Детская Психология

88

(англ. Child psychology) - отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития ребенка. Имеет ряд общих проблем с педагогической психологией, теснейшим образом связана с педагогикой, а также с возрастной морфологией и физиологией, особенно с физиологией высшей нервной деятельности.Исследования в области Д. П. Имеют важное значение для педагогической практики, поскольку знание условий и закономерностей психического развития ребенка необходимо для эффективного управления этим процессом в соответствии с целями обучения и воспитания.Предметом изучения Д. П. Являются условия и движущие причины онтогенеза человеческой психики, развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных), формирования различных типов деятельности ребенка (игра, труд, учение.

См. Деятельность детская), качеств его личности, а также возрастные и индивидуальные особенности детей.Д. П. Использует методы исследования, разработанные в общей психологии, но характер их применения меняется в зависимости от специфики задач Д. П. И возраста испытуемых.При изучении возрастных особенностей личности ребенка проводятся т. Н. Поперечные и продольные исследования. В 1-м случае один и тот же психический процесс исследуется одновременно у детей разных возрастных групп. Во 2-м осуществляется длительное, многолетнее изучение психологических особенностей одних и тех же детей. Это позволяет, в частности, проследить общий ход развития их психики. (См. Лонгитюдное исследование, Стратегия изучения психического развития.)Д.

П. Разрабатывает стандартизованные методы психологической диагностики, позволяющие устанавливать уровень развития психических процессов и свойств, характерный для каждого возрастного этапа.Оформление Д. П. Как самостоятельной области знания началось в середине XIX в. Под влиянием запросов педагогической практики, в связи с разработкой объективных методов психологических исследований. В конце XIX - нач. XX в. В Д. П. Произошел переход от накопления эмпирического материала в виде дневниковых записей к созданию обобщающих работ о психическом развитии ребенка (В. Штерн, К. Коффка, К. Бюлер, А. Бине, А. Ге-зелл и др.). В области Д. П. Проводили исследования А. Валлон, Р. Заззо и др. (Франция), М. Вер-нон, О'Коннор и др. (Англия), С. Холл, Дж.

Брунер, Г. Стивенсон и др. (США). Широкую известность получили исследования Ж. Пиаже и его сотрудников (Швейцария).В России основы Д. П. Были заложены в трудах И. М. Сеченова, К. Д. Ушинского. Существенный вклад в ее развитие внесли работы П. Ф. Каптерева, И. А. Сикорского, А. П. Нечаева, А. Ф. Лазурского, В. М. Бехтерева и др. Важнейшие идеи и положения по Д. П. Были сформулированы в трудах П. П. Блонского, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия и др. Систематические исследования по психологии детей раннего возраста проводили Н. М. Щелованов, Н. Л. Фигурин, М. П. Денисова, Н. М. Аксарина, М. И. Лисина, по психологии ребенка-дошкольника - А. В. Запорожец, Д. Б. Элъконин, А. А. Люблинская, по психологии школьников - А. А. Смирнов, Г. С. Костюк, П. И. Зинченко, Н. А. Менчинская, Л.

И. Божович, П. Я. Гальперин и др.Д. П. Решающее значение в психическом развитии ребенка придает усвоению им исторически сложившихся форм человеческой деятельности. В этом процессе дети приобретают соответствующие знания и умения. У них формируются фундаментальные способности и качества личности. Созревание природных анатомофизиологических особенностей организма и н. С. Ребенка - предпосылка его психического развития. Однако это созревание еще не определяет ни содержания, ни структуры формирующихся у ребенка специфически человеческих свойств и способностей (напр., речевого и музыкального слуха, логического мышления и т. П.).Усвоение детьми общественного опыта происходит в форме активного осуществления различных видов деятельности.

При овладении ребенком каждым видом деятельности наблюдается закономерный переход от усвоения внешних, материальных действий с предметами к выполнению внутренних, умственных действий, позволяющих ориентироваться в соответствующей области действительности. Ориентировочные компоненты целостной деятельности лежат в основе адекватных представлений и понятий ребенка о предметах окружающей действительности. По мере своего психического развития ребенок становится субъектом, способным самостоятельно действовать на основе сознательно поставленных целей (см. Воля).Психическое развитие ребенка - процесс, включающий моменты "самодвижения", возникновения и преодоления противоречий, закономерного перехода от одной качественной ступени к др.

Возрастные периоды (ступени), хотя и связаны с созреванием организма, определяются местом, занимаемым ребенком в системе человеческих отношений (социальной ситуацией развития, по Выготскому), характерными для него типами деятельности. Выделение качественного своеобразия различных ступеней развития и определение их возрастных границ являются задачей возрастной периодизации психического развития. Психологические особенности ступеней развития изменяются в ходе культурно-исторического развития (общества). Главное значение для характеристики ступеней развития ребенка имеют не количество усвоенных знаний и умений или особенности отдельных психических процессов (они могут меняться в самых широких пределах), а специфическая для каждого возраста внутренняя позиция ребенка, его отношение к окружающему, а также своеобразие тех способов, при помощи которых ребенок открывает, познает новые стороны окружающего мира.Педагогический опыт и специальные исследования позволили выделить в развитии ребенка след.

Возрастные периоды. Младенческий возраст (от рождения до 1 т.), ранний возраст (1-3 г.), дошкольный возраст (3-6/7 лет), младший школьный возраст (6/7-10 лет), подростковый возраст (11/12-15 лет), ранний юношеский возраст (15 -17/18 лет). См. Ведущая деятельность..

Значения в других словарях
Детская Культура

Полушутливый термин с серьезным и интересным значением. Он относится к представлению о том, что дети имеют свою собственную "культуру" с социальными правилами, играми, со специальными речевыми приемами, ритуалами и т.д. Каждый человек проходит через культуру и соответственно усваивает ее нормы, но только на время. Взрослые, обращаясь назад к детству, находят, что полностью освоить эту "культуру" так же трудно, как трудно это делать антропологу, исследующему культуру, очень сильно отличающуюся от..

Детская Нейропсихология

(англ. Child neuropsychology) - наука о формировании функциональной мозговой организации в онтогенезе. Возникла на пересечении нейропсихологии, детской психоневрологии, детской психологии и возрастной психофизиологии. Являясь разделом нейропсихологии, в настоящее время Д. Н. Становится самостоятельным направлением. Для Д. Н. Являются основополагающими след. Представления. 1) нейробиологическое созревание той или иной мозговой системы должно опережать развитие конкретного психологического фактора..

Детская Психотерапия

Собирательное понятие, включающее различные психотерапевтические подходы и методы, применяемые для лечения детей и подростков с психическими, пограничными и психосоматическими заболеваниями, направленные и воздействующие на ребенка и его окружение.Д. П. Обычно начинается с установления доверительных отношений между психотерапевтом и ребенком, а в случае необходимости - с устранения острой симптоматики. Затем психотерапевт осуществляет психотерапевтически-ориентированную диагностику расстройств, ..

Детская Сексуальность

В классической фрейдистской психоаналитической теории – способность детей иметь сексуальные желания и ощущения. Особенно ярко это проявляется при прохождении через ряд стадий, начиная с оральной и далее к анальной и ранней генитальной. Так как это понятие было (остается?) очень спорным, комментарии относительно терминологии здесь будут не к месту. У каждого младенца явно наблюдаются поведенческие акты, указывающие на фиксацию его на рте, анусе и гениталиях. Возможно, ортодоксальные фрейдисты был..

Дополнительный поиск Детская Психология Детская Психология

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Детская Психология" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Детская Психология, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 18 символа