектами б..

Дополнительный поиск Выготский, Л. (1896—1934) Выготский, Л. (1896—1934)

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Выготский, Л. (1896—1934)" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Выготский, Л. (1896—1934), различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 25 символа