Законы И Стадии Развития Высших Психических Функций

139

(в теории Л. С. Выготского). Имеются в виду сформулированные Выготским законы, которые описывают онтогенетические стадии развития высших психических функций (ВПФ). Выготский неоднократно формулировал под разными названиями законы развития ВПФ. Наиболее часто он ограничивался одним законом, который представлен в разных редакциях и с разными названиями. "общий генетический закон культурного развития", "закон социогенеза высших форм поведения", "основной фундаментальный закон построения ВПФ", "общий закон для постоения всех ВПФ", "закон двойного появления ВПФ в истории развития ребенка", "самый важный и основной из генетических законов". Именно этот закон чаще всего воспроизводится в работах, посвященных теории Выготского, а наиболее цитируемой является формулировка из работы "История развития ВПФ".

"Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва - социальном, потом - психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая".Однако в трудах Выготского есть и др. Законы развития ВПФ, В "Педологии подростка". Упомянутый выше закон приводится как второй в ряду из трех законов. Напомним их. 1. Закон перехода от натуральных к культурным (опосредствованных орудиями и знаками) формам поведения. Этот закон можно назвать "законом опосредствования". 2. Закон социогенеза. Переход от социальных (интерпсихических) к индивидуальным формам поведения, в результате чего средства социальной формы поведения становятся средствами индивидуальной формы поведения.

3. Закон перехода функций извне внутрь. "Этот процесс перехода операций извне вовнутрь мы и называем законом вращивания". (см. Интериоризация). Позднее, в работе "Мышление и речь", Выготский сформулировал еще один закон, который можно считать дополняющим и замыкающим данный ряд. (Сам Выготский ввел этот закон без указания на его положение в ряду др. Законов.) 4. "Общий закон развития состоит в том, что осознание и овладение свойственны только высшей ступени в развитии к.-л. Функции. Очевидно, данный закон можно назвать "законом осознания и овладения". (См. Также. Интеллектуализация.)Имеются ли к.-л. Критерии для проверки точности формулировок и названий. Иначе говоря, существует ли внутренняя логика в этом законодательстве.

Можно ли считать, что приведенные четыре закона образуют полный набор. Если принять, что они являются законами переходного типа, которые описывают переход от одной стадии развития к след., то очевидно, что количество законов должно составлять N - 1, где N- количество стадий. Поэтому поставленные вопросы связаны с выявлением стадий развития.Чаще всего в работах Выготского встречается четырехстадийная схема (реже - трехстадийная) культурного развития как в общественно-историческом, так и онтогенетическом планах. Первый вариант этой схемы появился еще в статье "Проблема культурного развития ребенка". (1928). В последующих работах она повторялась с непринципиальными изменениями названий стадий. Очевидно, в рамках четырехстадийной схемы максимальное количество законов переходного типа не м.

Б. Больше трех. Однако вышеупомянутые 4 закона предполагают пятистадийную схему. Более того, логико-семантический анализ работ Выготского (Мещеряков Б. Г., 1998) выявил еще две стадии, которые принадлежат к имплицитному содержанию этой концепции. Т. О., в концепции Выготского можно установить след. 7 стадий. 1) натуральная функция. 2) примитивная (доречевая) интерпсихическая функция. 3) высшая (речевая) интерпсихическая функция. 4) стадия наивной психологии (она же - магическая). 5) экстрапсихическая функция. 6) спонтанная интрапсихическая функция. 7) произвольная интрапсихическая функция (или ВПФ в узком смысле). Отсюда можно сделать вывод, что число законов должно составить шесть.В расширенной схеме, как минимум, нуждаются в пояснении критерии различения 2-й и 3-й стадий.

К сожалению, в работах Выготского нет однозначного толкования примитивности ВПФ (в широком смысле). В одних случаях подчеркивается их пассивный характер, в др. - непонимание психологической функции знаковых средств, в третьих - особенности используемых знаков (доречевой уровень коммуникации). Более фундаментальным и эвристичным критерием был признан третий (Мещеряков Б. Г., 2000), что, однако, не исключает использования др. Критериев в качестве дополнительных характеристик стадий и выделения подстадий (напр., подстадий позиционно-пассивной и позиционно-активной интерпсихической функции, в зависимости от того, какую позицию занимает ребенок в совместной деятельности). Аналогично, и "магическое отношение".

Также м. Б. Связано с интерпсихической функцией, хотя здесь оно скрыто конвенциональной ролью знака как средства общения.Кроме того, заслуживает пояснений след. Проблема. Как возможно, чтобы после "высшей интерпсихической функции". Следовала "стадия наивной психологии", в отношении которой Выготский иногда использовал атрибуты "примитивная". И "низшая". Одна из возможностей парировать это недоумение подсказана самим Выготским. "Переход от коллективной формы поведения к индивидуальной на первых порах снижает характер всей операции, включает ее в систему примитивных функций. Социальные формы поведения сложнее, они развиваются у ребенка раньше. Становясь индивидуальными, они снижаются до функционирования по более простым законам".

Примером регресса может служить малопонятная (внешнему наблюдателю) эгоцентрическая речь. В сравнении с социальной (коммуникативной) речью она может трактоваться как регресс (декаляж, в терминах Ж. Пиаже). Др. Возможность заключается в том, чтобы допустить наличие "магического отношения". К знакам и на предыдущих стадиях. Использование речи для общения со взрослыми не исключает, напр., употребления ребенком речи и в отношении животных, растений и даже неживых предметов. В этом же смысле м. Б. Понят и признаваемый Выготским факт т. Н. "номинального реализма". (у детей), когда слово "рассматривается". Как одно из свойств предмета в ряду других свойств. Наконец, необходимо иметь в виду, что возникновение новообразований в ходе развития не предполагает автоматического отмирания прежних форм.

В том понимании психического развития, которое разрабатывал Выготский, достаточно четко проглядывает идея, что генетически более старые формы поведения перестраиваются под влиянием новых и продолжают свое развитие. Напр., Выготский писал, что "в мышлении подростка возникают не только совершенно новые сложные синтетические формы, которых не знает трехлетка, но и те элементарные примитивные формы, которые приобретает ребенок уже в трехлетнем возрасте, в переходный период перестраиваются на новых основах".Представленную семистадийную схему развития ВПФ необходимо воспринимать как уточнение позиции Выготского, но при этом не забывать о ее гипотетичности и приблизительности (на чем настаивал и сам автор).

Важно, чтобы схема имела эвристическое значение, т. Е. Могла бы служить для организации новых исследований, для объяснения и систематизации большого разнообразия фактов, что, собственно, мы и наблюдаем в данном случае. (Б.М.).

Значения в других словарях
Закон, Эмпирический

Принцип или обобщение, связывающее переменные друг другу и основанное на наблюдениях или результатах экспериментов. Такие законы в основном представляют собой не больше, чем описания согласованности событий или фактов. Закон Вебера – хороший пример эмпирического закона.. ..

Законы Аддитивного Смешения Цветов

Словообразование. Происходит от лат. Additio - прибавление. Автор. Первоначально сформулированы И.Ньютоном. Категория. Правила получения определенных цветов за счет их смешивания. Специфика. Это - следующие правила. - для каждого цвета существует другой единственный цвет ("дополнительный"), при смешении с которым получается ахроматический серый цвет. - субъективно одинаково воспринимающиеся цвета при смешении с другими цветами дают также одинаково воспринимающиеся цвета, вне зависимости от их сп..

Законы Йеркса - Додсона

Авторы. Р.М.Йеркс и Дж.Д.Додсон. Категория. Эмпирические закономерности, связывающие мотивацию и качество деятельности. Специфика. В первом законе определяется, что соотношение мотивации и качества деятельности выражается колоколообразным графиком. При повышении мотивации до определенного уровня растет и качество деятельности, но дальнейшее повышение мотивации, после достижения плато, приводит к снижению продуктивности. Во втором законе определяется, что при более сложной задаче является более о..

Законы Йеркса-додсона

- установление зависимости качества (продуктивности) выполняемой деятельности от интенсивности (уровня) мотивации. Открыты американскими психологами Р. М. Йерксом и Дж. Д. Додсоном при исследовании зависимости научения от силы подкрепления у мышей. Подтвердились на материале других видов деятельности и мотивации у животных и человека. Первый закон Йеркса-Додсона утверждает, что по мере возрастания интенсивности мотивации качество деятельности изменяется соответственно колоколообразной кривой. Сн..

Дополнительный поиск Законы И Стадии Развития Высших Психических Функций Законы И Стадии Развития Высших Психических Функций

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Законы И Стадии Развития Высших Психических Функций" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Законы И Стадии Развития Высших Психических Функций, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "З". Общая длина 51 символа