Запорожец Александр Владимирович

97

(30.08.1905, Киев - 7.10.1981) - советский психолог, ученик Л.С.Выготского. Биография. Окончил в 1930 г. Педагогический факультет 2-го МГУ. Работал в качестве лаборанта у А.Р.Лурия. С 1931 г. Работал сначала старшим ассистентом, затем заведующим лабораторией сектора психологии Психоневрологической академии, доцентом и заведующим кафедрой психологии Харьковского педагогического института им. М.Горького. В первые годы Великой отечественной войны работал в госпитале, в 1943 г. Преподавал на отделении психологии МГУ. С 1944 г. Заведовал лабораторией психологии детей дошкольного возраста Института психологии АПН РСФСР. В 1959 г. Защитил докторскую диссертацию по педагогике. С 1960 - профессор. Член-корр. АПН РСФСР (1959). С 1960 г.

Директор Института дошкольного воспитания АПН СССР. Исследования. В 30-е гг. В рамках исследований, проводимых в Харьковской деятельностной психологической школе, занимался вместе с А.Н.Леонтьевым проблемой возникновения психики в филогенезе. Было показано, что в основе любого познавательного процесса лежат практические действия, в частности, что восприятие и мышление являются системой свернутых "перцептивных действий", в которых происходит уподобление основным свойствам предмета и, за счет этого, формирование перцептивного или мыслительного образа. В дальнейшем приступил к разработке положения о развитии эмоций как процесса постепенного овладения действиями оценки смысла ситуации. Создал концепцию возникновения и развития произвольных движений и действий, где, в частности, обобщил свой опыт восстановления движений у раненых во время Отечественной войны.

Сочинения. Восстановление движений. М., 1945 (совм. С А.Н.Леонтьевым). Развитие рассуждений в дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание. 1947, № 8. Психология. М., 1955. Развитие произвольных движений. М., 1960. Избранные психологические труды. В 2-х т. М. Педагогика, 1986.

Значения в других словарях
Запоминать

Сохранять в памяти. Обычно подразумевается, что используется такой процесс памяти, как механическое запоминание путем повторения.. ..

Запор

(constipation, costive) - состояние, при котором опорожнение кишечника происходит редко, или кал плотный в виде небольших шариков, или когда дефекация значительно затруднена и болезненна. Частота опорожнения кишечника является сугубо индивидуальной характеристикой и может быть различной у разных людей, поэтому установить какую-либо норму достаточно сложно. Возникновение запора у людей, у которых до этого происходило регулярное опорожнение кишечника, может быть симптомом какого-либо кишечного заб..

Запорожец Александр Владимирович | Zaporozhets, Alexander (1905-1981)

Широкая известность Запорожца связана с его понятием "перцептивного действия" и теорией произвольных действий. Он развил понятие перцептивного действия, которое объединило проблемы сенсомоторных навыков и когнитивного развития.. ..

Запредельное Торможение

Категория. Форма торможения. Специфика. Развитие процессов торможения при достижении силы раздражения критической, биологически допустимой границы.. ..

Дополнительный поиск Запорожец Александр Владимирович Запорожец Александр Владимирович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Запорожец Александр Владимирович" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Запорожец Александр Владимирович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "З". Общая длина 32 символа