Деятельностный Подход

96

В психологии (англ. Activity approach) - совокупность теоретико-методологических и конкретно-эмпирических исследований, в которых психика и сознание, их формирование и развитие изучаются в различных формах предметной деятельности субъекта, а у некоторых представителей Д. П. Психика и сознание рассматриваются как особые формы (виды) этой деятельности, производные от внешне-практических ее форм. Предпосылки Д. П. Складывались в отечественной психологии в 1920-е гг. Ими стали. 1) необходимость новой методологической ориентации, способной вывести психологию из кризиса, начавшегося в 1910-1920-х гг. 2) сдвиг тематики отечественной психологии с лабораторных исследований абстрактных законов сознания и поведения на анализ различных форм трудовой деятельности.

3) исторически обусловленное обращение психологов к философии марксизма, в которой категория деятельности - одна из центральных. В 1930-е гг. Складываются 2 наиболее проработанных варианта Д. П., представленных исследованиями психологических школ С. Л. Рубинштейна, с одной стороны, и А. Н. Леонтьева - с др. В настоящее время оба варианта Д. П. Развиваются их последователями не только в нашей стране, но и в странах Западной Европы, а также в США, Японии и странах Латинской Америки.Большую роль в методологическом обосновании Д. П. Сыграли работы Рубинштейна 1930-х гг., где он сформулировал основополагающий теоретический принцип Д. П. - единства сознания и деятельности принцип. Параллельно, Леонтьевым и др. Членами Харьковской школы теоретически и экспериментально разрабатывается проблема общности строения внешней и внутренней деятельности.

Различия между 2 вариантами Д. П. Отчетливо формулируются в 1940-50-е гг. И затрагивают в основном 2 круга проблем. 1. Это проблема предмета психологической науки. С т. Зр. Рубинштейна, психология должна изучать не деятельность субъекта как таковую, а "психику и только психику", правда, через раскрытие ее существенных объективных связей и опосредовании, в т. Ч. Через исследование деятельности. Леонтьев, напротив, считал, что деятельность неизбежно должна входить в предмет психологии, поскольку психика неотторжима от порождающих и опосредующих ее моментов деятельности, более того. Она сама является формой предметной деятельности (по П. Я. Гальперину, ориентировочной деятельностью).2. Споры касались соотношения собственно внешне-практической деятельности и сознания.

По Рубинштейну, нельзя говорить о формировании "внутренней". Психической деятельности из "внешней". Практической путем интериоризации. До всякой интериоризации внутренний (психической) план уже наличествует. Леонтьев же полагал, что внутренний план сознания формируется как раз в процессе интериоризации изначально практических действий, связывающих человека с миром человеческих предметов. В то же время он утверждал, что при решении проблемы единства сознания и деятельности Рубинштейн не вышел за рамки критикуемой им же дихотомии. Сознание по-прежнему рассматривается не в "деятельностном ключе", а как "переживания", "явления", как "внутреннее", а деятельность предстает как нечто принципиально "внешнее", и тогда единство сознания и деятельности выступает только как постулируемое единство, но недоказываемое.

Леонтьев предлагал свой вариант "снятия". Этой дихотомии. Действительной противоположностью является противоположность между образом и процессом (последний может существовать как во внешних, так и во внутренних формах). Образ и процесс находятся в единстве, однако ведущий в этом единстве - процесс, связывающий образ с отражаемой действительностью (напр., обобщения формируются в процессе реального практического "переноса". Одного способа действия в др. Условия). Отсюда введение Леонтьевым понятий "сознание-образ". И "сознание-процесс", рассмотрение отношении между которыми еще во многом дело будущего.Конкретно-эмпирические разработки принципа единства сознания и деятельности в Д.

П. (при всех различиях в теоретическом его осмыслении) можно разделить условно на 6 групп по формам психического развития:1) в филогенетических исследованиях разрабатывалась проблема возникновения психического отражения в эволюции и выделение стадий психического развития животных в зависимости от их деятельности (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, К. Э. Фабри и др.);2) в историко-антропологических исследованиях в конкретно-психологическом плане рассматривалась проблема возникновения сознания в процессе трудовой деятельности человека (Рубинштейн, Леонтьев), психологические различия между орудиями труда у человека и вспомогательными средствами деятельности у животных (Гальперин);3) в социогенетических исследованиях рассматриваются различия отношений деятельности и сознания в условиях разных исторических эпох и разных культур (А.

Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, М. Коул, представители Критической психологии и др.), однако проблемы социогенеза сознания еще недостаточно разработаны в Д. П.;4) из наиболее многочисленных онтогенетических исследований в русле Д. П. Выросли самостоятельные деятельностно ориентированные теории (теория периодизации психического развития в онтогенезе Д. Б. Эльконина, теории развивающего обучения В. В. Давыдова, теория формирования перцептивных действий А. В. Запорожца и др.);5) функционально-генетические исследования на основе принципа единства сознания и деятельности (развитие психических процессов в короткие временные отрезки) представлены работами не только школ Леонтьева и Рубинштейна, но и др. Известных психологов (Б. М. Теплое, Б.

Г. Ананьев, А. А. Смирнов, Н. А. Бернштейн и др.);6) пато- и нейропсихологические исследования распада высших психических функций и роли конкретных форм деятельности в их восстановлении (А. Р. Лурия, Е. Д. Хомская, Л. С. Цветкова, Б. В. Зейгарник и др.).В рамках перечисленных направлений исследований Д. П. Был разработан ряд важнейших теоретических проблем психологии, в т. Ч. Проблема макро- и микроструктуры человеческой деятельности (деятельность - действие - операция - функциональный блок), проблема строения сознания-образа (чувственная ткань, значение, личностный смысл), проблема интериоризации как важнейшего механизма формирования сознания, проблема периодизации психического развития с использованием разработанного в Д. П. Понятия "ведущая деятельность".

И др. На основе общепсихологических идей Д. П. Разрабатываются деятельностно ориентированные теории в различных отраслях психологии (социальной, детской психологии, патопсихологии и др). (Е. Е. Соколова.)Добавление ред. В ситуации сов. "идеологического общежития", когда стали запрещаться не только многие научные направления, но целые отрасли и даже науки, Рубинштейн и Леонтьев поступили довольно остроумно и мудро, отдав психологию "на сохранение". Философской категории деятельности, бесцеремонно приватизированной марксизмом. Психологи, которым категория деятельности не подошла, спрятались за ленинской "теорией отражения". (и зеркало корчит всезнайку. - О. Мандельштам). Категория деятельности служила для Рубинштейна и Леонтьева своего рода заказником, резервацией, средством идеологической защиты психологии, выживания ее как науки.

Психика либо отождествлялась с деятельностью, либо деятельность выступала в качестве практически единственного объяснительного средства, синонима т. Н. Принципа детерминизма всей психики. В итоге психология оказалась внутри относительно безопасного, с идеологической т. Зр. Круга деятельности и/или "круга отражения", что и позволяло ей существовать. Оба, особенно Леонтьев, писали не самым простым языком, что закрывало на территорию Д. П. Вход профанам. Они дискутировали друг с другом по частным вопросам. Под защитой Д. П. Ряд замечательно философски и идеологически беззаботных ученых проводили психологические исследования. Действительным предметом их работ была не деятельность как таковая, а некоторые особые ее виды, да и то не в полном объеме, напр., игровая, учебная, трудовая, спортивная.

При их изучении использовался и развивался концептуальный аппарат Д. П. Было предложено большое число концептуальных схем анализа деятельности, ни одна из которых не имеет явных преимуществ по сравнению с др.Главным достижением Д. П. Является то, что в его рамках сформировалось продуктивное направление - психология действия, которое представляет собой квинтэссенцию Д. П. (см. Юдин Э. Г.). Изучению подверглись сенсорные, перцептивные, предметные, исполнительские, мнемические, умственные, аффективные и др. Действия, а также их структурные компоненты. Мотивы, цели, задачи, способы выполнения и условия осуществления.Редукция психики к действию оказалась не хуже, а во многом лучше, чем редукция психики к рефлексам, реакциям, ассоциациям, гештальтам, поведению, отражению, познанию, переживанию, гуманизму, нейронам.

Перечисленные формы редукции живы до сих пор.Оценивая претензии Д. П. На создание психологической теории, приходится констатировать их чрезмерность. Деятельность сама нуждается в объяснении. По пути от сознания, личности, души, духа к деятельности психология делает первые шаги. Сейчас психология должна отдать долг и взять "на сохранение". Д. П., разумеется, отпустив на свободу свое сознание, освободившись от рабской зависимости от нее, от полной идентификации себя с ней. См. Также Деятельность как методологическая проблема психологии. (В. П. Зинченко.).

Значения в других словарях
Деятельностно-обусловленная Энергия

Термин классической этологической теории, употребляющийся в отношении предполагаемого источника энергии, который, как принято считать, связан с какой-то определенной неизученной ответной реакцией. Сразу после ответной реакции деятель-ностно-обусловленная энергия очень низка. Она восстанавливается через какое-то время и, согласно исследованиям К. Лоренца, если определенный знак – стимул (или высвободитель энергии) не появляется, энергия уходит и возникает вакуумное действие или, в некоторых ситуа..

Деятельностного Опосредствования Межличностных Отношений Теория

- социально-психологическая теория коллектива, разработанная А. В. Петровским. В Д. О. М. О. Т. Принцип деятельности, образующий центральное звено общепсихологического понимания человека, распространен на область социально-психологических явлений. В основе Д. О. М. О. Т. Лежит представление о том, что в любой реальной развитой (недиффузной) группе межличностные отношения опосредствуются содержанием, целями и задачами социально значимой деятельности этой группы. Группа, осуществляя свою цель, изм..

Деятельностный Подход В Психологии

Категория. Система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Исследования. Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20-е гг. ХХ в. В 30-е гг. Было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии, - С.Л.Рубинштейна, который сформулировал принцип единства сознания и деятельности, и А.Н.Леонтьева, который совместно с другими представ..

Деятельность

Как методологическая проблема психологии - философская и общенаучная категория, универсальная и предельная абстракция, в том смысле, что Д. - это синоним творчества и поэтому не может получить конечного рассудочного определения. "Д., по самому существу ее для рационализма непостижима, ибо Д. Есть творчество, т. Е. Прибавление к данности того, что еще не есть данность, и, следовательно, преодоление закона тождества". (Я. А. Флоренский). В самом общем смысле Д. Можно представить как специ..

Дополнительный поиск Деятельностный Подход Деятельностный Подход

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Деятельностный Подход" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Деятельностный Подход, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 21 символа